Вторая позиция -(в основе лежит степень зависимости свободы личности).
Здесь основанием социального типа личности является зависимость от степени свободы человека. Имеется в виду степень свободы по Марксу, представленная им в «Капитале». В связи с ней он определял три социальных типа личности: • во-первых, тип личности, которая связана с отношениями личной зависимости. В этом случае человек подвластен внешнему воздействию. Субъектами, создающими отношения зависимости, выступают правящие классы. В XX столетии — тоталитарные политические режимы. В этом случае человек подавлен как личность и на макро-, и на микроуровнях, то есть как в обществе в целом, так и в конкретном коллективе. В этом случае существует ряд устоявшихся общественных и правовых норм, выход за рамки которых жёстко карается. Проявляется эта зависимость как в подавленном поведении индивида, так и в его подавленном сознании, неспособности выделять себя из массы, самостоятельно и творчески трудиться; • во-вторых, тип личности, связанный с отношениями личной независимости. В этом случае формируются достаточно сложные отношения. Человек свободен, но у него нет средств производства. Поэтому он «продаёт» себя как товар, то есть продаёт свою рабочую силу, являясь её собственником. Он свободен, но продать ему на рынке труда нечего, кроме самого себя — своих профессиональных умений. Чем эти умения выше, тем больше его собственная стоимость (пример: отъезд сотен тысяч россиян за рубеж в период «перестройки» в целях более приемлемых условий труда и оплаты за него; уезжали учёные и инженеры, программисты и журналисты, музыканты и спортсмены, художники и писатели). В целом эта личная независимость, основанная на отношениях вещной зависимости, есть необходимая объективная предпосылка для развития личности;
• в-третъих, социальный тип личности, обозначаемый как «свободная индивидуальность». В этом аспекте личность располагает огромными возможностями для раскрытия своих способностей и для удовлетворения потребностей. Современному обществу всё более и более требуется именно такая личность, поэтому необходимо её расширенное воспроизводство. Такая потребность общества возрастает по мере перехода к новой — информационной эпохе цивилизации. Здесь будет всё более возрастать роль среднего класса, где «свободные индивидуальности» будут сочетать в себе высокие умственные, нравственные и физические качества. Они же будут преобладать и на рынке труда. Вот здесь необходимо предметное пояснение понятия «свободы». Человек становится личностью только в условиях свободы, но он же сам эти условия и создаёт. Свобода личности заключается в осознании индивидом необходимости своего собственного выбора образа жизни и деятельности. Осознанная человеком необходимость жизненного выбора, осознанное поведение индивида в рамках права, норм и нравственных традиций общества — это и есть настоящая свобода личности, «свобода как мера необходимого» (В. Петров), «свобода как осознанная необходимость» (Б. Спиноза). В соответствии с этим подходом определяется и форма свободы личности — экономическая, политическая, научная, педагогическая, художественная, медицинская и т.п. Экономическая (производство, потребление, распределение, обмен) свобода личности предполагает в значительной степени свободу собственного выбора предмета деятельности. Она включает в себя свободу выбора экономической цели и задач по её достижению, свободу принятия экономических решений, свободу действий в означенных компонентах экономики. Только сам человек решает какой вид деятельности для него предпочтительнее: собственное предпринимательство или труд по найму, торговля или обмен, в какой области экономики ему работать, в какой форме осуществлять свою деятельность и т.п.
Политическая свобода личности предполагает такой набор её прав, который обеспечивает выражение гражданской позиции и осуществление жизнедеятельности индивида. При этом свобода политическая не может рассматриваться как средство реализации других свобод. Будучи средством, политическая свобода должна обладать самоценностью: реализация гражданских прав, демократический выбор самодеятельности, персональное самовыражение... Научная, педагогическая, художественная и иные формы свободы личности предполагают свободу духа, мировоззренческую свободу, выбор ценностных ориентаций, свободу совести и немыслимы без опоры на нравственные и правовые нормы общества в соответствии с менталитетом нации. Здесь надо иметь в виду, что существует и антидуховная личностная ориентация (антисвобода, некая вседозволенность), которая достаточно предметна и заключается, в частности, в проявлении ваххабизма в России, появлении новых фашистских организаций, действующих под знаком «народных фронтов» — НБП, РНЕ — «коричневые и чёрные рубашки», «скинхеды» и т.п. Таким образом, рассмотрев социальные типы личности, мы определились и с таким важнейшим личностным компонентом как её свобода, свобода как мера необходимого. Личностью стать непросто, но этот процесс составляет высшую цель цивилизованного общества, самоцель человеческой истории, обращённой к каждому её члену. Это стадия становления человека как субъекта общественных отношений с последующей его персонализацией; персонализация — последовательная трансформация личности в персону общества на основе её высоких индивидуальных качеств. © Становление и формирование личности В этой части лекции мы более подробно остановимся на том, как человек становится личностью. Личность — это общественно развитый человек. Личностные качества человека соответствуют его природе и продуцируют самодеятельность. Поэтому целесообразно определиться с тем, какие условия влияют на становление личности, что характерно для её формирования.
Обозначим условия становления личности. Они неоднозначны в понимании различных мыслителей. Можно идти по пути, представленному К. Марксом, и охарактеризовать четыре модуса общественной жизни, они же — условия, способствующие становлению личности: • экономические (хозяйственно-производственные); • политические (властно-правовые); • социальные (индивидуально-предметные); • духовные (идейно-нравственные). Такой четырёхуровневый подход был принят и идеологически закреплён в обществознании советского периода. Он устанавливал незыблемость этих сфер общественной жизни, а коль личность — функционально общественный человек, то его становление и развитие определялось спецификой отношений в этих сферах жизни общества: экономически уравненный, политически преданный, социально структурированный, идейно подготовленный. Эта идеологическая конструкция формирования личности была принята в СССР и странах соцлагеря XX столетия. Личность «штамповалась» («идеологическая социализация») в тоталитарной «коммунистической парадигме», без внимания и учёта её индивидуальных особенностей, а, тем более, потребностей. Стоит отметить, что были и иные концепции, относящиеся к проблеме формирования личности, связанные с именами 3. Фрейда, Ф. Ницше, П. Сорокина, Г. Лассуэлла и других представителей научных школ Запада. Они весьма интересны и поучительны. Поэтому, мы будем говорить о проблеме формирования личности с учётом различных теоретических построений и представим этот процесс в соответствии с методологией построения сфер общественной жизни, как самостоятельных системообразующих институтов жизни общества, которые подробнее будут представлены в ХШ-ХУ лекциях. Здесь же нас будут интересовать сферные особенности формирования личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|