Восьми сфер общественной жизни
Известна концепция сферирования общественной жизни Л. Зеленова. Суть этой концепции заключается в понимании родовой деятельности общества, которой обусловлено появление и развитие восьми сфер общественной жизни — экономической, экологической, управленческой, педагогической, научной, художественной, медицинской и физкультурной. Применительно к означенным сферам жизни общества происходит формирование личности и её всестороннее развитие, которое напрямую связано с процессом социализации. В частности, в сфере экономики, характер функционирования которой объективирован потребностями общества, включающими производство, потребление, обмен и распределение товаров и услуг, индивид усваивает накопленный поколениями опыт экономической деятельности, происходит формирование необходимых социальных качеств, что позволяет ему профессионально осуществлять деятельность и совершенствоваться. Это — общий методологический подход. В соответствии с ним оценивается характер деятельности в других сферах жизни общества и уровень её влияния на формирование и всестороннее развитие личности. Чем совершеннее общество в функциональной взаимосвязи сфер его жизни, то есть системообразующих институтов, тем предметнее процесс формирования личности и её всестороннее развитие (образование —обучение — воспитание: самообразование — самообучение — самовоспитание). Соответственно с этим возрастает её обратная связь с обществом, через персональную отдачу знаний, умений, установок в конкретных видах деятельности и в целом в сферах общественной жизни. Стоит отметить, что восьмисферная (родовая) концепция общественной жизни, представляя научный интерес, не может претендовать на однозначность, она находится в диалектическом процессе соотнесения возможного и действительного в общественной жизни, её содержания и формы.
Десятисферная структура общественной жизни, Сферы общественной жизни историчны, основаны на базовых формах общественной деятельности (общественной, здесь — значимой и необходимой для функционирования всего общества) и представляют собой самостоятельные системообразующие институты жизни общества со сложившимися правилами, принципами, нормами, культурой. Их становление является закономерностью общественного развития, обусловленной потребностями и потенциалом общества. В соответствии с этой закономерностью логично выглядит десятисферная структура общественной жизни, включающая помимо означенных восьми сфер, сферу обороны — Вооружённые силы и оборонно-промышленный комплекс и сферу общественной безопасности, историческое возникновение и функционирование которой обусловлено потребностью общества по пресечению внешних и внутренних угроз, исходящих от террористических, националистических, криминальных экономических, коррупционных и иных деструктивных структур, методами специальной, разведывательной, милицейской, дипломатической, охранной, таможенной, судебно-правовой, антимонопольной и иной направленности. Кроме того, в недалёкой исторической перспективе произойдёт становление ещё одной сферы жизни общества, в которой индивид будет реально персонифицироваться как личность — это сфера космонавтики, которая на данный эпохальный момент развития общества представляет область (вид) профессиональной деятельности, то есть рассматривается узкопредметно в системно-функциональном поле общественного бытия. Но, это — уже удел теории, а трансформация данного профессионального института в сферу общественной жизни, т.е. системообразующий институт жизни общества, объективна.
В чём же сущностной смысл формирования личности, исходя из означенной специфики сферного подхода и, соответствующих сферам, условий бытия человека? Смысл в том, что личность формируется в процессе деятельности. Деятельность — это тот адаптивный субстрат, который определяет как момент становления личности человека, так и характер её дальнейшего развития. В нём также важен элемент общения, элемент коммуникации. В целом формирование человека как личности осуществляется в процессе деятельности, в процессе социализации, то есть постепенного освоения уже имеющегося человеческого опыта (образование — обучение — воспитание: самообразование — самообучение — самовоспитание). Деятельность предполагает функциональное становление качеств личности, а социализация требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поступков, поведения в соответствии с усвоением социального (жизненного) опыта поколений. В процессе социализации происходит постепенная трансформация усвоенного опыта в персональные качества личности. В основе этой трансформации лежит деятельность человека. Деятельность как целесообразное взаимодействие индивида с предметным миром в целом и в конкретной сфере жизни общества в частности. Целесообразность человеческой деятельности выражается в двух формах: 1) сообразность социальным целям (как культурным программам общества); 2) сообразность личностным целям (как творческим программам личности). Если следовать социокультурным программам (исторически сложившимся, стабилизировавшимся формам, способам, методам), то создается лишь возможность репродуктивной деятельности (воспроизведение уже имеющегося), а следование личностным программам — предполагает возможность творческой, новационной деятельности. В основе деятельности человека лежат потребности — побудительные силы (мотивация) и способности — деятельностные силы (реализация). Способом деятельности являются сложившиеся в обществе программы, методы, модели, приёмы. Побудителем деятельности является общественная потребность, выступающая по отношению к индивиду как долг, как внешнее долженствование, как объективная сила (она может приобретать форму принуждения, материального и морального стимулирования).
