Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика как принцип и метод соц.р.Эффективность соц. профилактики.




В 64.

Понятие профилактика в соц.работе используется в нескольких смыслах слова: как одна из базовых функций (предполагает предупредение всевозможных негативных последствий поведения, деятельности), как один из принципов (предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения соц.проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить соц.бедствие легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Например, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, несравненно благоприятнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью), как 1 из методов; Ричмонд определяет профилактику как суть профес.соц.работы. Пр. (с греч.-предохранительный)-научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:предотвращение возможных физ., психол. или социокул.коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение и поддержание и защиту норм.уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Тенденции в профилактич.помощи: тенденция к изменению парадигмы, к уходу от прежней мед.модели, ориентированной лишь на лечение болезни и доминирующей во многих сферах, занятых оказанием помощи населению. Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных гл.образом на достижение желаемого результата и в то жек время на предотвращение возможных проблем (Рейми, Макфи). Объект профилактики-те, на кого напрвлены разл.профилактические мероприятия. Суъект-те лица, организации, структуры, осуществляющие деятельность по профилактике. Существуют различные классификации видов профилактики. По целям:охранно-защитная, контрольно-репрессивная (например, в ряде стран введён «сухой закон» для всех видов наркотиков, осуществляется полный гос.контроль над ними, но здесь возможны отриц.последствия:рост преступности, нанесение вреда здоровью подростков, страдающих засисимостью и уклоняющихся от офиц.регистрации), перцептивно-оценочная, уведомляющая (направлена на формирование негатитвного отношения), отвлекающая (направлена на формирование соц-психол.навыков, которые могут помочь противостоять чему-либо), «компенсаторная». Но т. к. соц.работа ближе к практике, то можно остановиться на следующей классификации. Виды:первичная (совокупность способов деятельности, направл.на формирование позит.поведения, наприм., внедрение идей здор.образа жизни, комплекс мер,предупреждающих приобщение к нарк-м), вторичная (совокупность способов деятельности, направл.на оказание терапевтич.помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, т.е. работа с группами риска, напр-р, на прекращение дальнейшей наркотизации, восстановление личностного и соц.статуса личности), третичная (совокупность способов деятельности, направл.на решение проблем «выздоравливающих» людей; проф-ка рецидивов, т. е. реабилитация). Первичная, вторичная, третичная профилактика-профилактические блоки как составляющие единой системы, для которых характерно взаимопересечение. Принципы соц.профилактики: социальной детерминации, системности (сочетание разл.направлений целевой профилактическ.деятельности), комплексности (согласованное взаимодействие разл.профил.мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики), двусторонней обусловленности, гуманности, последовательности (цели, задачи должны быть разделены на общие стратегические и частные, не могут быть реализованы одномоментно). Вообще на поведение могут влиять 5 групп факторов:1)внутриличностные (знания, установки, личностные особенности) 2)межличностные (межличностное общение в малых группах), 3)институциональные (правила, инструкции, политика формальных структур) 4)популяционные факторы (формальные и неф.соц.связи и нормы, действующие среди отд.лиц, групп 5)политич-е (законы, политика, поддерживающая мероприятия в целях проф-ки). Больш-во профилактическ.программ имеют дело с 3 уровнями воздействия на поведение: внутриличностн., межличн., популяционн. Теоретическ.база метода профил-ки: теория стадий изменения, теория соц.научения. Теория стадий изменения (Прочаска, Ди-Клементе). Данная модель появляется в ходе работы по борьбе с курением, работе с пациентами, злоупотребляющими нарк-ми, алкоголем. Основное положение: изменение –процесс, а не одномоментное событие. Стадии изменения: 1)предобдумывание (у чел-ка нет мыслей об изменении, например, чтоб бросить курить), во взаимоотношениях с ним нужно информировать о необ-ти изменения, в роли информантов должны выступать значимые для человека люди;2)обдумывание(чел-к размышляет о необходимости изменения). З-ча спец-та:подталкивание его к разработке планов изменения;3)стадия принятия решений (составление плана, задача-помочь в его разработке, это должен быть план конкретных шагов); 4)стадия действий (процесс осуществления плана, з-ча спец-та: обеспечить соц.поддержку);5) стадия поддержки (повторение рекомендуемых шагов, действенная мера-поиск альтернатив предотвращение рецидивов). Изменение-это спиралевидный процесс, невозможно без возврата на предыдущие стадии. В апробации осваиваемого поведения пробы должны быть тщат-но продуманы. Теория соц.научения (Бандура) рассматривает не только факторы индивидуального уровня, но и все ост-е (межличн., институц., популяционн., полит.) Бандура оперирует рядом ключевых понятий. Мотивация-одна из осн.детерминант поведения. Бандура акцентирует внимание на соц.подкреплении. Соц.одобрение-чрезвычайно сильн.мотимвирующий фактор заставляющий терпеть невероятный дискомфорт, если они рассчитывают на то, что их поведения вызовет одобрение значимых людей. В соотв-ии с теорией соц.научения многие образцы поведения и мысли усваиваются через процесс соц.моделирования (процесс научения в рез.наблюдения, подражания, когда наблюдатели пытаются воспроизводить опр.мысли и поведение ролевых моделей). В кач-ве ролевых моделей предлагается использовать представителей популяции. Т. е. таких же, как клиент, людей. Сила воздействия ролевых моделей определяется привлекательностью, воспринимаемой как компетентность. Ролевая модель оказывает сил.влияние тогда, когда наблюдатель обнаруживает св.сходство с ней. Научение улучшается когда ролевые модели демонстрируют реалистическое преодоление возникающих при этом проблем. Напр-р, известно, что более сильн.воздействие оказывают модели, которые время от времени терпят неудачу по сравнению с демонстрирующими неизменный успех.

Факты показывают, что для успеха проф-ки более эффек-ны общие программы, чем отдельные действия [Хилберт, Робертсон].

Критика: требует времени, выявления групп риска (а это наклеивает негат.ярлык, созд-т непредвиденные соц.проблемы-Хилберт), любая профилактика предполагает знание причин, но можно ли найти конечную причину? Сторонники: для предупр-я порой достаточно сменить стереотип.

Профилактика социальная – совокупность государственных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причини условий, вызывающих различного рода негативного характера: социально-медицинского, криминального или морально-нравственного типа (преступность, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция) и др. социально опасные и вредные отклонения в поведении.

Целью социальной профилактики является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения граждан.

Поскольку социальные отклонения обуславливаются многими причинами и проявляются в различных формах и видах, то профилактические мероприятия также разнообразны.

В общем виде, по своей сущности и стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами

 

В.63.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...