у лиц, пользующихся съемными протезами 5 страница
Следующей особенностью повторного протезирования является фор- ма базиса старого протеза, его толщина и т. д. Изменение словообразова- ния возможно и в результате нарушения артикуляционных пунктов, об- условленного постепенным уплощением небного свода, а также измене- нием положения зубов. При выяснении причин нарушения речи положительный результат мо- жет дать разговорная проба. Больному предлагают сказать слова, содер- жащие много звуков " с" или " ш" (сосняк, шалаш, шорох и т. д. ). Эти звуки образуются при контакте языка с поверхностью базиса, расположенного немного выше шеек зубов. Во время произношения звуков " л", " д", " т" язык упирается в небные поверхности передних зубов (дот, тот, лодка). Если при произношении звука " с" возникают трудности, необходимо произвести коррекцию переднего отдела небной поверхности протеза путем снятия излишков пластмассы для уменьшения толщины базиса. Нарушение речи может быть врожденным. Такое нарушение устранить очень трудно. Произношение может измениться при снижении межальвеолярной высоты и сужении зубных дуг. В подобных случаях необходимо увеличить меж- альвеолярную высоту. Лучше всего поставить тонкие зубы, а с небной стороны убрать как можно больше воска. Иногда при значительных нару- шениях необходимо увеличить место для языка путем выдвижения перед- них зубов. При нарушении произношения звуков " д", " т" передние зубы надо сдвинуть лабиально, уменьшив толщину базиса, или поставить более тон- кие зубы. Если эти мероприятия не увеличили пространства для языка и не дали положительного результат, то в этом случае может помочь замена пластмассового базиса на металлический.
Таким образом, при повторном протезировании больных необходимо тщательно изучить атрофию альвеолярной части, сужение альвеолярной дуги, форму старого протеза, его толщину, постановку зубов на старых протезах. Все это должно быть учтено при повторном протезировании, особенно у лиц, которым по роду профессиональной деятельности при- ходится много говорить.
ОРТОДОНТИЯ Ортодонтией называется раздел ортопедической стоматологии, за- нимающейся изучением этиологии, методов лечения и профилактики ано- малий зубочелюстной системы. Объектом ортодонтических вмешательств прежде всего является зу- бочелюстная системы детей и подростков. Поэтому ортодонтию включают в комплекс плановой санации полости рта школьников. Однако, влияние ортодонтического лечения зубочелюстной системы у детей выходит за пределы полости рта и даже лицевого скелета. Ликвидация тяжелых аномалий и связанных с ними функциональных нарушений благоприятно сказывается на развитии всего организма ре- бенка. Поэтому ортодонтическое лечение не достаточно рассматривать лишь в ключе санации полости рта, а следует оценивать в плане общих оздоровительных мероприятий всего населения. Аномалии зубочелюстной системы, не устраненные в детском возра- сте, сохраняются и у взрослых. Болезни пародонта и частичной потери зубов вызывают деформации зубных рядов, связанные с перемещением зубов. Окклюзионные нарушения при аномалиях и деформациях, являю- щиеся основным патогенетическим фактором развития заболеваний па- родонта, жевательных мышц и височно-нижнечелюстных суставов, созда- ют необходимость ортодонтического лечения взрослых. Успехи в изучении этиологии, патогенеза, методов лечения и профи- лактики аномалий зубочелюстной системы, экспериментальные исследо- вания и сложившиеся теоретические принципы приводят к тому, что орто- донтия в настоящее время из раздела ортопедической стоматологии пре- вращается в самостоятельную науку.
