Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кривая рыночного предложения.




В этом параграфе мы рассмотрим рыночное предложение в краткосрочном периоде.

 
 

Для отрасли в целом краткосрочныйпериод определяется как такой период времени, в течение которого фирмы, работающие в данной отрасли, могут изменить количество предлагаемой продукции в ответ на изменение рыночной цены, но количество фирм, функционирующих в данной отрасли, остается фиксированным. Таким образом, в краткосрочном периоде новые фирмы не входят на этот рынок, а старые фирмы не покидают его.

Кривая рыночного предложения показывает, какое количество товара готовы произвести и предложить к продаже все производители отрасли при каждой возможной цене за определённый период времени и при прочих равных условиях.

Кривую рыночного предложения в краткосрочном периоде можно построить, складывая – при каждой возможной цене – количества продукции, предлагаемые всеми фирмами отрасли (рис. 5-8). Для наглядности предположим, что на совершенно конкурентном рынке картофеля функционируют только три продавца. В таблице 5-1 приведена информация об объёмах индивидуального предложения картофеля каждым из этих продавцов при четырех различных ценах.

  Таблица 5-1
Цена 1 кг картофеля (руб./кг) Объём предложения продавца 1 (кг в неделю) Объём предложения продавца 2 (кг в неделю) Объём предложения продавца 3 (кг в неделю) Объём рыночного предложения (кг в неделю)
         
         
         
         

 

Кривые индивидуального предложения каждого продавца строятся по точкам, координаты которых заданы в таблице 5-1. На рис. 5-8 кривые предложения первого, второго и третьего продавца. Объём рыночного предложения картофеля получается суммированием объёмов индивидуального предложения при каждой возможной цене. Так, при цене 2 руб./кг объём рыночного предложения составит: 0 + 45 + 30 = 75 кг; при цене 5 руб./кг: 20 + 70 + 75 = 165 кг; при цене 6 руб./кг: 25 + 80 + 90 = 195 кг; при цене 7 руб./кг: 30 + 85 + 100 = 215 кг. На основе полученных данных об объеме рыночного предложения при каждой возможной цене строим кривую рыночного предложения. На рис. 5-8 она обозначена буквой

Кривая предложения каждой отдельной фирмы имеет положительный наклон, так как является частью кривой предельных издержек, расположенной над кривой средних переменных издержек. Поэтому и кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде будет иметь положительный наклон. Эту функциональную зависимость экономисты часто интерпретируют как закон предложения: чем выше цена товара, тем большее количество товара производители готовы произвести и предложить к продаже на рынке при прочих равных условиях.

Ценовая эластичность предложения () показывает, на сколько процентов изменится предлагаемое к продаже количество товара в результате изменения цены товара на один процент. Коэффициент ценовой эластичности предложения обычно является положительной величиной, так как при увеличении цены объём предложения тоже возрастает, и наоборот. Эластичность предложения по ценеможно рассчитать, используя следующую формулу:

(5.20) , где

Pпервоначальная цена товара;

Qпервоначальное количество продаваемого товара;

Q – изменение количества продаваемого товара;

P – изменение цены товара.

Следует иметь в виду, что - в общем случае - значения коэффициента эластичности будут различаться в каждой точке кривой предложения. Поэтому более корректным способом измерения ценовой эластичности в отдельной точке кривой предложения является использование коэффициента точечной эластичности, который рассчитывается с использованием производной по формуле:

 

(5.21)

 

Однако использование формулы (5.21) возможно лишь в том случае, если нам известна функция предложения. Если функция предложения неизвестна, тогда при небольших изменениях цены и количества продаваемого товара пользуются формулой (5.20), а при значительных изменениях цены и объема предложения применяют коэффициент дуговой эластичности:

  (5.22)

где: первоначальная цена;

новая цена (после изменения);

количество товара, которое предлагалось к продаже при цене

количество товара, которое предлагается к продаже при цене

Эластичное и неэластичное предложение. Предложение является эластичным по цене товара, если при однопроцентном изменении цены товара объем предложения изменяется более чем на один процент:

(5.23)

Предложение считается неэластичным по цене товара, если при однопроцентном изменении цены товара объем предложения изменяется менее чем на один процент:

 

(5.24)

Предложение с единичной эластичностью наблюдается, когда процентное изменение количества продаваемой продукции оказывается равным вызвавшему его процентному изменению цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения в этом случае равен единице.

Совершенно неэластичное предложениеозначает, что продавцы не могут изменить количество предлагаемого к продаже товара в ответ на изменение цены данного товара. Кривая предложения в системе координат (Q, P) будет вертикальной линией, а коэффициент эластичности будет равен нулю.

