Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Что от этого выиграете вы?




Чем легче вашему ребенку будет справляться с трудностями этого мира, тем легче будет ваша жизнь. Ваше удивительное терпение и невероятные усилия на первых этапах обучения время от времени будут щедро вознаграждаться, и это будет ваш общий выигрыш.

 
 
Юный джентльмен «А вот и хот дог для юного джентльмена», - улыба­ясь, сказала официантка. «Юный джентльмен, - подумала миссис Купер. - Как приятно звучит». Разрезая на мелкие кусочки мясо для Лейтона, она мысленно возвратилась на не­сколько месяцев назад. Грязный стол, попытка нелов­кими движениями захватить ложкой мясо; и затем решение: «Нужно научить его есть вилкой. Пусть на это уйдет много времени, но насколько приятнее бу­дет вместе обедать». Да, на это ушло время, и поначалу Лейтону не нра­вились эти нововведения. Но он научился пользо­ваться вилкой и теперь вполне нормально накалыва­ет ею пищу. «Как тебе твой хот дог?» - спрашивает мистер Ку­пер. Он видит, что Лейтону нравится есть в рестора­не, причем есть так, как едят мама и папа. «Похоже, нам теперь придется это делать чаще, а?»

Ситуации бывают разные. Ваш ребенок, например, может быть не готов еще к освоению умения пользоваться вилкой во время еды. Но если он овладеет более ранними навыками самообслуживания - научится есть ложкой и снимать штаны, и в этом случае ваша жизнь станет чуть-чуть легче. Возможна и другая ситуация - ребенок уже научился многому, но...

 

Всегда есть, чему учиться

Когда будут взяты такие большие высоты, как умение пользо­ваться туалетом или умение надевать и снимать основные пред­меты одежды, вам легко будет заметить, что есть много мелких действий, которые до сих пор вы каждый день выполняете за ребенка. Это могут быть действия, которым надо научиться, чтобы суметь самостоятельно делать для себя необходимые вещи, - вешать на крючок пальто, завязывать шнурки, нама­зывать на хлеб масло ножом. Первым делом вам нужно будет пристально понаблюдать за ребенком в течение дня и опреде­лить, что из того, что вы делаете за него, он может научиться делать сам.

 
 
Еще чему-то учить? Миссис Фелпс заметила: «Эта глава о самообслужи­вании нам с Мэгги не нужна. В чем в чем, а в этом она сильна». Пока мы беседовали на кухне у миссис Фелпс, Мэгги вернулась с улицы, где она играла в снегу, ски­нула ботинки, сняла пальто и дала его маме повесить. «Она научилась пользоваться туалетом, самосто­ятельно одеваться и есть». Надевая туфельки и подходя к маме, чтобы та за­вязала на них шнурочки, Мэгги говорит: «Привет!» «Хочешь переку­сить, Мэгги?» Мэгги кивает, и миссис Фелпс достает хлеб, арахисовое масло и нож и начинает де­лать бутерброд. «Так что, как я вам уже сказала, она хоро­шо освоила навыки са­мообслуживания - она теперь все может сде­лать для себя сама».



 


Многие родители ставят перед собой задачу обучить детей с особенностями развития навыкам самообслуживания. Необ­ходимо учитывать, однако, что прогресс не всегда бывает постоянным, а результат - впечатляющим. Слишком часто встре­чаются неожиданные препятствия, слишком велика вероят­ность регресса. В тот момент, когда вы готовы приступить к обучению новому навыку, ваш ребенок может быть менее все­го склонен к занятиям, и поэтому, несмотря на усилия обеих сторон, возникают трудности. И тем не менее, вы будете дви­гаться вперед. Нам посчастливилось быть свидетелями пре­красных достижений многих родителей.

 

Чему учить?

Вашей первоочередной задачей будет оценка текущего состо­яния навыков самообслуживания ребенка. Что он умеет делать достаточно хорошо уже сейчас, но только с вашей помощью? Что он может выполнять лишь отчасти? И что он совсем не в состоянии делать... пока?

Чтобы помочь вам произвести эту оценку, мы поместили на странице 41 контрольный список, в котором перечислены 30 навыков самообслуживания. Проработайте этот список пря­мо сейчас, отмечая в соответствующих графах степень, в кото­рой ребенок владеет соответствующим навыком.

Следующим шагом будет...минуточку! Вы заполнили кон­трольный список? Если нет, пожалуйста, прервите чтение и сделайте это. Тогда оставшаяся часть главы будет иметь для вас практический смысл.

Следующим шагом будет выбор навыка, к которому вы при­ступите первым делом. Возможно, вам захочется еще раз заг­лянуть в главу 2. В ней приводятся наши соображения по по­воду того, как выбрать новый навык. Вы помните три условия, которые нужно иметь в виду. Это должен быть навык, кото­рый ребенок готов осваивать. Это должен быть навык, кото­рый он хочет освоить. И, наконец, это должен быть навык, ко­торому вы хотите его обучить.

