Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соц.опека и поп-во: соотношение понятий. Виды и формы.




Опекунство- правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным явл-ся сущ-е 2х форм опекунства: в виде опеки и попечительства.

Опека и поп-во - тех-гии ср., примен-ся в работе с разл. клиентами(несов-ми,инв,пож-ми). Прав. аспект: опека и поп-во-это прав, формы защ-ты лич.,имущ. прав и интересов гр-н в сл-ии,предусм. з-ном. Опека-устан-ся над малолетн. детьми до 14л., над гр-ми, признан­ии судом недеесп. вседствие псих, расст-ва, т-же над имуществом безвестно отсут-их гр-н в интересах их и иждивенцев. Поп-во-над несов-ми подр-ми (14-18л.), над гр-ми, огран. судом в деес-ти из-за злоуп-я алк., нарк., а т-же над деесп-ми гр-ми,кот.по сост-юздор-я не м/т самост-но защитить свои права и интересы. В соотв-ии с дейст. в РФ зак-вом органами оп. и поп-ва явл-ся органы мест, самоупр-я; в отн-ии несов-их ф-ии по опеке и попеч-ву осущ-ся- ч/з органы упр-я образ-ем; в отнош-ии лиц,недеесп./огран.в деесп-ти, признанных судом -ч/з органы здрав-я; в отн. деесп. лиц, нуж-ся в поп-ве по сост. здоровья- ч/з органы соц. з-ты.

Истор. аспект: перв. упом-е о дет-их домах-4-5 вв., в Европе(ц-ры при церквях),во Франции кажд. день у Собора-кровати с найденными детьми, чт. милосер-ые люди забрали кого-ниб. В 12в. г-во берет на себя заботу о детях-без поп-ия род-ей(Евр.страны),ввод.соотв.з-ны. В России-традиция всем защищать «убогих и сирот»,это=богоугодное дело. В 18в. Петр продолж. традиции, залож-ые И.Грозным, кот. издал указ о передаче сирот на поп-е г-ву. Петр: «Постан-е об опеке»,3 ф-мы опеки:-1) по завещанию род-лей,- 2)в соотв. с закон, правилами,-3) по распор-ю прав-ва(Магистрата). Петр открыв. 1-ый восп. дом, подросших детей передавали на обучение-мастеровым, в мотросы; девочек- в услужение в семьи. Наиб, известны Моск. и Петерб. восп. дома; зд. недост-к: выжил лишь кажд.б-ой реб=это привело к неоходимости передавать детей на воспитание в семьи.,-б. созд. институт надзирателей. При Екатерине?опеки над сиротами получ. строг.устр-во. Николай-1(1828г.)-з-н о запрещении открытия восп. домов в губерниях. В 18в. «Высочайший Указ»:о передаче д.-сирот в деревне+запрет возвращать их в приют, т.к. они не справ, с возлож. на них з-чами, возрастает дет.смер-ть. В 20вчисло детей,ост-ся без попеч-я родителей резко увеличилось,.опека приобрет. гос. хар-р + люб. гр-на могли назначить опекуном,независимо от его воли, т.к это его гр. долг., кЗО-40-м гг. гос. с-ма утвер-сь окон-но. С др. стор. в США, евр. странах практич. не сущ. дет. домов(т-ко для тяж. больных),зд. от лишения род. Прав,когда реб.ост-ся без опеки родителей до опр-я реб. В приемную семью проход, ок. Зчасов.-юридически этот ребенок ост-ся под опекой у гос-ва, а фостер-родители не обладают родит.правами. Они получают компенсацию по содерж-ю реб-ка, не превышающую мин.соц. пособия.