Определение аномалии. Каждый орган человека, в том числе и органы полости рта, имеют более или менее определенную форму, которую принимают за норму. Одни органы довольно стойко сохраняют эту форму, другие имеют большое количество отклонений от нее, называемых анатомическими вариантами, или переходными (пограничными) формами. Отклонение от структуры (формы) и функции, присущей данному биологическому виду (органу), возникшее вследствие нарушения разви- тия организма, принято называть аномалиями. У одних лиц диагностика аномалий не представляет трудности, у дру- гих - это весьма сложная задача. Так, например, за норму принято считать 28 или 32 зуба. Увеличение количества зубов до 33 или уменьшение их числа до 27 бесспорно считается аномалией. Труднее определить норму и аномалию для величины коронок зубов. В этом случае приходится прибе- гать к методам вариационной статистики. Следует заметить, что различия между аномалией и вариацией фор- мы и строения органов нерезки и условны. Можно встретить, например, пациента, у которого ширина передних зубов будет резко отклоняться от вычисленной границы нормы. Однако для данного субъекта, имеющего развитые челюсти и большое лицо, такой размер коронок не будет нару- шать ни внешнего вида, ни устойчивости зубных рядов, ни их правильного строения. Таким образом, то, что для одного человека могло быть анома- лией, для другого может быть нормой. В отдельных случаях определить норму невозможно даже с помощью методов вариационной статистики. Примером решения задачи подобной трудности является определение нормы и аномалии для верхнего третье- го моляра. Его форма, количество жевательных бугорков и корней насто- лько вариабельны, что вывести норму для него не представляется воз- можным. В норме жевательный аппарат имеет определенную индивидуальную морфологическую структуру, обеспечивающую нормальную функцию и эстетический оптимум. За такую норму принимают жевательный аппарат, построенный по типу ортогнатического прикуса. Прямой, опистогнатиче- ский прикусы, ортогнатический прикус с протрузией передних зубов яв- ляются пограничными вариантами нормы. Перекрытие нижних зубов
верхними одноименными на треть длины их коронок следует считать нор- мой, а более глубокое перекрытие, но с сохранением режуще-бугоркового контакта, пограничной или переходной формой. Всегда ли аномалия, являясь нарушением формы органа, сопровож- дается изменениями функции? На этот вопрос следует ответить отрица- тельно. Степень морфологических изменений при аномалиях зубочелюст- ной системы редко соответствует степени нарушения функции. Чаще все- го между этими характеристиками органа имеется несоответствие, поско- льку в зубочелюстной системе имеет место компенсация утраченной функции. Поэтому в одних случаях при незначительных отклонениях фор- мы нарушения функции жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава могут отсутствовать. В других - даже небольшие отклонения в по- ложении отдельных зубов будут вызывать серьезные нарушения движения нижней челюсти и функции височно-нижнечелюстного сустава. Практичес- кую значимость аномалий данного органа нельзя рассматривать в отрыве от других органов и систем, с которыми они связаны или в состав которых они входят. Мы неоднократно наблюдали молодых людей, у которых на одной стороне нижней челюсти имелось четыре моляра. Несмотря на наличие абсолютного признака аномалии (увеличение числа зубов), форма зубной дуги, окклюзионные соотношения их были правильными. Соответственно не была нарушена функция. Правильная форма зубных дуг при наличии сверхкомплектного зуба обеспечивалась относительно большим размером тела нижней челюсти. В других случаях появление сверкомплектных зубов влечет за собой прорезывание нормальных зубов в стороне от дуги, что порождает эстетические недостатки и нарушает окклюзионные взаимо- отношения. Таким образом, морфологические, функциональные и эсте- тические нарушения зависят не только от того, как выражена аномалия данного органа, а и от того, как выражены признаки других органов или системы, находящихся в тесной связи с этим органом.
Вместе с этим возникает еще один вопрос: при всех ли аномалиях необходимо производить ортодонтическое лечение? Из приведенного вы- ше рассуждения следует, что вопрос о лечении аномалии решается в каж- дом отдельном случае конкретно. Оно проводится тогда, когда отклоне- ния от нормы (аномалии количества зубов, особое положение их, анома- лии формы зубных дуг и их смыкания) вызывают заметное изменение внешнего вида больного, нарушают функцию жевательного аппарата, дви- жения нижней челюсти, деятельность мышц, сустава, глотания и функцию речи. Необходимо различать понятие " деформация зубных рядов" от тер- мина " аномалии". Аномалия определяется нарушениями, которые возник- ли при формировании зубочелюстной системы. Деформациями следует
называть только те нарушения формы зубных рядов, которые возникли как следствие патологии, но после формирования зубочелюстной системы. В отличие от аномалии они лишены генетической обусловленности.