Обведите кружочками в контрольном списке три навыка, которыми вы намерены заниматься в ближайшее время. Веро­ятно, это будут навыки, имеющие отметки во второй графе, то есть такие, которые ваш ребенок отчасти уже освоил, но не до конца. Решите, над каким навыком вы будете работать снача­ла. А теперь запишите названия этих трех навыков в подготовленной для вас и представленной ниже форме. Под номером 1 у вас будет навык, выбранный вами в качестве первоочеред­ной задачи.

 

Навыки самообслуживания, выбранные для отработки

 

1. Навык ____________________________________________________________

 

Шаги ____________________________________________________________

_________________________________

_________________________________

 

2. Навык ____________________________________________________________

 

Шаги ____________________________________________________________

_________________________________

_________________________________

 

3. Навык ____________________________________________________________

 

Шаги ___________________________________________________________

_________________________________

_________________________________



Навыки самообслуживания

Контрольный список

 

Сделайте, пожалуйста, отметки в квадратиках тойграфы,которая в наибольшей степени соответствует степени вла­дения вашим ребенком следующими навыками.

 

НАВЫК Никогда Иногда Всегда
1. Пьет из чашки.      
2. Ест ложкой.      
3. Ест вилкой.      
4. Намазывает ножом.      
5. Режет ножом.      
6. Снимает штаны (уже расстегнутые).      
7. Надевает штаны (не застегивая).      
8. Надевает носки.      
9. Надевает пуловер.      
10. Надевает блузу, рубашку или пальто, застегивающиеся впереди на пуговицы (не застегивая).      
11. Надевает ботинки ( не завязывая шнурки ).      
12. Продевает ремень в шлейки.      
13. Застегивает пряжку ремня.      
14. Застегивает молнию, когда ее половинки уже соеденины.      
15. Застегивает и растегивает пуговицы.      
16. Соединяет половнки разъемной молнии.      
17. Завязывает шнурки на ботинках.      
18. Вешает одежду.      
19. Вытирает руки.      
20. Моет руки.      
21. Чистит зубы.      
22. Умывает лицо.      
23. Вытирается после ванны.      
24. Моется в ванне.      
25. Расчесывает волосы.      
26. Моет голову.      
27. Стелет постель.      
28. Накрывает на стол.      
29. Меняет постельное белье.      
30. Подметает пол.      

 

Определение шагов

Далее нужно аккуратно разделить выбранный вами навык на отдельные составляющие (шаги), как рассказывалось в главе 3. Подумайте о каждом шаге цепочки, приводящей к нужному результату. Один из способов, позволяющих определить шаги, - несколько раз, записывая все детали, проделать то, чему вы хотите научить ребенка: попить из чашки, застегнуть молнию, прибраться в доме, принять ванну. Второй способ - обратить­ся к перечню навыков самообслуживания, помещенному в при­ложении Б. В этот перечень сведены все навыки из контрольно­го списка, и под названием каждого их них приводятся шаги, на которые можно его разбить.

Список шагов, составленный вами, конечно, не будет в точности повторять наш. Количество шагов в каждом случае определяется достаточно индивидуально. Для детишек, которые учатся достаточно быстро, это будут несколько больших шагов. Для тех, кто учится не так быстро, — много маленьких. Кроме того, мы не можем знать, как адаптировать стандарт­ный набор шагов конкретно для вашего ребенка. Сделать это можете вы.

Итак, вам нужно составить такой список шагов, который был бы оптимальным для вашего ребенка. Это можно сделать путем анализа нашего и вашего списков шагов.Запишите эти шаги под названием первого навыка, выбранного вами для работы.

В какой-то момент вам нужно будет аналогичным образом составить перечни шагов для обучения ребенка двум другим выбранным вами навыкам. Это можно сделать прямо сейчас, но можно и позже.

 
 
Маленькие шаги «Дз-з-з-инь». Миссис Кронин только начала свой ежедневный урок с Китом (он учился продевать ре­мень в шлейки), как нужно бежать к телефону. «Кит, попробуй сделать это сам!» Кит взял ремень и начал неуклюже пытаться его вставить. Только вчера он легко справился с задачей - продел ремень в последнюю шлейку после того, как мама продела его во все остальные. Но сегодня, когда он пытается сделать самостоятельно все, получается, что вчерашнего достижения ему не повторить. Ремень застрял, когдаКит пытался слишком быстро продви­нуть его. Телефонный разговор миссис Кронин был пре­рван появлением Кита с ремнем в руке и глазами, пол­ными подступающих слез. Она на минутку отложи­ла трубку и быстро пропустила ремень черезвсешлейки, кроме последней. И... на сей раз Кит с легко­стью добился успеха.  

