Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Что значит хорошо учить ребенка?




ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ

 

Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

Содержание

Предисловие

Раздел I Основные принципы обучения ребенка

Глава 1Итак, в путь

Глава 2Чему учить?

Глава 3Определение шагов

Глава 4Поощрение

Глава 5«Оборудование сцены»

Глава 6Как учить ребенка

Глава 7Наблюдение за успехами и преодоление трудностей


Раздел II Формирование навыков

Глава 8Подготовительные навыки

Глава 9Навыки самообслуживания

Глава 10Умение пользоваться туалетом

Глава 11Игровые навыки

Глава 12Независимость: навыки ухода за собой

Глава 13Независимость: навыки ухода за домом

Глава 14Независимость: умение оперировать информацией

Раздел III Как решать проблемы поведения

Глава 15 Проблемы поведения

Глава 16Разработка и проведение в жизнь программы регулирования поведения

Приложение А. Подготовительные навыки

Приложение Б.Перечень навыков самообслуживания

Приложение В.Программы формирования навыков самообслуживания

Приложение Г.Программы формирования игровых навыков

Приложение Д. Программы формирования умений, связанных с использованием информации

 

Брюс Л. Бейкер

Профессор факультета психологии

Калифорнийского университета

Алан Дж. Брайтман

менеджер международной группы помощи

людям с особыми потребностями

компании Аррlе Соmputer, Inc.

при участии Яна Б. Блейчера,

Льюиса Дж. Хейфеца,

Стивена П. Хиншоу и

Дайаны М. Мэрфи

 

Перевод с английского

Л. Шихирева и Н. Грозной


Перевод с английского третьего издания книги «Steps to Independence», опубликованного в США издательством Paul H. Brookes Publishing Co., Inc.

Copyright © 1997 by Brookes Publishing Co., Inc.

 

Публикуется в России с разрешения организации «Помощь детям России» (Action for Russia's Children).

 

Иллюстрации Майкла Кассаро (Michael Cassaro).

 

ISBN 3-88711-113-5

 

РАЗДЕЛ I

 

Основные принципы

Обучения ребенка

 

Глава 1

Итак, в путь

 

Эта книга, более всего, пожалуй, о надеждах - ваших и вашего ребенка.

В сознании многих людей еще совсем недавно понятие «дети с отклонениями в развитии» почти автоматически ассоциировалось с понятием неспособности и провала. И если на ребенка навеши­вался ярлык, он уже рассматривался как человек, который не может. Несмотря на то, что родители и педагоги часто предприни­мали героические усилия для того, чтобы показать, сколь много­му эти дети могут научиться в действительности, все же еще чаще беспощадный «здравый смысл» советовал не ожидать слишком многого. Скольким родителям пришлось в своей жизни выслу­шать различные вариации на тему: «Он (она) сможет научиться делать только то-то и то-то»! И причиной этому был ярлык, которого не было на других детях.



Слово «родители» тоже было своего рода ярлыком, означав­шим, что люди этой категории в определенном смысле имеют до­статочно ограниченные возможности. Они - родители. А значит -не профессионалы. А значит, их представление о собственном ре­бенке, независимо от того, что они способны с ним сделать, слиш­ком мало о чем говорит и всерьез рассчитывать на правильность их выбора - где и чему учить ребенка - нельзя. Они считались только родителями, теми, кто должен «заботиться о физическом благополучии» своих детей, а уж решать, куда отдать их учиться, могли другие.

 

Большие надежды

К счастью, времена изменились. В период, прошедший с кон­ца 1960-х годов, мы стали свидетелями не только принятия ис­торического законодательства, но и связанного с ним кардинального сдвига в понимании истинных возможностей детей с особенностями развития и истинных возможностей их родителей. Сейчас в глазах общества дети с особенностями развития - это дети, которые могут. Они могут учиться. Мо­гут плодотворно взаимодействовать со своими сверстниками, на которых нет такого ярлыка. Они могут рассматриваться как будущие члены общества со всем многообразием его жизни. Изменился и взгляд на их родителей. Они стали полноправ­ными партнерами профессионалов, и это служит гарантией того, что их дети реально смогут воспользоваться правами на образование, отдых, работу.