Морал.-этич. аспект: Пр-п опеки(как принятие реш-я за к-л.)=вмеш-во с целью з-ты благосост. и интересов клиента. Опека(протекция)=отн-я высшего и низшего, т. е. нерац. поступки, несп-ть принимать верн. реш-е ставят клиента в пол-ие «низшего»по отн. к соц. р-ку. Т. о. м. сказать, что опека нарушает пр-п «уваж-е к л-ти»; сущ. спорн. сит.: опека над пож. ч-ком без его согласия, опека над реб. против его желания. Поэтому ст. опеки д. оц-ся в зав. от желаний клиента и возм. риска. Ряд обст-в, когда возм-но нар-е пр-па «уваж-е к л-ти»:-когда ч-к пост-но отказ, поступать в соотв. с принят, в об-ве нормами; -когда дей-я ч-ка подвергают риску интересы др. лиц.; -когда дей-я ч-ка нар-ют з-н. Виды и формы соц. опеки над несов-ми

ст. 121 Сем. Кодекса(СК)-з-та прав детей, ост. без поп. род.(=без),причины:-смерть 1(обоих)род-лей, -лишение/огран-е род. прав, -нах-е в длит, командировках/в местах лишения свободы. По СК, з-та детей- оставш-ся без поп-ия родит-ей возлаг. на органы оп. и поп. Когда органу оп. и поп. стан, известно о реб.-без. они обязаны в теч. 3 дн. провести обследование усл. жизни реб.(акт обследования)+принять меры по его врем, устройству. Все дети-без. после их выявления д.б. учтены и зарег-ны - гос. банк данных о детях-без. (Постан-е прав-ва РФ от 3.09.96. «Порядок централиз. учета детей-без.») - ЬПервич. учет: орг. оп. и поп. вносит инф. в журнал первич. учета и в теч. 1мес. пытаются устроить реб., если нет - реб.- на per. учет. 2.0рг. испол. власти субекта РФ форм, per. банк данных+в теч. 1мес. пыт. опр-ть реб в семью на терр. дан. per. З.Фед. учет:свед-я о реб.-в Мин-во обр-я. Ф-мы устройства детей-без.:-Усын-е,-Опека,поп-во,-Прием.семья,-Гос.восп.учр-я.На сегодня-приоритет семье(право реб.на восп-е в семье),и т-ко при невоз-ти отдать реб в семью-др. формы.(долее более подробно проусын-е)

Усын-е-ф-ма семейн. устройства н/с детей.без. (предпочтение отдается род-кам;часто-отчим,мачеха). Ст. 124 СК:усын-е- т-ко в отн. н/с детей-без.и т-ко в их интересах(т.е.созд-е благоп.усл. для восп-я и всестор. р-я,макс-но приближен.к обст-ке утраченной им семьи).При усын-ии д.учит.:этнич. происх-е реб.,род.яз.,к-ру. Усын-ем м.стать люб. совеш-летний гр-н, ограничения:-лишение/ограничение деесп-ти,-ограничение/лишение род.прав в суд. порядке,-по сост. здоровья(туберкулез,заб-я внутр.органов,псих.заб.,алк.и т.п.-перечень уст-ен Пост-ем прав-ва),-лица,кот на мом. усын-я не им. доход для обесп-я реб.прожит.мин-ма,-лица,не им.пост-го места жит-ва+не отвеч. сан.-гигиен. треб-ям,-лица,им.судимость.При усын-ии н.согласие:1)род-лей реб.(ст.13О СК-когда не треб-ся согласия род-лей).2)самого ребх 10л.З)супруга усын-ля. Усын-е - в суд. порядке,обязат. участие самих усын-лей, орг. оп. и поп. +прокурор.Последствия усын-я:отн-я м/у усын-лем и реб=родственным по всем лич. и имущ, правам и обяз-ям;усын-ль никаких доп.льгот не получает.Тайна усын-я охраняется з-ном.Усын-ый реб.сохр.права на пенсию по ел. утраты кормильца.За усл-ми восп-я усын-го надзор не осущ.Отмена усыня-я - ч/з суд в интересах реб.(ст.14О СК)