Методы обследования ,
Опрос больного (анамнез). Исследование ортодонтического больного обычно начинается с опроса, который следует после заполнения паспорт- ной части истории болезни. У матери ребенка выясняется ее состояние во время беременности, как протекали роды, сколько их было, родился данный ребенок доношенным или недоношенным, с каким весом, которым по счету, каким способом вскармливался (грудью или искусственно) и до какого времени. Уточняются также перенесенные ребенком заболевания и их течение. Выясняется время прорезывания молочных зубов, причины преждевременной потери их, время смены зубов, а также возраст, когда ребенок начал ходить, говорить. Собираются данные о бытовых условиях, особенностях питания, характере жевания (жует быстро, медленно, на одной, на обеих сторонах). Важно выяснить способ дыхания днем и ночью (через рот или через нос, спит с открытым или закрытым ртом), излюб- ленное положение ребенка во время сна, вредные привычки и какие (сосание пальцев, языка, кусание ногтей, карандаша и т. п. ). Уточняется, проводилось ли раньше ортодонтическое лечение (в каком возрасте, как долго, какими аппаратами), были ли операции в полости рта (когда, какие), имела ли место травма, какие неудобства пациент чувствует в данный момент и на что жалуется (эстетические, функциональные нарушения). Во время опроса следует обращать внимание на способ глотания (при правильном глотании губы спокойно сложены, зубы сжаты и кончик язы- ка упирается в твердое небо за верхними резцами), положение языка и губ во время разговора, на чистоту произношения звуков речи.
В тех случаях, когда выявляется затрудненное носовое дыхание, не- обходимо направлять пациентов к отоларингологу, при нарушении речи - к логопеду, а при выявлении вредных привычек у школьников - к невро- патологу или психиатру, так как это может явиться симптомом общего невроза. У взрослого пациента, в отличие от ребенка, при выяснении анамнеза отпадают многие вопросы. Во время беседы врач устанавливает степень мотивации обращения за ортодонтическим лечением. Часть взрослых боль- ных прекращают лечение, не выдержав трудностей. В тех случаях, когда лечение не закончено, ухудшается состояние зубочелюстной системы, появляется несбалансированная окклюзия. Осмотр больного. При общем осмотре больного обращается внима- ние на телосложение, физическое развитие, форму рук, головы. Изучают-
ся особенности конфигурации лица: выраженность носогубных и подбо- родочных складок, сглаженность контуров лица, зияние ротовой щели, выстояние альвеолярной части, губ и подбородка, укорочение нижней части лица, асимметрии лица. Путем пальпации определяется мышечный тонус губ и толщина слоя мягких тканей. Походка больного и его манера держаться, осанка также должны быть учтены врачом. После общего осмотра исследуют полость рта пациента: слизистую оболочку, положение и степень развития уздечек верхней и нижней губы, языка, форму и величину языка, размах его движений, глубину свода твердого неба, развитие альвеолярных частей, челюстей и апикального базиса по сравнению с зубной и альвеолярной дугой. Подробному изуче- нию подлежит форма, величина и количество зубов, их состояние и рас- положение в зубных рядах, форма зубных дуг, соотношение челюстей и зубных рядов, вид прикуса. После этого заполняют зубную формулу. Не- обходимо проверить смыкание зубов и функцию височно-нижнечелюст- ных суставов (путем аускультации и пальпации) при различных движениях нижней челюсти. Полезно обратить внимание на характер движения ниж- ней челюсти (прямо, волнообразно, ступенчато, со смещением в сторону) при открывании и закрывании рта, а также возможность перемещения ее вперед, назад или в сторону. Представляет интерес вид прикуса близких родственников, так как возможно наследование аномалии. Данные анамнеза, клинического осмо- тра и специальных исследований заносятся в соответствующие графы ам- булаторной карты, предназначенной для ортодонтических пациентов.
Специальные методы исследования К специальным методам исследования относятся антропометрические, графические, рентгенологические, кефалометрические и методы, опре- деляющие функциональное состояние зубочелюстной системы. Антро- пометрические исследования проводят в полости рта на моделях челю- стей.
Изучение диагностических моделей челюстей Диагностические модели челюстей отливают из высокопрочного гип- са. Основание моделей оформляется при помощи специальных аппаратов, резиновых форм или обрезаются в зуботехнической лаборатории так, чтобы углы цоколя соответствовали линии клыков, а снование было параллельно жевательным поверхностям зубов. На моделях отмечается номер истории болезни, фамилия, имя, отчество больного, а также дата снятия оттиска. Такие модели одновременно являются диагностическими и контрольными.
Рис. 173. Плоскости (1, 2, 3) для изучения моделей челюстей.