Таким образом, деятельность со стороны личности детерминирована «долгом» и «стандартами» (общепринятыми правилами). Поскольку же и долженствование, и стандартные программы вырабатываются обществом, а не самим человеком, постольку они образуют как бы внешнюю для человека детерминацию, которой он объективно вынужден подчиняться. Это то, что в обыденном сознании воспринимается и оценивается как «работа». Но это и тот фон, та среда, где формируется личность. Личность вне деятельности не существует, она есть совокупность социальных и общественных отношений, собственных генетических и интеллектуальных, физических и психических особенностей, способствующих проявлению потребностей и способностей человека в его профессиональной среде: космонавт или учёный, водолаз или врач, педагог или лётчик, фермер или офицер. Их восемь: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда (Л. Зеленов). Компоненты Деятельность всегда является субъектной, её деятельности осуществляет человек, субъект, личность с определённым набором качеств. Деятельность объектна, «предметна», предметно направлена. Деятельность орудийна, то есть связана со средствами труда. Деятельность процессуальна, представлена совокупностью производимых операций по её конкретному виду, в зависимости от сфер жизнедеятельности. Деятельность результативна, продуктивна, иначе деятельность превращается в простое безрезультатное процес- суирование. Деятельность осуществляется при определённых условиях, то есть при включении в неё других систем деятельности. Деятельность системно организована, упорядочена, структурирована. Деятельность осуществляется в среде, то есть во взаимоотношениях с другими системами деятельности, которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов различных видов деятельности. Если человек, индивид есть отражение всей совокупности общественных отношений (по сферам общественной жизни), то неизбежна многоплановость его социальных ролей, которые он играет как личность
Социальные роли личности Выше мы отмечали ролевую концепцию личности здесь же определим социальные роли. Человек как деятель. Как деятель он выступает независимо от того, в какой сфере или области деятельности осуществляет свои профессиональные функции. На основе приведённого выше рассуждения о социализации индивида, компонентов деятельности, вырисовывается картина становления личности человека в процессе деятельности: работа — труд — деятельность — творчество. Это функционально-ролевая динамика формирования всесторонней личности в совокупности со становлением её сознания, психики и культуры. Человек как гражданин. Человек — личность, которому небезразличен его коллектив, страна, нация, развивающиеся в рамках естественного права. Он субъект гражданского процесса. Гражданская позиция человека отражает его сущность как индивида правового государства и гражданского общества. Права и свободы человека объективно принадлежат каждому от рождения и должны уважаться государством и всеми институтами общества. При осуществлении гражданских прав недопустимо ущемление прав и свобод других. Государство не может издавать законы, умаляющие или отменяющие основные права и свободы человека как гражданина. Нарушенные права человека подлежат восстановлению всеми средствами, которые представляются Конституцией РФ и федеральными законами. Поэтому человек как гражданин — это полноправный субъект системы общественных отношений, созидатель гражданского общества, способный защищать и развивать его права и свободы. Человек как патриот. Патриотизм — непременный атрибут цивилизованного общества: любовь к Родине, готовность отстаивать честь и достоинство Отечества, решительность и мужество вплоть до самопожертвования в защите интересов государства, особенно при внешней вооружённой агрессии или террористических выпадах. Быть гражданином своей страны и не быть патриотом её — это нонсенс. Человек как патриот — это субъект общественных процессов, он не только их главный участник, но и выразитель российской ментальности в каждом из них. Суть проявления патрио тизма заключена в делах человеческих, в социальной роли личности. Патриотизм — это духовная потребность личности, её внутренний персональный и моральный долг по отношению к себе, семье, коллективу, обществу, стране. Но эти чувства не должны быть идеологизированы, а представлять собственный, осознанный выбор человека, когда он ощущает себя действительным членом общества, субъектом в делах страны, а страна, государство готовы отстаивать и защищать его человеческое достоинство россиянина в любой точке земного шара как свою высшую ценность. В воспитании патриотических чувств важна роль национальной идеи, которую можно выразить так: «Великий Народ — Великая Россия: Великая Россия — Великий Народ».
