Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 12.
СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8 ТЕМА. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ. Цели: - углубление знаний у студентов о социальных характеристиках человека: индивидуальности и личности, концепциях личности, типах личности, социальных ролях личности, роли личности в истории; - формировать умение выделять существенные сходства и различия; - формировать умение уточнять понятия; - формировать умение отличать факты от мнения; - продолжать совершенствовать умение поиска новых идей.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - заслушивание сообщений по предлагаемым темам. Требования к сообщению: 1)определение главной проблемы; 2)построение плана выступления при помощи вспомогательных проблем; 3) свободное владение знаниями раскрываемой проблемы; 4) определить свое отношение к проблеме; 5) дать оценку взглядам философа. Методические советы. 1. Подготовка к семинару осуществляется на основе базового учебника: Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 12. 2. Для подготовки сообщения выбирается одно из учений философов или философская проблема. 3. если вам необходима дополнительная информация, можете обратиться к другим учебникам по философии; 4. Время выступления – не более 6 мин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Философская концепция личности. 2. Человек, индивид, индивидуум, индивидуальность. Концепции личности: 3. психологическая; 4. социологическая; 5. ролевая; 6. философская. Типы личности: 7. первая позиция (основой является принцип общественной деятельности); 8. вторая позиция (в основе лежит степень зависимости свободы личности). 9. Социальные роли личности: деятель, гражданин, патриот, семьянин, потребитель, собственник.
10. Роль личности в истории. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – выполнение заданий обязательно для всех. Задание №1. Составьте ответы на вопросы: Что обуславливает специфические черты личности? Ответ. Специфические черты личности обусловлены его собственной генетикой, физиологией, сознанием, личной культурой. Дайте характеристику структуры личности, используя схему (преобразование графической информации в текстовую)
Ответ. Структура личности включает: а) способности — свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности; б) характер - совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. в) темперамент - динамическая характеристика психической деятельности индивида. Он проявляется первым делом в его впечатлительности, т. е. силе и устойчивости того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Темперамент сказывается и на эмоциональной возбудимости, проявляясь в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, в устойчивости, с которой оно сохраняется. Выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой она овладевает моторной сферой и переходит в действие, устойчивостью, с которой она сохраняет свою действенную силу;
г)воля - способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Что собой представляет ролевая концепция личности? Составьте комментарий к высказыванию Лихтенберг Г. «В каждом человеке есть что-то от всех людей». Что побуждает человека к деятельности? КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ Критерий оценивания сообщения: - при выполнении всех требований к подготовке сообщений – 60 баллов; - при невыполнении одного из 5 требований – минус – 12 баллов; Критерий оценивания практической части: - правильно составленные 4 ответов – 40 баллов; - за неправильное выполнение 4–го задания минус – 16 баллов; - каждый не правильно составленный ответ – минус – 8 баллов. Общее оценивание: 100 - 95 – 5; 94 - 80 – 4; 79 – 50- 3; 49 – 20 – 2.
ЛИТЕРАТУРА
Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 12. 2. Степин В.С. Философия. Мн. 2006. 3. Спиркин А.Г. Философия. М.2004.
Личность — одно из основных понятий философской антропологии.
Характеристика личности, её качеств играют важную роль в раскрытии сути философского отношения «универсум — человек», помогая понять, почему мир человека так отличается от мира природы и почему он остаётся человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. ® Философская концепция личности Проблема личности в истории философии и науки многогранна. В каждой из наук имеются свои особенности понимания природы и сути личности. Это закономерно присуще психологии и педагогике, социологии и политологии, ювенологии и геронтологии, истории и другим гуманитарным и общественным наукам. Философия рассматривает личность через призму всеобщности (универсальности) в системе отношения «универсум — человек», тогда как другие науки
подходят к личности узкоспецифически, исходя из предмета своего собственного исследования.