Для детей с особенностями развития наступила по-настоя­щему новая эра. Теперь вопрос о том, где и какое образование следует получить тому или иному ребенку, специалисты ре­шают вместе с родителями, причем с позитивных позиций. При этом новые роли, которые теперь играют родители и специа­листы, требуют от них переоценки степени их личной ответ­ственности. Кто решает, чему будет учиться ребенок, кто возьмется судить, насколько он преуспевает в этом? В сущно­сти, наступление этой новой эры в жизни детей с особенностя­ми развития побуждает родителей пересматривать вопрос о том, что значит быть родителями, а педагогов - что значит быть педагогом.

 


Какой может быть роль родителей

Невозможно переосмыслить роли и дать им одно единственно верное определение. Обучение — естественная часть всего того, что делают родители. Фактически каждый раз, общаясь с ре­бенком, вы, порой даже не сознавая этого, чему-нибудь учите его. Многие родители детишек с особенностями развития стре­мятся сделать этот процесс более целенаправленным. Одни пытаются научиться ежедневно заниматься с ребенком дома. Дру­гие, взвесив все свои служебные и домашние обязанности, по­нимают, что ежедневные занятия им физическине по силам. Они могут заниматься с ребенком, но эпизодически - в будни или в выходные дни. Пользу дети получают в любом случае, особенно, если в составлении индивидуальной программы обу­чения (ИПО) участвуют вместе родителии педагоги.

Что значит хорошо учить ребенка?

Исходная позиция авторов этой книги заключается в том, что вне зависимости от того решения, которое вы примете относи­тельно своей роли как педагога, вы эту роль сумеете сыграть лучше, если с самого начала как следует представите себе, что, собственно, значит быть хорошим педагогом. В то же время, когда вы поймете, как следует заниматься с ребенком, чтобы привить ему определенный навык, причем с самого начала и до конца, когда вы узнаете, как справляться с возможными проблемами поведения, вы станете гораздо более ценным (и ценимым) союзником всех, кто так или иначе вовлечен в про­цесс его обучения. Мы убеждены также, что единственный спо­соб научиться хорошо учить ребенка - это хорошо учить его. Добиться успеха хотя бы раз. Поэтому, как бы вы ни были за­няты, мы все же настоятельно советуем вам исхитриться, най­ти время и научить ребенка чему-то новому. Это не займет у вас так уж много времени, и, как и большинство родителей, вы, скорее всего, будете довольны тем, как это у вас получится. Однако еще важнее то, что таким образом вы лучше подгото­витесь к роли настоящего партнера педагогов.

Мы сказали, что это не займет у вас так уж много времени. Иногда на это уходят дни. Иногда недели. Но попробуйте взглянуть на это по-иному. Подумайте обо всем том времени, которое вы уже провели со своим ребенком, переделав за него множество вещей, которые он способен делать сам. Побуждая вас приступить к занятиям, мы не имеем в виду какое-то до­полнительное время, сверх того, что вы и так проводите с ре­бенком. Мы просто советуем часть этого времени направить на дело, которое, по нашему убеждению, станет для вас обоих долгим и благодарным опытом.

 

Теории и модные течения

Вы можете сказать: «Хорошо! Разумеется, стоит заняться обу­чением ребенка. Но ведь в этом деле, похоже, существует столько разных подходов! Какой подход предлагается в дан­ной книге, и как я узнаю, будет ли он работать?» Вопрос хоро­ший. Специальная педагогика есть нечто большее, чем просто множество разных подходов, у каждого из которых есть сто­ронники, готовые отстаивать его достоинства. Очень трудно быть информированным человеком и судить о теориях обуче­ния людей с особенностями психического развития на осно­вании лишь устного свидетельства их эффективности.