Человек как семьянин. Социальная роль личности, связанная с функционированием семьи, универсальна. В семье начинается процесс социализации личности, закладываются основы будущей личности. В семье осуществляется таинство рождения человека, закладываются первичные знания, умения и установки. В семье формируется хозяйственно-бытовая функция человека. Человек как потребитель. Смысл этой человеческой роли не в утилитарном потреблении тех или иных продуктов и услуг. Личность как потребитель значима тем, что человек способен удовлетворять свои здоровые потребности. Потребности — это побудительная сила, заставляющая индивида включаться в процесс деятельности. Потребность учиться — студент; потребность реализовывать полученные знания — инженер, педагог, врач, офицер; потребность реализовывать умения — руководитель, учёный. Человек как собственник. Проблема личности как собственника, его ролевое значение в социуме весьма актуальны для развития современного общества. В советскую эпоху в общественном сознании идеологически закреплялся образ человека, не обременённого частной собственностью, а, значит, не представляющего её функциональных модусов и меры ответственности за них. Владение частной собственностью считалось постыдным, причём, государство не утруждало себя разъяснениями экономических особенностей этого утверждения, а сводило его к однозначно негативной партийно-идеологической трактовке. Право частной собственности, как личная свобода человека игнорировалось, право на общественную собственность было декларативным. Личная собственность минимизировалась, так как существовали «социалистические нормы» для «обыкновенных людей» и расширенные для чиновничьей номенклатуры, что приводило к грубому социальному расслоению общества. Частная собственность повсеместно осуждалась в советском обществе, причём, без всестороннего научного анализа и оценки её форм, учёта особенностей труда собственников и работников, их квалификации, получения и распределения прибыли, формирования фондов оплаты труда, выполнения социальных программ и т.п. Коммунистическая критика была направлена на искусственную нивелировку западных технологий, ретуширование инноваций, очернение процессов корпоративной деятельности профессиональных рабочих и менеджеров экономики. Идеологическое огрубление права частной собственности породило её метафизическое восприятие советским обществом и человеком. Однако право частной собственности - это личная свобода человека по отношению к средствам производства, в целом - это экономика, как системообразующий жизнь общества институт - сфера общественной жизни - со свойственными ей функциями, целями, задачами, принципами, нормами, традициями, культурой, в рамках которых и формируется личность собственника. Игнорирование права частной собственности в системе экономических отношений общества приводит к нарушению прав личности и нивелированию правовой формы свободы человека как собственника. Человек, ограниченный в правах и свободах, не может быть полноценным творцом своей жизни и жизни общества. Поэтому человек, как собственник, столь же важен для социума как человек-патриот, человек-гражданин; только в соответствии с таким подходом предметно значима его социальная роль в жизни общества. История творится людьми и только людьми. Лишь учёт объективных условий, определяющих действия людей, даёт возможность научно обосновать и объяснить роль конкретных социальных сил, партий, общественных движений, исторических деятелей в общественной жизни. Роль личности в истории Исторические условия определяют в конечном счёте формат деятельности личности. Выйти за этот формат никакой деятель, даже самый выдающийся, не может. Так, если не созрели необходимые предпосылки для более высокой ступени общественного развития (в соответствии со сферами общественной жизни), то ни один политический деятель не в состоянии вызвать переход к ней своими личными действиями (даже харизматическая личность). В лучшем случае он может ускорить ход общественного процесса. Хорошо если это ускорение будет прогрессивным, но может и затормозить его (до тех пор пока вновь не возобладают объективные позиции, как это было в истории человечества в период нахождения у власти в Германии — Гитлера, в России — Сталина, в Китае — Мао Цзэдуна, в Румынии — Чаушеску, в Грузии — Саакашвили). Никакая личность не может творить историю по своему произволу, не может повернуть общественное и социальное развитие вспять, например, от индустриального общества к феодальному. Гитлер предпринимал в XX столетии попытку восстановления рабовладельческого миропорядка, к чему это привело немецкий народ, общеизвестно. Великие исторические деятели, как и великие общественные идеи, творцами и выразителями которых они являются, появляются, как правило, в переломные эпохи мировой