Объективно, личность человека является, складывается, формируется, функционирует и развивается в социуме, в обществе. Личность — мера человека, человека как субъекта социальных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности. Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений (К. Маркс). Становление человека как личности происходит под воздействием системы общественных отношений, в которых осуществляется его бытие (по сферам жизни общества), причём эти отношения опредмечены, детерминированы собственной, человеческой целеполагающей деятельностью. При этом необходимо учитывать ту закономерность, что человек как личность, находясь под воздействием тех или иных общественных отношений, сам оказывает на них влияние, развивает и изменяет их. Кроме того, специфические черты личности обусловлены его собственной генетикой, физиологией, сознанием, личной культурой. Чтобы реально представлять личность в означенной интерпретации нам необходимо определиться с такими антропологическими понятиями как «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность». Человек. Понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие «человек» включаются как его общесоциальные черты, носителем которых он является (речь, общение, интеллект, культура, деятельность), так и биологические (природоестественные), ибо носителем его социальной сущности является человеческий организм. Кроме того, человек обладает ментальными чертами, то есть он отражает в себе те духовные ценности народа, которые формировались исторически, они тесно связаны с его социальной сущностью. Индивид. Индивидом в человеческом мире обычно называют отдельного человека. Индивид — это представитель рода человеческого. Индивиды — носители общих свойств, параметров человека, в то же время эти параметры отличны от других биологических видов нашей планеты, а если в просторах Вселенной существует разум, то человек как индивид будет иметь свои планетарные земные отличия в сравнении с неземными социальными существами. Биологические и физиологические особенности человека индивидно конкретны — отпечатки пальцев, роговица глаза, глазное яблоко, тембр голоса, походка, осанка, строение тела и отдельных его частей, нервная система.
Индивидуум. Человека с присущими ему социальными чертами можно определить как индивидуума, то есть обладателя социального своеобразия, социальной неповторимости: свои привычки и идеалы, определённые способности и социальные функции, особенности знаний и умений, своеобразный набор профессиональных качеств, избирательный круг общения, собственный взгляд на мир и своя оценка происходящего в нём. Индивидуумны взгляды, суждения и мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда содержат своё собственное «Я». Индивидуумны потребности и способности человека. Индивидуальность. Каждый homo sapiens обладает единством биологической и социальной неповторимости, оригинальности, специфичности, охватывающей единство качеств как индивида, так и индивидуума. Индивидуальность находит своё выражение в природных и психических свойствах человека. Индивидуальность — это совокупность свойств и особенностей индивида, отличающих его от массы других. В этом смысле стопроцентных двойников в обществе нет и быть не может, поэтому даже новомодная позиция по проблеме клонирования человека беспочвенна в связи с его индивидуальностью. Индивидуальность — это биологически и социально неповторимый человек, имеющий определённый статус в обществе, исполняющий социальную роль. Поэтому, когда необходимо подчеркнуть биологическое своеобразие человека, целесообразно использовать понятие индивидум если его социальное своеобразие, то — индивидуум; когда же речь ведётся о биосоциальной целостности и оригинальности человека — индивидуальность. Определившись с вышеизложенными понятиями мы можем говорить о понятии личность. В русском языке этимология слова личность связана с терминами лик, лицо. Сущностное понимание личности замыкается на диалектичный ряд её структурных качеств: во-первых, на деятельность; во-вторых, на психическую направленность; в-третьих, на сознательную ориентированность; в-четвёртых, на индивидуальную культуру: знания, умения, установки. Личность — это человек, оцениваемый не только с точки зрения его базовых качеств (свойств), но и со стороны его социальных, духовных и физиологических особенностей. То есть в этом плане мы можем говорить о мере самой личности, которая проявляется в её особенностях и свойствах, выражаясь в самых разнообразных общественных позициях, в деятельности. Чаще всего здесь сочетаются достоинства и скрытыенаклонности человека, что прямо и косвенно детерминирует протекание разнообразных процессов и явлений в социуме и в обществе. Используя понятие меры личности, можно соотнести и характеризовать такие социальные явления, как гуманизм и диктатура, авантюризм и конформизм, террор и революция и т.п., а также определить типологию личности. В частности, в этих целях методологически приемлемо использование персон Императора Николая II и Ленина, Врангеля и Фрунзе, Сталина и Гитлера, Хрущёва и Ельцина и т.п.