Вначале отдельно на моделях верхней и нижней челюстей определяют трансверзальные, сагиттальные и вертикальные отклонения соответ- ственно трем плоскостям (рис. 173): 1) сагиттальной плоскости, идущей по середине небного шва. Отдельные зубы или группы зубов могут быть расположены слишком близко к этой плоскости или отдалены от нее. По отношению сагиттальной плоскости устанавливают трансверзальные отклонения, в частности одностороннее сужение зубных дут; 2) окклю- зионной плоскости, которая перпендикулярна сагиттальной плоскости и касается мезиально-щечных бугорков первых моляров и щечных бугорков вторых премоляров. Эта воображаемая плоскость служит для определения вертикальных отклонений; 3) туберальной плоскости перпендикулярной двум упомянутым выше плоскостям и проходящей позади наиболее выраженного альвеолярного бугра верхней челюсти. С ее помощью устанавливают сдвиги зубов или их групп в сагиттальном направлении. Измерения на моделях проводят при помощи циркулей различных конструкций, симметроскопов, симметрографов и других приборов (рис. 174). В основе трансверзальных измерений лежит предпосылка, что сумма ширины 4 резцов соответствует определенной ширине зубной дуги. Со- ответственно этому антропометрическому принципу построен индекс По- на. Автор, изучая нормальные зубные дуги, установил наличие пропорцио- нальности между шириной зубной дуги в области первых премоляров и первых моляров и суммой поперечных размеров верхних четырех резцов.
{-{а основе этой закономерности он вычислил индексы: премолярный - 72 - 82 ( в среднем 80) и молярный - 60 - 65 (в среднем 64). Рис. 174. Измерительные приборы - циркули: а - циркуль с миллиметровой линейкой; б - трехмерный циркуль (Коркгауз).
Для установления ширины между премолярами и молярами пользу- ются следующими вычислениями: сумма поперечных размеров 4 резцов • 100 / 80 = расстояние между премолярами; сумма поперечных размеров 4 резцов • ] 00 / 64 = расстояние между молярами. Измерительными точками по Пону на верхней челюсти являются се- редина продольных фиссур первых премоляров и передняя точка пере- крещивания продольных и поперечных фиссур первых моляров. На ниж- ней челюсти - точка между премолярами и срединная точка на вестибу- лярной поверхности первого моляра (рис. 175). Для практических целей Пон составил таблицу расстояний между премолярами и молярами при различной ширине четырех верхних резцов (табл. 6). Для нижней челюсти сумма поперечных размеров четырех рез- цов и соответствующее расстояние между премолярами и молярами бе- рут из таблицы верхней челюсти.
Рис. 175. Измерительные точки по Пону для верхней и нижней челюстей.
Таблица 6 Таблица индексов Пона
В тех случаях, когда не все верхние резцы прорезались (или от- сутствуют) размеры ширины зубной дуги можно определить по сумме по-
перечных размеров нижних резцов (отношение ширины 4 верхних резцов к нижним как 1: 0, 74 по Тонну или как 4: 3 по Екелю). Измерения, проводимые по методу Пона, информативны при суже- нии зубных дуг. Однако данные, полученные при определении их ширины являются лишь ориентировочными, а не абсолютными показателями ано- малии. Поэтому индекс необходимо индивидуализировать в зависимости от половых, расовых особенностей и клинической картины (внешнего ви- да, соотношения зубных дуг обеих челюстей). Рис. 176. Измерение длины переднего отрезка верхней зубной дуги по Коркгаузу.
Коркгауз установил определенную связь между суммой поперечных размеров верхних четырех резцов и длиной переднего отрезка верхней зубной дуги. Эти цифры, уменьшенные на 2 - 3 мм соответственно толщине верх- них резцов, могут быть использованы для установления длины переднего отрезка нижней зубной дуги. Пользоваться цифрами без поправки можно только при прямом прикусе. Измерения по Коркгаузу полезны при изучении аномалий, связанных с недоразвитием или чрезмерным развитием переднего участка челюстей, с вестибулярным отклонением или небным наклоном передних зубов.