Опека и поп-во:осущ. для созд-я благ.усл.восп-я н/с,но в отл.от усын-я зд. прав.связь с родн.род-ми не прекращ. Приемная семья.ее особенности. Ст.151-155 СК-прав. осн-ие прием.семьи(ПС).Ее особ-ти:1)Осн.на дог-ре(в писм.ф-ме,он м.б.нак-л срок/до 18л) м/у орг. оп.и поп. и приемн. род-ми 2)труд пр.род-лей оплач.в зав.от кол-ва пр.детей(в Сам.обл-3,5 мин.разм.оплаты труда),повыш.ставка,если дети маленькие/инв., ежемес.выплаты за сч.мест.б-таЗ).ПС польз-ся разл.льготами.Перечень лиц,кот.не м.быть пр. род-ми=при усын-ии.Гарантия обесп-я прав реб.в ПС:док-ты с инф.о пр.род-ях(усл.для сем восп-я,мед.закл-е);закомство буд. род-лей с реб.;полн.инф.о реб.,его согласие(с Юл).3д. права и обяз-ти реб.с его родными род-ми сохр-ся.Ин-т ПС-шир.распр-е в Сам.обл.(Алексеевский,Богатовский(31реб.),Ставропольский р-ны,г.Самара(51реб.),Тольятти(28)),ежемес. провод-ся соц.патронаж:набл-ся микроклимат в семье,орг-я мед. п-щи,успеваемость,др.Прием. дети нах.на полн.гос.обесп-ии,а приемрод-ля получ зар.плату.Зд.реб.сохр.прав.связь с род-ми,все причет-ся ему ср-ва-на его лицевой счет.

Гос опека над н/с:дет.учр-я интернат.типа(дома ребенка,дет.дома общ.типа„шк.-интернаты,дет.дома для умст.отсталых).3д.недост-ки:-отставание в псих.илич.р-ии;-сенсорный голод(дефицит общения),-пасс-ть во всех видах д-ти,-выс.конф-ть,сопер-во со свер­ками.Кажд 10-ый выпускник детдомов-самоуб-во,кажд.2-ой пополняет армию преступ-ти,бомжей.Увыпускников п-мы с лич.жизнью,трудоуст-вом(низк.квал-я).

Особ.ф-ма- семейн.дет.дом:квартира,в кот.живут 4-5детей старш.возр.,к ним приходит с.р-к,оказ.необх.п-щь,т.е.в опр.ст.выпол.родит.ф-ции.

Соц.опека над людьми с огр.возм-ми здор.: 1)Патронаж.2)С-ма домов-интернатов.Патронаж уст.по просьбе совер-летн.деесп.гр-на,кот.по сост.здор.не м.сам-но з-ть св.права.Зд.поп-ль на осн.дог-ра с подопечным рапор-ся его им-вом+с согласия подоп-го соверш.быт.и ин.сделки. В России функ-ет шир.сеть домов,виды:-общ.типа,-спец.жил.дома(отн-нов.ф-ма),зд.есть комплекс служб соц. -быт.назн-я(маг., столовая, мед.каб.,прачечная,др.)

 

 

решаемых задач(Козлов),другие ученые-как объективный необходимый вид тру довой деятельности по осмыслению информации для выработки управ ленческих рещений (Смирнов),функции управления зачастую неверно отождествляют с функциями работников управ ления(на самом деле ф-ции управления создают базу для понимания ф-ций и органов управлениям работ никовсоц служб) все подходы объединяет то,что ф-ции упр-я - это обособившаяся часть управленческой деят-ти.Различные подходы обусловливают классификации функций управления: 1.процессный подход; 2 системный подход; 3 многоаспектный подход 4 ситуационный подход.