Важнейшим качеством человека как личности является его целеполагающая деятельность. Личность — это, прежде всего, активно действующий социальный субъект, способный изменять среду своего обитания. Далее, личность — это мыслящий (функциональное сознание, интеллект) и психически здоровый человек, обладающий собственной культурой. Все эти качества неразрывно связаны. Поэтому личность — это не только носитель общественных отношений, но и человек, который оказывает обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными особенностями, свойствами и способностям, опытом и интеллектом, организованностью и профессионализмом, собственной культурой. Независимо от того, присоединяется ли индивид к мнению большинства или идёт своим эмпирическим путём, в каждом конкретном случае — это персональная позиция человека, соответствующая его осознанию реальности в соответствии с условиями бытия. Личность — это общественно и социально деятельный и индивидуально неповторимый человек. В истории философии, в истории гуманитарной мысли разрабатывались разнообразные концепции личности. Остановимся на некоторых из них. Психологическая концепция личности. В психологии личность (точнее индивид, индивидуальность) рассматривается как целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих одного человека от другого. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Для психолога потенции конкретного человека различны, поскольку как врождённые, так и приобретённые качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость психических, биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо группы или общности. Возникновение личности как системного качества обусловлено в психологии тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственнойсущности её носителя — индивида и условий социальной среды. Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». В «гармонической психологии», в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механической схеме «стимул — реакция». Социологическая концепция личности. Социологи, как правило, оперируют понятиями личность, социальный субъект для описания социальной сути и социальных качеств человека в процессе совместной деятельности. В современной социологии личность, как субъект, означает активное социальное начало, определённый тип способности к деятельности. При проведении социологических исследований социолога в первую очередь интересуют не индивидуальные особенности человека, а та социальная среда, социальная организация, социальный институт, в которые он включён и выполняет в них определённые социальные функции. Поэтому ролевая концепция личности получила развитие именно в социологии, хотя зарождению её способствовала социальная психология. Ролевая концепция личности. Суть её сводится к тому, что люди в процессе жизни и деятельности выполняют различные функции, исполняют социальные роли. Есть первичные функции, которые отражают статусную позицию человека, определённую его профессиональной деятельностью, занимаемой должностью. Есть вторичные функции, которые человек выполняет в силу разнообразных факторов бытия, обсуловлен- ных его потребностями и способностями. Особенность в том, что человек в обществе включён во множество социальных образований: семью, школу, вуз, предприятие, фирму, спортивную секцию, садоводческое товарищество, гаражный кооператив, охотничий коллектив, общество филателистов или нумизматов и т.п. В каждом из них он имеет свои интересы, играет социальную роль. Социальная роль — это способ поведения людей в зависимости от их статуса и позиции в обществе. Личность здесь рассматривается и представляется как ролевой субстрат конкретного социального института с присущими ему функциональными установками. Философская концепция личности. О ней мы говорили ранее, раскрывая философскую сущность человека. Личность — это субъект общества, социальный генератор системы общественных отношений (по 10-ти сферам жизни общества, как системообразующим институтам, основанным на базовых формах общественной деятельности), с присущей ему психикой, личностной культурой, сознанием и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в которых формируется и развивается личность, не статична, а диалектична, то есть в этом процессе работает система обратных связей, детерминированная наличествующим бытием. Личность — исторический тип человека, способного к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность — мера человека, мера индивидуальности. Существуют несколько теоретических позиций в определении типологии личности, они весьма неодозначны. Различия