 

 


Слезы, раздражение, бегство - эти и многие другие прояв­ления нежелательного поведения являются довольно обычной реакцией на требования сделать что-то, что раньше делали вы. Свести к минимуму вероятность появления таких реакций поможет, в частности, следование правилу, что задание всегда должно быть для ребенка несложным.

Ваш ребенок как ученик только тогда сможет добиться ус­пеха, когда успеха добьетесь вы как педагог. Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком само­обслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед. Соотнося свои требования с тем, что может сделать ребенок (а вы знаете это), вы естественным образом будете идти от успе­ха к успеху. Каждый следующий шаг требует, чтобы ребенок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое дости­жение открывает перед ним более широкие возможности.

 

Поощрение

В главе 4 мы говорили о поощрении, и сейчас вам, может быть, захочется пролистать ее вновь и вспомнить наши (и свои) замет­ки по этому поводу. Мы отметили там, что ваше внимание, в чем бы оно ни проявлялось - в улыбке, в объятии, в похвале, - для ребенка является самой большой наградой. Однако освое­ние навыков самообслуживания (впрочем, как и обучение им) обычно трудно назвать сплошным удовольствием, и одного внимания может оказаться недостаточно, чтобы побудить ребен­ка хорошо выполнить задание. Вам наверняка придется приготовиться к использованию поощрений другого рода - угощений, любимых занятий.

Остановитесь и подумайте, как вы могли бы вознаградить своего ребенка. Среди поощрений могут быть: внимание, кон­кретные виды угощений и занятий. Запишите в специально отведенном месте несколько видов поощрений, которые вы намерены испробовать. Не забудьте, что выбирать нужно та­кие поощрения, которыми вы реально сможете воспользовать­ся во время урока. Например, если ваш ребенок любит леден­цы и вы будете давать ему по штучке за каждую застегнутую пуговицу, то вам придется так долго ждать, пока он перейдет к следующей пуговице, что урок может растянуться до невоз­можных пределов.

 

Выбор поощрения:

________________________________________________________

_______________________________

 

Исключения из правил

Несмотря на наш совет сводить поощрения на нет, когда на­вык уже освоен, бывает, что некоторыми умениями, которыми ребенок может воспользоваться, он в действительности не пользуется. В таких случаях вам уже не надо отрабатывать со­ответствующее умение, но награда, способная побудить его применить это умение на практике, все же может еще некоторое время требоваться.

Здесь, кстати, пролегает граница между навыками самообс­луживания и навыками, необходимыми для того, чтобы содер­жать в порядке дом. Навыки самообслуживания: умение одеваться, правильно вести себя за столом, соблюдать личную ги­гиену, - будучи освоенными, вписываются в повседневную жизнь. Это умения, которыми ребенок (или вы за него) дол­жен воспользоваться, чтобы нормально провести день. И если он овладел ими, то, с большой долей вероятности, он будет про­должать пользоваться ими (возможно, с напоминаниями и обещанием похвалы). Иногда в качестве напоминания может ис­пользоваться карточка со списком всех шагов, составляющих требуемое умение. Ребенок может вовсе не нуждаться в такой карточке, как в стимуле, но если он иногда пропускает какие-то действия при решении определенной повседневной задачи (например, при приготовлении ко сну), карточка послужит ему напоминанием. Если вы собираетесь ввести такую систему на­поминаний, вы можете научить ребенка делать в ней отметки после выполнения каждого шага, а потом приносить карточку (с колонкой, полной отметок) вам, чтобы вы похвалили его и, может быть, вознаградили (к примеру, сказкой на ночь).

Что же касается умения содержать в порядке дом, то это своего рода «переработка». Большинство детей были бы счас­тливы прожить день, не застилая постель, не собирая разбросанные игрушки, не вынося мусор. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок участвовал в повседневной работе по дому, то вам сле­дует продолжать поощрять его усилия чем-нибудь вроде же­тончиков. Не забывайте - ведь другие дети точно так же что-то получают в подобных случаях.

Возможно, вам захочется, чтобы ребенок за то же вознаг­раждение делал больше. В таком случае несправедливо и не­разумно отказывать ему сразу во всех дополнительных поощ­рениях. В делах, связанных с домашним хозяйством, карточки с отметками, конечно, тоже могут послужить напоминанием о том, что нужно делать.

 

Оборудование сцены

В главе 5 мы говорили о том, как организовать учебную среду - «оборудовать сцену», - чтобы добиться максимального успеха. Может быть, вам покажется правильным еще раз просмотреть эту главу. Давайте вернемся к затронутым в ней четырем воп­росам и посмотрим на них с точки зрения обучения навыкам самообслуживания.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.