истории или истории той или иной нации. Но не великие личности создают, вызывают к жизни великие эпохи, а, наоборот, великие эпохи являются той благоприятной почвой, условием, когда таланты, гении, дарования той или иной личности могут созреть, появиться и реализоваться. Формирование личности процесс многоплановый, поэтому о нём мы и говорим как о проблеме. Обыденное сознание проблему формирования личности, как гармоничной и всесторонне развитой, воспринимает так: всё знать и все уметь. Проблема формирования личности Это достаточно наивная позиция. Личность формируется в сложнейших общественных процессах, в переплетении множества социальных факторов. Формирование личности осуществляется в процессе прямого и косвенного воздействия на индивида всей системы общественных институтов. Поэтому весьма значима диалектика системы: «институт — человек»: «человек — институт». Цель в этом взаимодействии одна: появление человека со сложившейся психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью, то есть — формирование всесторонне развитой личности, обладающей широким набором потребностей, соответствующих развитым индивидуальным способностям. Если означенной цели нет: у индивида масса потребностей, но нет способностей для их реализации, то вести разговор о сформированной и развитой личности не приходится. В этом случае предстаёт только индивидуум с завышенными потребностями и скромными способностями, что порождает тип человека девиантного поведения, которое чревато делинквентностью и негативной оценкой общества. Поэтому формирование личности обязательно включает её воспитание и последующее развитие. В целом алгоритм представляется следующим: формирование личности — целевая деятельность институтов общества, воспитание — привитие установок в процессе этой деятельности развитие — персональный, личностный уровень индивида, как продукта этой деятельности, способного к самодеятельности. Практическое значение проблемы формирования всесторонне развитой личности заключается в следующем: • во-первых, развитая личность представляет самоцель человечества и отвечает на вопрос о сущности общества и функционировании исторических системообразующих институтов общественной жизни (сфер); • во-вторых, всесторонне развитая личность (гармоничная совокупность потребностей и способностей индивида) — социальный критерий общественного прогресса, определитель функционирования базовых структур страны, нации, государства; • в-третьих, развитая личность — цель самого человека, его деловая, творческая персонификация; • в-четвёртых, развитая личность — высшая социальная цель правового государства и гражданского общества; • в-пятых, системный подход к формированию такой личности (биопсихический субстрат, сознание, личностная культура, деятельность) позволяет коррелировать структуру деятельности всех общественных и социальных институтов, начиная с семьи. ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ 1. Понятие «человека». 2. Понятие «индивида». 3. Понятие «индивидуума». 4. Понятие «индивидуальности». 5. Сущность понятия «личность». 6. Структура личности. 7. Психологическая концепция личности. 8. Социологическая концепция личности. 9. Ролевая концепция личности. 10. Философская концепция личности. 11. Социальные типы личности. 12. Критерии формирования личности. 13. Значение для общества всесторонне развитой личности. 14. Социальные роли личности. 15. Роль личности в истории. ЛИТЕРАТУРА Антропономия (Общая теория человека). Н. Новгород, 1991. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. Бердяев НЛ. Философия свободного духа. М., 1994. Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. М., 1977. Зеленое ЛЛ. Становление личности. Горький, 1989. Зеленое Л А. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. III. Антропономия. Н.Новгород, 2006. Ильенков Э.В. Что такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. М., 1998. Муди Р. Жизнь после смерти. Л., 1991. Мунъе Э. Персонализм. М., 1992. Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся самим собой // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990. О человеческом в человеке. М., 1991. Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н.Новгород, 2010. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро- шевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. Спб., 1997. Сенека и др. Если хочешь быть свободным. М., 1992. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1997. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. Флоренский П. У водоразделов мысли. Часть шестая. Имена. Метафизика имён в историческом освещении. Имя и лич- ность//Соч. в 4-х т. Т. 3. Человек. Философско-энциклопедический словарь / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М., 1997. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|