Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития сертификации




Первым этапом сертификации можно считать этап стихийной сертификации.

Этап стихийной сертификации и управления качеством продолжался примерно до 1912-1960 гг. Прообразом сертификации в это время можно считать:

- чеканку монет с определенной формой и изображениями;

- клеймение изделий фирменными знаками (например, российская ювелирная фирма Фаберже, японская фирма SONY и т. п. );

-  подписи знаменитых художников на их картинах можно рассматривать также как прообраз сертификации и знака соответствия;

- выдача одной из Германских фирм во второй половине XIX в. удостоверений (сертификатов) о качественном изготовлении бочек для пива и т. п.

Некоторые специалисты, особенно работающие в Российском морском регистре судоходства, считают, что этап стихийной сертификации закончился в 1912 г., когда, после гибели лайнера «Титаник», английская страховая компания «Ллойд» приступила к регистрации (сертификации) морских судов, подтверждающей безопасность их использования при морских перевозках. Однако реально сертификация безопасности и качества большинства обычных товаров, продукции и услуг была внедрена значительно позже. Поэтому большинство специалистов считают, что этап стихийной сертификации продолжался примерно до 1960 г.

Второй этап – этап организованной сертификации.

Считается, что этап организованной национальной сертификации и стандартизации управления качеством соответствует периоду времени с 1960 по 1987 гг.

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством и сертификации существуют уже с начала 60 гг. XX в. В первую очередь они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших областях промышленности: производство военной техники, ядерная энергетика, авиация, судоходство, космонавтика и т. п.

Российская сертификация официально введена в действие с июня 1993 г. в соответствии с Законом «О сертификации продукции и услуг», который установил правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий), а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Предшественницей российской сертификации в СССР была сертификация отечественной экспортируемой продукции. Ее обязательность устанавливалась не отечественными законами, а законодательством тех стран, куда поставлялись советские товары, первоначально она проводилась в зарубежных центрах.

В 1984 г. правительством СССР было принято постановление о сертификации экспортируемой продукции.

В 1986 г. Госстандарт ввел в действие «Временный порядок сертификации продукции машиностроения». Советский Союз присоединился к международным системам сертификации электробытовых товаров (МЭКСЭ), электронных компонентов (МСС ИЭТ) и автотранспортных средств по правилам ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) ООН. Были разработаны национальные правила проведения работ по сертификации продукции, аттестации производств и аккредитации испытательных лабораторий. Сертификаты соответствия выдавались Госстандартом.

В 1987 г. странами - членами СЭВ и Югославией была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). Эта система предусматривала проведение сертификации с использованием как стандартов СЭВ, так и других международных норм и лучших национальных стандартов, она фактически вводила международную аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию производств. Был установлен знак соответствия системы. Сертификаты СЕПРО СЭВ в каждой стране выдавались уполномоченными государственными органами. В СССР таким органом стал Госстандарт, Система была введена в действие с января 1988 г.

Государственные испытания продукции осуществлялись специально аттестованными Госстандартом головными организациями по государственным испытаниям. Таких организаций было более 200.

К 1991 г. в СССР с участием зарубежных экспертов были аккредитованы 14 испытательных центров, аттестовано несколько производств.

Вместе с тем в стране существовали и другие формы оценки продукции:

-  аттестация по категориям качества;

-  государственные испытания, которым подвергали около 30% продукции, аттестованной по категориям качества;

-  государственный надзор за стандартами;

-  система разработки и постановки продукции на производство.

На государственных предприятиях существовал технический контроль, и изделия маркировались реквизитами стандартов и технических условий, по которым они выпускались.

После ликвидации СССР аттестация по категориям качества, государственные испытания продукции и государственная приемка были официально отменены.

С 1993 г. в стране стали создаваться одна за другой системы обязательной и добровольной сертификации, объектом деятельности которых является закрепленная за ними номенклатура товаров или услуг.

Самой большой системой сертификации является национальная Система сертификации ГОСТ Р, созданная и управляемая Госстандартом (в настоящее время Ростехрегулирование).

Были разработаны общие документы, определяющие правила и порядок проведения сертификации в общероссийском масштабе: «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации», «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации», стандарты по сертификации систем качества, требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям и т. д.

Объективной основойгосударственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и природную средуот отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

Усилению государственного регулирования безопасности товаров и услуг способствовала социально-экономическая обстановка в стране: насыщение спроса, интенсивная конкуренция товаропроизводителей в области качества предлагаемых продукции и услуг, активная деятельность общественных организаций, защищающих права потребителей и т. д.

Отечественная сертификация аккумулировала опыт международной сертификации применительно к реальным российским условиям, пройдя за это время этап, длившийся в зарубежных странах несколько десятилетий,

Она стала популярным инструментом регулирования рыночной экономики и способствовала осознанию своих прав потребителем. В период перехода от административно-командного способа управления экономикой к рынку, роста предпринимательства, открытости рынка она в определенной степени способствовала защите потребителя от поступления в сферу обращения опасных товаров.

Со временем сертификация потребовала своего совершенствования и развития в связи со следующими причинами:

– российский рынок стал более цивилизованным и допускал возможность перехода от жесткого способа подтверждения соответствия только третьей стороной к иным, более гибким способам подтверждения соответствия;

– быстрое расширение внешней торговли, интеграция России в международное сообщество, в том числе вступление России в ВТО, развитие связей с ЕС потребовали гармонизации действующей в стране сертификации с международными нормами и правилами подтверждения соответствия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...