Совершенно эластичное предложениеозначает, что продавцы могут предложить к продаже как угодно много товара при одной и той же цене этого товара. Такая ситуация может наблюдаться в долгосрочном периоде, когда на данный отраслевой рынок входят новые фирмы. Кривая предложения в системе координат (Q, P) будет горизонтальной линией, а значение коэффициента ценовой эластичности будет стремиться к бесконечности.

Пример: линейная функция предложения. Предположим, что функция предложения является линейной. Тогда верными оказываются следующие утверждения. Если кривая предложения пересекает ось цен (рис. 5-9), то предложение будет эластичным по цене в каждой точке кривой предложения. Если эта кривая пересекает ось, на которой откладывается количество товара (рис. 5-10), то предложение будет неэластичным по цене в каждой точке кривой предложения. Если кривая предложения выходит из начала координат (рис. 5-11), тогда в каждой точке кривой значение коэффициента ценовой эластичности предложения будет равно единице. Докажем эти утверждения.

(5.25) или
   

На рис. 5-9 представлена обратная функция предложения, заданная линейно и пересекающая ось ординат в точке А. Как известно, график линейной функции - это прямая линия, угол наклона которой является постоянной величиной. На рис. 5-9 он обозначен буквой Тангенс угла есть отношение противолежащего катета треугольника ABC к прилежащему катету, или первая производная обратной функции предложения:

 

 

Мы получили геометрическую интерпретацию первого сомножителя в формуле коэффициента ценовой эластичности предложения. Для того чтобы определить второй сомножитель, проведём луч из начала координат через любую точку кривой предложения, например, через точку B. Угол наклона луча обозначим буквой Тангенс этого угла равен отношению противолежащего катета в треугольнике OBQ к прилежащему катету. Противолежащий катет BQ есть не что иное, как значение цены в точке B, то есть P. Длина прилежащего катета OQ – это количество предлагаемого к продаже товара в точке B, то есть Q. Следовательно, Теперь преобразуем формулу коэффициента ценовой эластичности предложения следующим образом:

(5.26)

На рис. 5-9 угол меньше, чем угол тогда и Следовательно, и предложение является эластичным при любом значении цены товара.

 

 
 

Аналогичным образом следует рассуждать и в других случаях. На рис. 5-10 представлена кривая предложения Она тоже является графиком линейной функции предложения, но пересекает, не ось ординат, а ось абсцисс. Угол ее наклона обозначим, как и в первом случае, буквой Проведём через точку В, принадлежащую кривой предложения, луч из начала координат. Угол наклона луча обозначим буквой

В точке B а коэффициент ценовой эластичности предложения, как и в первом случае: Однако во втором случае угол больше, чем угол и Следовательно, , и предложение является неэластичным по цене товара. Данный вывод справедлив для любой точки, принадлежащей кривой предложения

На рис. 5-11 кривая предложения выходит из начала координат. Здесь луч, проведённый из начала координат через любую точку кривой предложения (например, через точку B), совпадает с кривой предложения. Тогда углы их наклона будут одинаковы, а соответственно равны друг другу и тангенсы этих углов: Следовательно, (ценовая эластичность предложения в каждой точке кривой предложения постоянна и равна единице).

 

 
 

Неценовые детерминанты предложения.

 

Помимо цены самого товара, существуют и другие факторы, влияющие на количество товара, которое продавцы готовы предложить к продаже на рынке. Эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения. К ним относятся: цены на факторы производства, необходимые для выпуска готовой продукции; технология – методы производства товаров и услуг; налоги и субсидии государства; цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же самых факторов производства; ожидаемое в будущем изменение цены на данный товар.

Предположим, что производители ожидают рост цен на свой товар в будущем. Тогда они могут задержать доставку продукции на рынок по сегодняшним более низким ценам, и это сократит предложение товара. Сокращение предложения изображается графически путём сдвига кривой предложения влево (рис. 5-12). Теперь предположим, что в определенном географическом регионе одинаково хорошо растут и пшеница, и гречиха. Если спрос на пшеницу упадет и ее цена снизится, фермеры станут отводить меньшую площадь под посевы пшеницы, и б о льшую площадь засевать гречихой. В результате рыночное предложение гречихи увеличится, и кривая предложения сместится вправо (рис. 5-13).

Кривая предложения конкурентной фирмы основывается на кривой предельных издержек. Поэтому уменьшение цен на факторы производства, совершенствование технологий, снижение количественных налогов и предоставление количественных субсидий приводят к сокращению издержек на производство единицы продукции и увеличивают предложение товара при той же самой рыночной цене товара. Рост цен на факторы производства, снижение производительности труда, введение количественных налогов и сокращение количественных субсидий приводят к увеличению издержек на производство единицы продукции и уменьшают предложение товара при той же самой рыночной цене товара.

 


[1] А. В. Суворов. Доходы и потребление населения: макроэкономический анализ и прогнозирование. – М.: МАКС Пресс, 2001, с. 150.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...