Поскольку мы во что бы то ни стало хотим помочь таким детям, мы особенно чутко реагируем на разные теории и мод­ные течения. Некоторые из них докажут свою действенность и выживут, чтобы завтра войти в повседневную практику. Дру­гие забудутся, и на их место придут новые. К примеру, идея, которая в настоящее время движет педагогами, - это идея пол­ного включения (full inclusion), предполагающая, что все дети с особенностями развития в течение всего учебного дня должны обучаться вместе с обычными детьми (в общей классной ком­нате). Что это? Это - высшая степень развития более ранних теорий, таких, как теории включения (inclusion), мэйнстрнминга (mainstreaming) и нормализации (normalization) и т.д., утверждавших, что возможности, предоставляемые детям с особенностями развития, должны быть как можно ближе к тем, которые предоставляются детям, развивающимся обычно. Жизнь показала, что эти теории были не преходящими течени­ями; а перспективами, которые впоследствии были приняты очень широко, причем не столько потому, что они продемонст­рировали свою эффективность, сколько потому, что для многих из нас они представляются этически правильными.


Другие теории не были столь живучи. Помните теорию обу­чения паттернам поведения? А мегавитаминную терапию? А диету, в основе которой - потребление пищи без вкусовых и прочих добавок? Каждая из них рождала в родителях новую надежду и поглощала бездну времени и денег только для того, чтобы в конце концов быть выброшенной как балласт из пла­нов научных исследований и из поля зрения специалистов. По­добные же вещи, похоже, происходят в 1990-е годы с методом «облегченной коммуникации». Это метод, с помощью которо­го фасилитатор мягко воздействует на человека с аутизмом, побуждая его высказывать то главное, что прежде не высказы­валось. Не слишком ли хорошо, чтобы быть правдой? Пожалуй, да. Повторные научные исследования обнаруживают следую­щее явление: именно этот «посредник», хоть он и остается в тени, производит или придает форму результату. Как же ро­дителям сориентироваться в этом потоке противоречивой ин­формации? Положительную роль здесь может сыграть взвешенное отношение профессионалов к свидетельствам эф­фективности таких методов, как метод «облегченной комму­никации».

Итак, мы сказали: «Вопрос хороший». Хотим сразу сооб­щить вам, что принципы обучения, представленные в этой кни­ге, базируются на методах модификации поведения, которые уже известны педагогам. Действенность этих методов подтвер­ждена не только теоретически - тысячами опубликованных научных работ, посвященных эффективным методам обу­чения, - но и опытом огромного числа родителей и педагогов. Эти бихевиористские принципы обучения стали неотъемле­мой частью эффективных школьных программ.

Хотя большинство педагогов в целом, наверное, согласят­ся с широко представленными здесь принципами обучения, на которые мы опираемся, есть все же один момент, с которым кто-то не согласится. Некоторые педагоги настаивают на том, что обучение должно всегда носить неформальный характер, происходить в естественной для ребенка среде, в процессе игры и повседневной деятельности. Другие, наоборот, отстаивают пользу специально спланированных и проводимых в особое время уроков, на которых педагог вновь и вновь отрабатывает с ребенком одно и то же умение. По нашему же мнению, все это, ну как бы сказать... зависит от каждого конкретного слу­чая. Есть достаточно убедительные свидетельства того, что успех может обеспечиваться применением обоих методов, и для большинства детей оптимальным вариантом является, по-ви­димому, именно их разумное сочетание. Вы сами решите, на­сколько точно вы будете придерживаться предлагаемых в дан­ной книге программ и применять их для проведения занятий в подходящие для этого моменты обычного дня ребенка.

 

Вы — главный эксперт

А теперь - последнее, о чем хочется сказать, прежде чем при­ступить к конкретной работе. Это последнее, возможно, и так очевидно, поскольку сотни родителей напоминали нам об этом снова и снова, но никакие напоминания нельзя счесть слиш­ком частыми. Даже если вы мама, папа или педагог ребенка с особенностями развития, вы вовсе не похожи на маму, папу или педагога других детей с особенностями развития. Вы - это только вы. У вас свои мечты и представления, свои желания и потребности. И, в сущности, вы владеете уникальной инфор­мацией, которой, по всей видимости, не может владеть больше никто: вы знаете своего ребенка или (если вы педагог) свою классную комнату лучше всех.

