Кривая рыночного предложения.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В этом параграфе мы рассмотрим рыночное предложение в краткосрочном периоде.
Для отрасли в целом краткосрочныйпериод определяется как такой период времени, в течение которого фирмы, работающие в данной отрасли, могут изменить количество предлагаемой продукции в ответ на изменение рыночной цены, но количество фирм, функционирующих в данной отрасли, остается фиксированным. Таким образом, в краткосрочном периоде новые фирмы не входят на этот рынок, а старые фирмы не покидают его. Кривая рыночного предложения показывает, какое количество товара готовы произвести и предложить к продаже все производители отрасли при каждой возможной цене за определённый период времени и при прочих равных условиях. Кривую рыночного предложения в краткосрочном периоде можно построить, складывая – при каждой возможной цене – количества продукции, предлагаемые всеми фирмами отрасли (рис. 5-8). Для наглядности предположим, что на совершенно конкурентном рынке картофеля функционируют только три продавца. В таблице 5-1 приведена информация об объёмах индивидуального предложения картофеля каждым из этих продавцов при четырех различных ценах.
Кривые индивидуального предложения каждого продавца строятся по точкам, координаты которых заданы в таблице 5-1. На рис. 5-8
Кривая предложения каждой отдельной фирмы имеет положительный наклон, так как является частью кривой предельных издержек, расположенной над кривой средних переменных издержек. Поэтому и кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде будет иметь положительный наклон. Эту функциональную зависимость экономисты часто интерпретируют как закон предложения: чем выше цена товара, тем большее количество товара производители готовы произвести и предложить к продаже на рынке при прочих равных условиях. Ценовая эластичность предложения ( (5.20) P – первоначальная цена товара; Q – первоначальное количество продаваемого товара; ∆ Q – изменение количества продаваемого товара; ∆ P – изменение цены товара. Следует иметь в виду, что - в общем случае - значения коэффициента эластичности будут различаться в каждой точке кривой предложения. Поэтому более корректным способом измерения ценовой эластичности в отдельной точке кривой предложения является использование коэффициента точечной эластичности, который рассчитывается с использованием производной по формуле:
Однако использование формулы (5.21) возможно лишь в том случае, если нам известна функция предложения. Если функция предложения неизвестна, тогда при небольших изменениях цены и количества продаваемого товара пользуются формулой (5.20), а при значительных изменениях цены и объема предложения применяют коэффициент дуговой эластичности:
где:
Эластичное и неэластичное предложение. Предложение является эластичным по цене товара, если при однопроцентном изменении цены товара объем предложения изменяется более чем на один процент: (5.23) Предложение считается неэластичным по цене товара, если при однопроцентном изменении цены товара объем предложения изменяется менее чем на один процент:
(5.24) Предложение с единичной эластичностью наблюдается, когда процентное изменение количества продаваемой продукции оказывается равным вызвавшему его процентному изменению цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения в этом случае равен единице. Совершенно неэластичное предложениеозначает, что продавцы не могут изменить количество предлагаемого к продаже товара в ответ на изменение цены данного товара. Кривая предложения в системе координат (Q, P) будет вертикальной линией, а коэффициент эластичности будет равен нулю. Совершенно эластичное предложениеозначает, что продавцы могут предложить к продаже как угодно много товара при одной и той же цене этого товара. Такая ситуация может наблюдаться в долгосрочном периоде, когда на данный отраслевой рынок входят новые фирмы. Кривая предложения в системе координат (Q, P) будет горизонтальной линией, а значение коэффициента ценовой эластичности будет стремиться к бесконечности.
На рис. 5-9 представлена обратная функция предложения, заданная линейно и пересекающая ось ординат в точке А. Как известно, график линейной функции - это прямая линия, угол наклона которой является постоянной величиной. На рис. 5-9 он обозначен буквой
Мы получили геометрическую интерпретацию первого сомножителя в формуле коэффициента ценовой эластичности предложения. Для того чтобы определить второй сомножитель, проведём луч из начала координат через любую точку кривой предложения, например, через точку B. Угол наклона луча обозначим буквой
На рис. 5-9 угол
Аналогичным образом следует рассуждать и в других случаях. На рис. 5-10 представлена кривая предложения
В точке B На рис. 5-11 кривая предложения
Неценовые детерминанты предложения.
Помимо цены самого товара, существуют и другие факторы, влияющие на количество товара, которое продавцы готовы предложить к продаже на рынке. Эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения. К ним относятся: цены на факторы производства, необходимые для выпуска готовой продукции; технология – методы производства товаров и услуг; налоги и субсидии государства; цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же самых факторов производства; ожидаемое в будущем изменение цены на данный товар. Предположим, что производители ожидают рост цен на свой товар в будущем. Тогда они могут задержать доставку продукции на рынок по сегодняшним более низким ценам, и это сократит предложение товара. Сокращение предложения изображается графически путём сдвига кривой предложения влево (рис. 5-12). Теперь предположим, что в определенном географическом регионе одинаково хорошо растут и пшеница, и гречиха. Если спрос на пшеницу упадет и ее цена снизится, фермеры станут отводить меньшую площадь под посевы пшеницы, и б о льшую площадь засевать гречихой. В результате рыночное предложение гречихи увеличится, и кривая предложения сместится вправо (рис. 5-13). Кривая предложения конкурентной фирмы основывается на кривой предельных издержек. Поэтому уменьшение цен на факторы производства, совершенствование технологий, снижение количественных налогов и предоставление количественных субсидий приводят к сокращению издержек на производство единицы продукции и увеличивают предложение товара при той же самой рыночной цене товара. Рост цен на факторы производства, снижение производительности труда, введение количественных налогов и сокращение количественных субсидий приводят к увеличению издержек на производство единицы продукции и уменьшают предложение товара при той же самой рыночной цене товара.
[1] А. В. Суворов. Доходы и потребление населения: макроэкономический анализ и прогнозирование. – М.: МАКС Пресс, 2001, с. 150.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|