Выявление причин возникновения трудностей
Если при обучении какому-то навыку трудности возникают сразу, или поначалу дело идет хорошо, но вскоре появляются проблемы, просмотрите приводимый ниже «Список возможных причин появления трудностей». Вы увидите, что в него вошло многое из того, на что мы обращаем ваше внимание в этой книге.
Проблемы, возникающие с самого начала 1. Владеет ли ребенок необходимыми базовыми навыками? 2. Соответствует ли выбранный вами навык уровню развития и интересам ребенка? 3. Удается ли вам с самого начала привлечь внимание ребенка? 4. Легко ли ему пользоваться предлагаемыми материалами? 5. В подходящее ли время и в подходящем ли месте вы занимаетесь; нет ли отвлекающих факторов? 6. Начинаете ли вы занятия с достаточно легкого для него этапа? 7. Являются ли ваши указания простыми и ясными? 8. Достаточно ли хорошо вы помогаете (показываете, руководите физически)? 9. Нравится ли вам заниматься с ребенком, и хвалите ли вы его за старание? 10. Поощряете ли вы его тем, что ему нравится?
Проблемы, возникающие после того, как процесс обучения некоторое время протекал хорошо 1. Может быть, это плохое для вас и ребенка время (болезнь, необычный стресс в вашей жизни)? 2. Не потерял ли ребенок интереса к той награде, которой вы его поощряете? Нет ли чего-нибудь еще, что можно было бы пустить в ход? Достаточно ли часто вы поощряете ребенка? 3. Не слишком ли большой шаг вы пытаетесь сделать? (Не слишком ли быстро вы перестали помогать?) 4. Не слишком ли медленно вы двигаетесь? Не становится ли ребенку скучно на занятии? (Может быть, ребенок все еще нуждается в вашей помощи?) 5. Не надоела ли ребенку игрушка? Нет ли другой игрушки, с помощью которой вы могли бы отрабатывать этот навык?
6. Не слишком ли продолжителен ваш урок? Не слишком ли долго вы работаете над одним и тем же заданием? 7. Заканчиваете ли вы урок маленькой победой ребенка? Hе привыкает ли он к мысли, что может уклониться от выполнения задания, если будет вести себя неподобающим образом?
Последние замечания: вопросы и ответы
Процесс обучения редко идет «как по нотам». Дети, все без исключения, просто так уж устроены, что не могут действовать строго по продуманному вами плану. Вас не должно удивлять если начав работать по новой программе, вы обнаружите, что не всегда все идет гладко. Предсказать и описать все проблемы, которые только могут возникнуть, - задача невыполнимая. Тем не менее, наш опыт позволяет выделить определенный кругвп просов, которые родители задают чаще всего. Некоторые и этих вопросов, а также ответы на них мы включили в даннун главу, но, конечно, все охватить невозможно. Для большинства родителей, с которыми мы встречались сначала самым важным был вопрос: готовы ли мы учить ребенка? Возможно, он тревожит и вас. На этот вопрос ответить легче всего - просто начинайте. Применяя на практике уже полученные знания, вы скоро почувствуете себя увереннее, ребенок начнет делать успехи, и вы будете учить его.
Могу ли я одновременно обучать ребенка более чем одному навыку? Да, но первым делом нужно выбрать один навык, составить соответствующую программу и начать по ней работать. Только после этого можно приступить ко второму. Если другие члены семьи будут вам помогать, то формировать одновременно нескольких навыков будет легче. Поскольку каждый из вас освоится с предлагаемым в этой книге подходом, в основе которого лежат бихевиористские принципы, вы сможете в течение дня работать над многими навыками. Но начинать надо постепенно. Заниматься сразу по многим программам с самого начала опасно, поскольку в какой-то момент у вас может возникнуть ощущение, что работы слишком много, и вы вообще все бросите. Начните с одной программы, которая может хорошо вписаться в привычный распорядок дня.
Мой ребенок учится собирать головоломки в детском саду. Не запутаю ли я его, если дома буду учить тому же, пользуясь подходом, который описан в этой книге? Да, можете запутать, если требования, которые предъявляете к нему вы, будут отличаться от требований педагога. Педагог должен быть очень доволен тем, что вы тоже работаете над этим навыком. Поговорите с ним, покажите эту книгу и постарайтесь согласовать ваши требования. Точно также, если вы научили ребенка выполнять определенную часть задания, а педагог, бабушка, сестра или кто-нибудь еще продолжают заниматься с ним тем же, обсуждая с ними вашу программу объясните, какую часть задания он должен выполнять сам.
Мой ребенок умеет самостоятельно выполнять некоторые действия, необходимые для того, чтобы надеть свитер, но делает это не так, как рекомендует ваша программа. Должна ли я начать все с начала и заниматься с ней по программе? Наверное, нет. Первым делом, посмотрите, можно ли для него разработать специальную программу, которая состояла бы из отдельных шагов, и начиналась с того, чем он уже овладел. Обычно существует много разных способов формирования навыков, и программы, описанные в этой книге, нужно рассматривать только как предложения. Однако если ваша дочка надевает свитер крайне неуклюже, что со следующими этапами ей не удастся легко справиться, и кажется, что со следующими этапами ей не удастся легко справиться, то, возможно, стоит начать с начала. Одним словом, подход должен быть гибким! Наблюдайте за ребенком и держите в голове описанный в данной книге подход, основанный на бихевиористских принципах модификации поведения. Тогда вы сможете адаптировать существующие и создавать новые программы, которые подойдут вашему ребенку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|