Процессный подход:управление как серия последовательных,непрерывных,взаимосвязанных действий;как процесс в котором каждой стадией управления соответствует определенная функция. Здесь функции - целеноправленные действия, обеспечивающие процесс управления и сменяющие друг друга при осуществлении управленческого цикла.А.Фойёль выделяет пять функций: планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. Американский ученый 4 ф-ии: планирование (в каком направлении действовать), организация (внесение систематического начала в деятельность людей, включая создание структуры), мотивация (внутреннее попуждение к действию), контроль (как процесс обеспечения того,что организация действует). Советские выделяют 6 ф-ий:планирование, организация, регуляция деятельности, учет, контроль, анализ (ПОРУКА). Системный подход: сторонники считают что руководители (особенно на высшем звене управления) должны видеть перспективы для организации в целом, для её связи с окружающей средой. Управление рассматривается как определённая система: вход-воздействие (процесс)-выход.На каждой части этой системы определённый набор функций. Вход: а)информационная; б)снабжения; в)финансовая. Процесс: а)производственная; б)функция принятия решения; в) организация; ^регулирование; д)контроль; е)мотивация. Выход: а)учет; б) анализ; в)сбыт; г)функция соц-ой ответственности; д)функция маркетинга. При этом подходе невозможно определить какие элементы организации как системы особенно важны, и теория систем не определяет конкретные переменные, которые влияют на ф-ии управ ления. Многоаспектный подход: основная причина трудности создания классификации состоит в том,что делаются попытки построить одномерную линейную классификацию, в действительности разделение труда и выделение ф-ий в управлении происходит под воздействии разных причин и представляют объёмную модель классификации ф-ий управления, т.е. в качестве критериев клас-ции выступают несколько признаков: 1)основной управленческий (ПОРУКА, мотивация, целеполагание); 2)производственный, т.е. выделение ф-ий по стадиям производства (снабже ния, финансирования, собственно-производственная, сбыт; 3)специфический управленческий (различ ных субъектов: гос-х органов, некоммерческих и ведомственных орг-ций); 4)технологический признк (сбор инф-ции, её анализ, при нятие решения, регулирование конфлик тов). Ситуационный подход:рассматривают ситуацию,т.е.конкретный набор обстоятельств которые сильно влияют на организацию в конкретный период.Сутыне отвергают концепции пр-сса управления исчитают,что хотя общий пр-сс управ-ия одинаков,специфические приемы кото рые должен использ-ть руководитель для достижения целей организации могут варьироваться. Несмотря на разность всех 4-х подходов,фун кции управления имеют характерные черты: 1.субъ ектом их осуществления является орган,наделенный соответ ствующими полномочиями; 2.конеч ная целылибо стабилиза ция,либо опред-е измененное состояние объекта;3.ф-ции соцуправления-это такой вид деятельно сти,объектом которого является деятельность человека,его поведение, об щественное отношение и т.д.;4.ф-ции управления выступают как необходимое условие,либо как непосредственное осуще ствление прямой и обратной связи между субъектом и объектом управления.

Взависимости от объекта управленческой деятельности и способа их деятельности функции могут

быть:1.линейные(различаются характером своих объектов),2.операционные(различаются характе ром процедур,операций и приемов деятельности).Они выступают в качестве базовых,основных,носят сквозной характерна их основе выделяют 3.производственные(специфи

ческие) функции,отражающие конкретные виды деятельности аппарата управления.

Методы управления социальной работой:метод-это прием или их совок-сть способов действия; они неразрывно связаны с целями,кот. и определяют выбор метода.Наиболее распространенным подходом к классификации явл-ся линия методов с т.зр. их направленности,различают 3 группы мотивации: 1.властная мотивация-группа организационно-распорядит-ых методов управления;2.материальная-гр-па экономических методов;3.социальная-гр-па соц-но-психологических методов.В основе другой классификации выступает характер и тип воздействия: 1.метод прямого воздействия (прямое распоряжение без объяснения и согласования),2.мет-д косвенного воздействия(исполните ли сами выбирают пути), (подробное описание в 35 вопросе). Кадровая политика социальных служб-это целостная стратегия работы с персоналом,объед. разл.

элементы и формы кадровой работы,цель-создание высокопрофес-го коллектива,способного гибко реагировать на именения внешней,внутренней среды.(подробное описание в вопросе 55).(Холостова.Соцработа:теор.и прак-ка).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...