Таблица 7 Таблица измерений по Коркгаузу
Сумма ширины 4 резцов верхней челюсти, мм Длина переднего отрезка верхней зубной дуги, мм
Сагиттальные отклонения в области боковых зубов устанавливают исходя из симметричного расположения их по отношению к туберальной плоскости. Проводят линии, параллельные этой плоскости, через измери- тельные точки по Пону в области первых премоляров и первых моляров и определяют положение одноименных боковых зубов правой и левой сто- роны в сагиттальном направлении. Вертикальные отклонения определяют по отношению к окклюзионной плоскости. Модель держат перед собой на уровне глаз так, чтобы эта во- ображаемая плоскость была горизонтальной. Таким образом, можно уста- новить, какие зубы располагаются выше или ниже этой плоскости. На моделях верхней челюсти измеряют небный свод в сагиттальном и трансверзальном направлении. По Коркгаузу высота неба определяется трехмерным циркулем от прямой линии, соединяющей середины фиссур первых моляров к небному шву, перпендикулярно окклюзионной плоско-
сТ и. Высоту неба определяют по отношению к длине или ширине зубной дуги по следующим формулам: Высота неба х 100 / длина зубной дуги = индекс высоты неба Высота неба х 100 / ширина зубной дуги = индекс высоты неба Кривую неба можно изобразить графически (при помощи специаль- ных приборов или путем фотографирования моделей), а также изучить на телерентгенограмме его глубину по отношению к окклюзионной плоско- сти. На моделях определяют также длину и ширину апикального базиса (базальной дуги). При измерении его ширины на модели верхней челюсти ножки циркуля устанавливают в углубления, имеющиеся на уровне верху- шек корней клыков и первых премоляров с обеих сторон, на моделях ниж- ней челюсти измерения проводят между этими зубами, отступя от уровня десневого края на 8 мм. С большой точность ширину апикального базиса можно установить на поперечных разрезах моделей (разрез проходит за клыками по медиальной поверхности первых премоляров). Длину апикаль- ного базиса измеряют по средней линии челюстей от точек, расположен- ных между центральными резцами до точки пересечения средней линии с перпендикулярами, проводимыми от дистального края первых моляров. Изучают длину апикального базиса также на продольно разрезанной мо- дели (разрез проходит по средней линии между центральными резцами и слепыми ямками). Определение величины апикального базиса имеет зна- чение для диагностики многих форм аномалий и выбора рационального метода лечения. После изучения отдельных моделей челюстей последние составляют в положении центральной окклюзии и на них определяют сагиттальные, трансверзальные и вертикальные отклонения, соответственно трем упо- мянутым ранее плоскостям. Сагиттальные отклонения определяют по соотношению передних зу- бов (величина расхождения между верхним и нижним зубным рядом в переднем участке) и боковых, в частности, первых моляров обеих челю- стей (нейтральный, дистальный, мезиальный прикус). Трансверзальные отклонения в боковых участках определяют, исходя из трансверзального соотношения зубных рядов верхней и нижней челю- стей. При этом может быть правильное соотношение, когда щечные бу- горки верхних зубов перекрывают нижние боковые зубы, и обратное, ко- гда щечные бугорки верхних зубов ложатся в продольные межбугорковые бороздки нижних боковых зубов (вестибулоокклюзия). При чрезмерно ши- рокой верхней челюсти или резко суженной нижней верхние боковые зу- бы частично или полностью проскальзывают мимо нижних с одной или с обеих сторон (лингвоокклюзия). Трансверзальные отклонения в переднем Участке определяют, исходя из совпадения или несовпадения срединной линии между центральными резцами верхней или нижней челюсти. Вертикальные отклонения в этом отделе устанавливают по глубине резцового перекрытия (глубокое резцовое перекрытие, глубокий откры- тый прикус); в боковых участках - исходя из положения верхней и нижней зубной дуги по отношению к окклюзионной плоскости (боковой открытый прикус, зубоальвеолярное удлинение). Описанные выше измерения проводят как на диагностических моде- лях челюстей, полученных до лечения, так и на последующих контрольных моделях, изготовленных в процессе лечения, после него и в периоде наблюдения за отдаленными результатами.