Поэтому теперь, когда вы приступаете к этой книге, при­слушайтесь к нашему совету - не пытайтесь как-то изменить себя. Вместо этого, к тому, что есть уникального в вас, добавьте владение новыми навыками и, может быть, новый взгляд на своего ребенка, и вы станете еще более важным участником того процесса, который определит дальнейшие возможности малыша в получении образования. Многое из того, что мы излагаем в этой книге, не покажется вам чем-то совершенно новым. Например,не исключено, что какими-то близкими к описанным здесь приемами вы уже с успехом пользовались, занимаясь с другими ребятишками. Тем не менее, мы надеем­ся, что эта книга поможет вам расширить свой опыт так, что даже делая то, что вы уже умеете делать, вы станете делать это лучше. Помните: важно высоко держать планку - как в отно­шении требований к себе, так и в отношении требований к ре­бенку.

 


Как пользоваться книгой

Эта книга создавалась с расчетом,что ею будут пользоваться активно - писать в ней, обдумывать прочитанное, обсуждать его с другими родителями и коллегами. Вы найдете и описа­ние общих принципов обучения,и очень специфические кон­кретные предложения. Возможно, что-то вы будете пропускать, выбирая для более внимательного изучения те разделы, кото­рые в наибольшей степени отвечают вашим потребностям и потребностям вашего ребенка. Раздел I посвящен основным принципам обучения, и его следует прочитать в первую оче­редь.

Закончив чтение раздела I, можно обращаться к любой ин­тересующей вас главе раздела II. Эти главы посвящены при­емам обучения ребенка навыкам, относящимся к разным об­ластям развития. В первых четырех главах этого раздела рас­сматриваются подходы к обучению совсем маленького ребен­ка. Это - «Подготовительные навыки» (глава 8), «Навыки са­мообслуживания» (глава 9), «Умение пользоваться туалетом» (глава 10) и «Игровые навыки» (глава 11). Последующие три главы посвящены более сложным умениям, способствующим развитию большей самостоятельности: «Навыки ухода за со­бой» (глава 12), «Навыки ухода за домом» (глава 13) и «Уме­ние оперировать информацией» (глава 14).

В разделе III представлены соображения, касающиеся под­ходов к решению проблем поведения. В этот раздел входят гла­вы: «Проблемы поведения» (глава 15) и «Разработка и прове­дение в жизнь программы регулированиия поведения» (глава 16). В приложениях приводятся: информация, необходимая для обучения подготовительным навыкам (Приложение А), пе­речень навыков самообслуживания (Приложение Б), специ­фические, детально разработанные программы формирования навыков самообслуживания (Приложение В), игровых навыков (Приложение Г) и навыков по использованию информации (ПриложениеД).

Если вы стремитесь стать хорошим педагогом, глава 2 по­может вам сделать первый шаг. Но прежде чем ступить на этот путь, задержимся на минутку, чтобы обратиться к одной из мам, которая какое-то время назад уже начала заниматься со своим сыном. Сейчас вы увидите учебный план, который, на первый взгляд, кажется довольно простым. Однако стратегия, заложен­ная в нем, была разработана тщательнейшим образом и осу­ществлялась с помощью приемов, о которых вы узнаете в сле­дующих главах.

 

 


Глава 2

Чему учить?

 

Сосредоточимся на приобретении новых навыков. Прежде всего, вам нужно будет выбрать один новый навык, и его формирование станет вашей задачей.

 

Что нужно принимать во внимание, намечая цель:

Что вы в данное время делаете за ребенка?

Прежде всего, внимательно проследите за всем, что происходит в течение типичного для вашего ребенка дня. Запишите все действия, по идее относящиеся к самообслуживанию, которые вы пока выполняете за него, но которым хотели бы его обучить. В вашем списке может оказаться умение завязывать шнурки, стелить постель, мыть голову, убирать игрушки и одежду, купаться в ванне, резать мясо и т.д. Хорошо ли научился ваш ребенок пользоваться туалетом? Если нет, добавьте к вашему списку соответствующий шаг.

В список можно также включить некоторые бытовые навыки, если ребенок, по-вашему, готов к их освоению. То есть в перспективе вам может захотеться научить его выносить мусор, накрывать на стол, сгребать опавшие листья, подметать пол. А как насчет умения играть? Есть ли такие игрушки или игры, в которые, на ваш взгляд, он должен играть лучше? Может ли он научиться лучше играть с другими детьми? А сам?