характеризуют суть оснований выделения типов личности. Первая позиция. В основе её лежит принцип Социальные социальной (точнее общественной) деятельностипы личности ти человека. В ней выделяются четыре типа личности, которые прослеживаются на историческом пути развития человечества: • во-первых, деятели. Исторически — это люди, обладающие различными способностями, начиная с рыболовов и охотников, воинов и ремесленников, земледельцев и рабочих до современных профессионалов во всех сферах жизни общества и областях деятельности. «Хотеть недостаточно, надо действовать», — заключал И. Гёте. Для таких личностей главное в жизни — активная преобразовательная деятельность, включая самого себя. Это так называемые «трудоголики», они отдаются работе, находя в этом высшее удовлетворение, а отдельные неудачи только обостряют жажду деятельности. Становление и развитие индустриального общества привело к культивированию именно такой личности — активной, профессиональной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру ответственности за себя, своё окружение и принимаемые решения. Потребность общества в таких личностях была всегда достаточно острой: П. Столыпин и С. Королёв, Г. Жуков и А. Косыгин, А. Сахаров и В. Путин; • во-вторых, интеллектуалы. Это люди, которые в духе свободного научного творчества оценивают мир и происходящие в нём процессы. «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны», — отмечал Эсхил. Образ человека мыслящего, воплощающего в себе ментальные черты нации, его исторический опыт и память всегда пользовался огромным авторитетом: Р. Декарт и Ф. Вольтер, Г. Гегель и К. Маркс, 3. Фрейд и Ф. Ницше, М. Ломоносов и И. Ильин, Н. Бердяев и В. Розанов, Д. Волкогонов и А. Солженицын... Для таких личностей суть существования — в осмыслении многообразной действительности мира (универсума) и поиск путей его развития. К сожалению, в этой исторической интеллектуальной плеяде были трагичными судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, чьи идеи вызывали нервную дрожь и неприятие власть имущих. К их числу относятся — Пифагор, Сократ, Г. Галилей, Д. Бруно, Т. Мор, Т. Кампанелла, П. Флоренский, А. Чижевский, А. Лосев; • в-третьих, эстеты. Прежде всего это деятели искусства — писатели, поэты, художники, зодчие, музыканты — люди, остро чувствующие актуальное и потенциальное бытие. «Поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и приторным сентенциям», — подчёркивал Н.Г. Чернышевский. Правда жизни, заключённая в разнообразных художественных и музыкальных произведениях, воспитала не одно поколение людей на Земле. А гениальные предвосхищения этих творцов иногда опережали самые смелые прогнозы. В частности, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) спроектировал воздухолёт (вертолёт); Г. Уэллс (1856-1946 гг.) в своих фантастических рассказах предвосхитил практически все современные космические события, кроме того, описал урановую бомбу; А. Белый (литературный псевдоним поэта, писателя Бориса Николаевича Бугаева, 1880-1934 гг.) в 1921 г. написал стихи, в которых предвидел ужасное по своей разрушающей силе воздействие на всё окружающее атомного взрыва; А.Н. Толстой (1882-1945 гг.), в романе «Гиперболоид инженера Гарина» художественно представил свойства будущего лазерного устройства; • в-четвёртых, гуманисты. «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг», — призывал Ж.Ж. Руссо. Гуманисты наделены глубоким чувством сострадания к горестям и чаяниям других людей и стараются облегчить им их душевные и телесные муки. Их сила в вере в своё предназначение, в любви к людям и всему живому, в активно деятельной социальной позиции. Они сделали делом своей жизни милосердие и добро. В частности, россиянин Фёдор Петрович Гааз (1780- 1853 гг.) — врач-филантроп, прозванный «святым доктором», был главным врачом московских тюрем, добился организации тюремных больниц, школ для детей арестантов, его жизненный девиз «спешите делать добро»; всемирно известная албанка — мать Тереза (1910-1997 гг., в миру Агнес Гонджа Бояджиу) — основательница и настоятельница католического Ордена милосердия, Нобелевский лауреат премии мира; Анри Дюнан (1828-1910 гг.) — швейцарский общественный деятель, инициатор создания «Красного Креста», Нобелевская премия мира в 1901 г.; Альберт Швейцер (1875-1965 гг.) — немецко-французский миссионер, врач, философ, Нобелевский лауреат премии мира в 1952 г. Он построил госпиталь для прокажённых, от которых все отвернулись, его исходный принцип — «преклонение перед жизнью».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|