Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночный спрос и определяющие его факторы.




ГЛаВа 2.

Рыночный спрос. Рыночное предложение.

 

Рыночный спрос и определяющие его факторы.

Рыночный спрос — это зависимость между ценой единицы товара и количеством товара, которое потребители готовы купить при каждой возможной цене за определенный период времени и при прочих равных условиях.

Следует обратить внимание на то, что при таком определении рыночного спроса мы абстрагируемся от влияния на спрос других факторов (доходы и вкусы потребителей, цены на сопряженные блага и т.д.), предполагая их неизменными, что и отражено словами «при прочих равных условиях». Однако в реальной жизни перечисленные выше факторы оказывают существенное воздействие на спрос потребителей. Поэтому количество покупаемого товара в общем случае является функцией не одной переменной (цены данного товара), а многих переменных (цены данного товара, уровня дохода потребителей, цен на товары-заменители, цен на дополняющие блага, предпочтений потребителей и др.):

 

Qd = f (P, I, Psub, Pcomp, pref, …)

Построение кривой рыночного спроса. Для того чтобы графически построить кривую рыночного спроса, мы рассматриваем цену товара как переменную величину, а все другие факторы, влияющие на спрос как постоянные величины. Поэтому кривая рыночного спроса изображается, как правило, в координатах «количество спрашиваемого блага» – «цена единицы блага» и иллюстрирует функциональную зависимость величины спроса на данное благо от его цены (рис. 2-1).

Кривая рыночного спроса строится путём горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса, т.е. путём сложения количеств товара, спрашиваемых на рынке каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене товара (см. рис. 2-2).

 

 

Обычно кривая рыночного спроса имеет отрицательный наклон, что иллюстрирует обратную зависимость между ценой товара и его количеством, покупаемым потребителями. Эту обратную зависимость называют законом спроса, который гласит: чем выше цена, тем меньше количество товара, на которое предъявляется спрос; и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество данного товара готовы купить потребители за определенный период времени при прочих равных условиях.

Необходимо различать следующее. Если причиной изменения количества покупаемого товара является изменение цены данного товара, то это отражается на графике, представленном на рис. 2-1, перемещением из одной точки в другую на той же самой кривой спроса.


Если причиной является не изменение цены данного товара, а изменение других факторов спроса, которые получили название неценовых детерминант спроса, то изменение в спросе выражается смещением всей кривой спроса либо вправо – увеличение спроса (рис. 2-3), либо влево – уменьшение спроса (рис. 2-4).

Неценовые детерминанты спроса:

· уровень дохода потребителей (I);

· цены товаров-заменителей (Psub);

· цены дополняющих благ (Pcomp);

· вкусы и предпочтения потребителей (pref);

· ожидаемое в будущем увеличение или снижение цен на товар;

· сезонность потребления товара;

· демографические факторы;

· политические факторы;

· природные катаклизмы.

Если вкусы потребителей изменяются, например, под воздействием моды или рекламы, то кривая спроса сдвигается. Увеличение спроса на вещи, вошедшие в моду, перемещает кривую спроса вправо. Рост населения или любое другое увеличение числа покупателей на рынке данного товара обусловливает возрастание спроса и сдвигает кривую спроса вправо.

Если и являются взаимозаменяемыми товарами (например, оливковое и подсолнечное масло), то при увеличении цены товара и неизменной цене товара потребители будут готовы покупать большее количество товара следовательно, кривая спроса на товар сместится вправо. Если

 
 

же цена товара упадёт, то кривая спроса на товар сместится влево. Для взаимодополняющих товаров (например, автомобили и бензин) характерна обратная ситуация: снижение цены товара ведёт к увеличению спроса на товар а повышение цены товара ведёт к сокращению спроса на товар

Если в будущем ожидается увеличение цен на сахар, то можно полагать, что при прочих равных условиях кривая спроса на сахар сместится вправо. Если ожидается снижение цены, то кривая спроса сместится влево.

Воздействие на рыночный спрос изменений в уровне дохода потребителей неоднозначно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше мясных продуктов, фруктов, бытовой техники, модной одежды. И, наоборот, при снижении доходов спрос на эти товары падает. Блага, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода потребителей, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. На рис. 2-5 показано, как сдвигается кривая спроса на нормальное благо при изменении доходов потребителей.

На некоторые товары спрос, напротив, может уменьшаться с возрастанием доходов потребителей. Так, например, в пищевом рационе людей с низким уровнем дохода преобладают хлеб, макаронные изделия, крупы, дешёвые овощи (свекла, капуста, морковь). Если бы доходы этой группы населения существенно возросли, то данные потребители переключились бы на покупку дорогих сортов мяса и рыбы, фруктов, кондитерских изделий, которые вытеснили бы из их рациона каши, хлеб и вермишель. Блага, спрос на которые снижается с ростом доходов, и, наоборот, увеличивается с уменьшением доходов, называются инфериорными товарами, или товарами низшей категории. На рис. 2-6 показано, как сдвигается кривая спроса на инфериорный товар при изменении доходов потребителей.

Наконец, существуют товары, которые потребители покупают в одном и том же количестве независимо от величины дохода. Эти товары не относят ни к нормальным, ни к инфериорным благам. В качестве примера можно привести обычную столовую соль. Действительно, если ваш доход существенно вырос, то вы не будете есть более солёную пищу. С другой стороны, при снижении дохода вы вряд ли будете экономить на поваренной соли. Товары, относящиеся к данной категории благ, занимают сравнительно небольшую долю в бюджете потребителя и при этом оказываются чрезвычайно важными для жизнедеятельности человека. Очевидно, что для таких благ кривая спроса не изменит своего положения при изменении доходов потребителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...