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вы не можете научить всему … минуточку, остановитесь! Вы составили список? Если нет, пожалуйста, сделайте это сейчас! Оставшаяся часть главы принесет вам гораздо больше пользы, если вы прерветесь и внесете в свой список навыки, которым вам хотелось бы научить ребенка.

 

Какие навыки ваш ребенок хочет освоить?

Чтобы увидеть, чему в данный момент мог бы захотеть научиться ваш ребенок, вам нужно будет внимательно понаблюдать за ним. Может быть, он скажет сам. Может быть, укажет своей попыткой сделать что-то самостоятельно, например попробует намазать на хлеб ножом ореховое масло или завязать шнурки на ботинках, или попытается играть в баскетбол с другими детьми, или…

 

Какие навыки ваш ребенок готов освоить?

Следует иметь в виду, что, развиваясь, ребенок, естественно, одни навыки приобретает раньше других. Сидеть, например, малыш начинает раньше, чем стоять. Пользоваться вилкой – раньше, чем ножом. Поэтому, намечая следующую задачу, подумайте, что ваш ребенок уже умеет делать и к какому следующему навыку он может быть готов.

Рассмотрим в качестве примера список, висящий на стене у Билли (см. главу 1). Каждый освоенный навык вносит свою маленькую лепту в основу последующих. Научившись мыть руки и лицо, Билли гораздо легче научиться чистить зубы – ведь он уже освоился в ванной комнате, он научился включать и выключать воду, наконец, он знает, что значит «сполоснуть». Попробуйте найти подсказку – определите, что ваш ребенок уже делает, причем делает с удовольствием, и это поможет вам правильно выбрать следующую задачу.

Посмотрите на только что составленный вами список. Есть ли в нем что-то, что ваш ребенок почти готов освоить, то есть, что-то, что он пытается сделать и частично уже делает?

Какие навыки вы хотели бы сформировать у ребенка?

Конечно же, вы хотите начать с того, что в данный момент вам кажется важным. Возможно, есть определенные навыки, которыми ребенок не владеет, и это создает большие проблемы для всей семьи. Например, неумение вашего сына самостоятельно есть может означать, что семья никогда не собирается вместе за столом. Или неумение дочери самостоятельно одеваться означает, что по утрам у вас не остается времени для того, чтобы до школы пообщаться с остальными детьми.

Обведите кружочком в вашем списке то, чему вы хотели бы обучить ребенка в первую очередь. Читая остальные главы первого раздела, постоянно держите это умение в голове. Вам будет легче, если вы выберете элемент из области самообслуживания или какой-нибудь игровой навык. Учить ребенка пользоваться туалетом или оперировать информацией труднее. Отложите это до тех пор, пока он не освоит навыки самообслуживания и не научится играть.

 

Выбранное умение___________________________________________________________________

 

Просьба! Не читайте, пожалуйста, дальше, пока не запишите сюда выбранный вами навык. (Не волнуйтесь, вы всегда сможете заменить его другим.) Возможно, вы не привыкли писать прямо в книге, но поверьте, это единственный способ извлечь из этой книги реальную пользу.

Глава 3

 

Определение шагов

 

 
 
Вперед и вверх, но только медленно и постепенно «Дальше играйте без меня, ребята. Мне нужно помочь Ричи приготовиться ко сну». «Слушай, Герб, когда мы в прошлый раз играли в покер, ты начинал учить его принимать душ. Как он, научился?» «И да и нет. То есть, он уже может сам раздеться и включить воду, а вот отрегулировать температуру самому пока трудно. Сейчас он учится мыться мылом. Он уже знает, как мыть с мылом живот, грудь и ноги. После ополаскивания он прекрасно может сам вытереться. Этому мы научили его в первую очередь». «Знаешь, Герб, ты рассуждаешь прямо как учитель. Я задал тебе простой вопрос, а ты… Что ж, ребята, будем надеяться, что Герб не станет за картами все обдумывать столь же тщательно, а то мы все разоримся».    

 

 


Ответ Герба может смутить нас, если мы представляем себе умение принимать душ как нечто целое, нечто, что ребенок либо умеет делать, либо нет. В действительности же, если нам та или иная задача кажется простой, то только потому, что мы умеем выполнять все действия, в результате приводящие к ее решению.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.