Рентгенологическое исследование > зубов, челюстей и височно-нижнечелюстных суставов На рентгенографию направляют пациентов, чтобы выяснить форму, направление и расположение корней опорных и подлежащих переме- щению зубов для уточнения состояния тканей пародонта, степени рас- сасывания корней молочных зубов, наличия и расположения зачатков по- стоянных зубов, а также для выяснения адентии, ретинированных или сверхкомплектных зубов. При сужении верхней челюсти или ее зубной дуги (если намечается расширение), а также при лечении диастемы проводят рентгенографию сагиттального небного шва, чтобы определить его структуру (ширину и плотность). Рентгенография нижней челюсти (аксиальная проекция) пока- зана в тех случаях, когда необходимо получить четкое изображение spina mentalis (она определяет середину нижней челюсти) и установить ее рас- положение по отношению к зубному ряду при перекрестном прикусе. При резко выраженных асимметриях лица, связанных с неодинаковым ростом и развитием правой и левой сторон или вследствие смещения нижней челюсти в сторону, получают прямую (фасную) рентгенограмму лицевого скелета. С целью изучения положения челюстей в лицевом скелете, а так- же установления формы и величины тела, угла нижней челюсти и подбо- родка изготовляют боковые (латеральные) рентгенограммы черепа. На рентгенографию височно-нижнечелюстных суставов направляют тех больных, у которых подозревают или отмечают артропатии или у кото- рых аномалия прикуса связана со смещением нижней челюсти в сагитталь- ном или трансверзальном направлении (при мезиальном, дистальном или перекрестном прикусе). Для изучения формы, структуры и взаимоотно- шения элементов сустава пользуются обзорной и послойной рентгено- графией (томографией). Височно-нижнечелюстные суставы можно иссле- довать, применив метод артрографии (рентгенография с предварительным введением контрастного вещества в суставную щель). Движения суставной головки изучают с помощью рентгенокинематографии.
Идентичные рентгеновские снимки целесообразно получать до и после ортодонтического лечения, иногда в процессе его, а также в отдаленные сроки.
Кефалометрические методы исследования Эти методы исследования позволяют выявить закономерности строения лицевого и мозгового черепа, пропорциональность соотношения разных отделов головы и отношения их к определенным плоскостям. Целью исследований является выяснение связей аномалий зубочелюстной системы с лицом, головой. Эта связь изучается на гнатостатических моделях челюстей, на лице больного, на фотографиях и на телерегатенограммах. Гнатостатические модели челюстей. С давних пор ученые наблюдали вариабельность нормального и аномального прикуса и полагали, что для достижения при лечении эстетически удовлетворяющих результатов необходимо изучать модели пространственно ориентированные так, как ориентированы челюсти в черепе. Симон сконструировал аппарат - гнатостат, состоящий из лицевой дуги, соединенный с оттискной ложкой и имеющей четыре перемещающихся стержня, устанавливаемых на ушных и нижнеглазничных точках. С помощью гнатостата Симон формировал цоколи моделей в соответствии сагиттальной, ухо-глазничной или франкфуртской горизонтальной (проходящей через нижнеглазничные и ушные точки) и орбитальной плоскостях, проходящей через нижнеглазничные точки, перпендикулярно сагиттальной и франкфуртской горизонтальной плоскостям. Другими словами, гнатостатические модели имитируют пространственную ориентацию зубных рядов конкретного пациента и позволяют наглядно представить расположение челюстей в черепе (рис. 177).
Рис. 177. Ориентация зубных радов в гнатостатических и обычных моделях челюстей. В последующие годы методика Симона многократно модифицирова- лась (Коркгауз; М. З. Миргазизов; В. Н. Трезубов; Е. Н. Жулев). Разработанная В. Н. Трезубовым и Е. Н. Жулевым методика изготовления гнатостати-
41S ческих моделей челюстей заключается в следующем. Оттиск с верхней челюсти получается с помощью гнатостата (рис. 177). Затем формируются цоколи гипсовых моделей челюстей (рис. 178). Гнатостатические модели создают стандартные идентичные условия, делая корректными сравнения антропометрических измерений одного и того же больного, полученные в разное время. Рис. 178. Применение гнатостата (Е. Н. Жулев, В. Н. Трезубов) и устройства для формирования цоколя гнатостатических моделей челюстей (В. Н. Трезубов).
Измерения частей лица (верхней, средней и нижней) полезно про- водить до и после лечения. Эти измерения позволяют выявить соотношение отдельных частей при различных аномалиях зубочелюстной системы и установить изменение высоты нижней части лица по отношению к другим после проведенного лечения. Углы нижней челюсти (справа и слева) измеряют у больных, чтобы установить их величину при различных зубочелюстных аномалиях. Изме- рения проводят до и после лечения. Для прямого измерения на лице при- меняют измерители - угломеры. Косвенным способом угол нижней челю-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|