Какую новость выбирает пресса
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СОБЫТИЕ И НОВОСТЬ Место и роль оперативной журналистики в современном мире достаточно приметны. К аудитории ежедневно, ежечасно идут сообщения агентств печати, радио- и теленовости, свежие подборки газет и журналов, репортажи, интервью, отклики по горячим следам событий. С изменчивостью социальных ситуаций в разных странах в разное время и, соответственно, варьированием запросов, менялись и задачи, и критерии качества работы журналистов; выражение «новость для прессы» постепенно стало звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более профессионально отточенным. Формы работы тут многообразны, как и современные способы и каналы информирования. Нас будет интересовать лишь часть оперативных журналистских материалов — их печатный вариант. Большинство изданий дает смесь новостей региональных, национальных и интернациональных с широким тематическим спектром: экономика, политика, наука, спорт, криминал, забавные происшествия и т. д. Соответственно, есть тематические специализации журналистов: деловая пресса, криминальная тема, спортивные новости и пр. Различаются и «технологические» специализации — в связи с особенностями подготовки материалов в разных жанрах. Может быть подчеркнута необычность ситуации, емкая содержательность факта, «говорящего за себя», а может — свидетельства участников происшествия или мнение эксперта, очевидность живой беседы и т. д. Отсюда — разные требования к работе хроникеров, интервьюеров, репортеров, авторов- оперативных комментирующих откликов и реплик. Первых отличает умение кратко передавать суть происшедшего, вторых — умение представлять новость через обмен репликами, третьих — показывать наглядные особенности происшедшего, воссоздавать события, четвертых — прояснять ситуации с помощью комментирующие деталей и «попутных оценок».
Есть, однако, и общие для всех качества, специфичные для «журналистики новостей»: способность выделять из потока событий факты наиболее значимые («перспективные») или наиболее яркие («оглушительные»), подчеркивать происшествие, факт как средоточие интереса. Журналистика новостей создает материалы, сильные прежде всего эффектом «самоочевидности факта», допуская комментарий в случаях, когда факт надо «поддержать», «подогреть» к нему интерес, продлить его существование в качестве новости. И еще момент, связанный со спецификой журналистики как особой литературной работы, весьма прагматичной (даром что творческой), — каждый автор старается точно представить свою аудиторию, ее особенности и запросы и соответствовать им своим произведением. На подачу новостей влияют: • конкуренция среди изданий и агентств; • наличие новостей из других каналов информации (если новость прошла в утренней газете, вечерняя — даст подробности); • общая линия издания (одни предпочитают стиль деловой новости, другие тяготеют к репортажам, интервью); • вынужденное или преднамеренное комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; • размер отводимой площади (для плотно пригнанных и для «открытых» полос нужны разные материалы). Какую новость выбирает пресса Принцип отбора очень важен. У нас в стране долгое время практиковался преимущественно отбор сведений по принципу «факты против» и «факты за» (в эпоху всеобщей политизации прессы) или такой расклад: факты локального значения, «малосущественные», и факты «весомые» с точки зрения пропагандистского эффекта. Сегодня выбор зависит от того, отличается ли факт рядом особенностей, позволяющих ему называться «фактом, содержащим новость».
Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, оно должно (еще до журналистской обработки) обладать рядом качеств. Не каждое происшествие заслуживает внимания, но общественно значимое, либо любопытное, необычное. В XX веке была сделана попытка развить профессиональное «чутье на новость» у репортеров, для чего закрепить в сознании журналистов «классические элементы новости», — такие приметы факта, которые обещают интересный для аудитории материал. Вот черты событий, которые предстоит распознать, а затем — развить и поддержать в своем произведении: • ощутимая своевременность происшествий или высказанных мнений; • их явная близость аудитории (когда «чужое» узнаваемо и может восприниматься как часть собственной жизни); • их конфликтность (наглядная сложность или драматизм); • связь с «человеческим интересом» (так называемыми «общечеловеческими» темами, всегда цепляющими внимание, — например, жизнь—смерть, любовь, дети, здоровье и т. д.); • масштабность происшествий (новость для многих) либо эффект «эмоционального толчка» (нечто экстраординарное, ошеломляющее) Помимо новости, для материала необходимы: оперативный повод (он связан с «сиюминутностью» события, происшедшего в ближайшие часы, дни, на этой неделе, либо с памятной датой) и информативный повод— им может быть само происшествие или шаги, предпринятые журналистом: встреча, телефонный звонок, поиск под «маской», или напоминание о хорошо известном факте, который в течение какого-то времени остается «важным» в сознании читателя. Требования к качеству Очень важен «эффект точности и достоверности» — ссылки, свидетельства, цитаты; определение места, времени, обстоятельств. Приветствуется краткость — выверенная протяженность и ритмика сообщения, точность и простота слов и фраз. Однако лаконизм — не самоцель. Ясность подразумевает уточнения, сопоставление цитат, рассказов нескольких очевидцев, их перепроверки собственным опытом. Иногда имеется в виду и ясность ситуации, изображенной журналистом, и «прозрачность» его отношения к событию. Очень желательна наглядность — ценятся детали, сильные своей очевидностью. Острота, публицистичность отличает не только «горячие» репортажи, конфликтные интервью, но и точные, выразительные строки крепко скрученной хроники, хлесткий фрагмент портрета, промелькнувший в отчете, яркую деталь в репортаже или оперативной колонке. 6 целом же, повторим:
• «Новости» (news) — творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией. • Необходимо профессиональное ощущение пригодности факта к тому, чтобы его «подать» как новость. • Уже представленные факт, происшествие или мнение должны выглядеть значительными (важными), занимательными (неординарными), свежими («Факт, как рыба, должен быть только свежим...»). • Результат публикации прямо связан с читательским интересом, и надо так обрабатывать факт, чтобы этот интерес возрастал: суметь сбалансировать неожиданное (сенсационное) и значимое (что может помочь в «социальной ориентации»). Все эти творческие задачи по-своему решаются на разных направлениях оперативной журналистики. Рассмотрим их подробнее.
I. МАСТЕРСТВО ХРОНИКЕРА Ключевые понятия: «жесткая новость», «емкий абзац», «перевернутая пирамида», «тайм-элемент», исчерпывающая краткость, «мягкая новость», специальные лиды. ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ Краткая новость — лаконичное, завершенное сообщение о событиях, интересных читателю и характерных для современного состояния общества, для текущей минуты. Оперативный и информационный поводы тут объединены с содержанием, органично входят в него. История складывания этой литературной формы связана со становлением информационных агентств (середина —конец XIX века); краткая новость была их основной продукцией, формировались требования к ней как к товару: оперативность, краткость и компактность. Позднее краткая новость получила дополнительное качество: стала подчеркиваться точность в передаче реальных событий. Репортерская работа приравнивалась к фотографированию действительности, к моментальным снимкам, ценность которых — в беспристрастном холодном отражении фактов.
Речь, однако, шла лишь о «приемлемой правдивости» — слишком много погрешностей, могущих исказить существо факта: и фрагментарность, которая никогда не была спутницей объективности, и критерий отбора, по которому одни факты освещаются, а другие нет, тенденциозность при отборе, и, главное, факт изображенный — всегда творчески интерпретирован... Стиль краткой новости варьируется. Он может быть деловым, сенсационным, «телеграфным», наглядным, популярным: разными способами выделяется и подчеркивается главное: новость — то, что реально и недавно произошло, и что интересно всем. В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное, и «мягкое» информирование. Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, используется деталь. Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-разному используют факт-материал^ у них разный стиль, разное соотношение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры. 1. ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ Краткая новость — лаконичное, завершенное сообщение о событиях, интересных читателю и характерных для современного состояния общества, для текущей минуты. Оперативный и информационный поводы тут объединены с содержанием, органично входят в него. История складывания этой литературной формы связана со становлением информационных агентств (середина —конец XIX века); краткая новость была их основной продукцией, формировались требования к ней как к товару: оперативность, краткость и компактность. Позднее краткая новость получила дополнительное качество: стала подчеркиваться точность в передаче реальных событий. Репортерская работа приравнивалась к фотографированию действительности, к моментальным снимкам, ценность которых — в беспристрастном холодном отражении фактов. Речь, однако, шла лишь о «приемлемой правдивости» — слишком много погрешностей, могущих исказить существо факта: и фрагментарность, которая никогда не была спутницей объективности, и критерий отбора, по которому одни факты освещаются, а другие нет, тенденциозность при отборе, и, главное, факт изображенный — всегда творчески интерпретирован... Стиль краткой новости варьируется. Он может быть деловым, сенсационным, «телеграфным», наглядным, популярным: разными способами выделяется и подчеркивается главное: новость — то, что реально и недавно произошло, и что интересно всем.
В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное, и «мягкое» информирование. Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, используется деталь. Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-разному используют факт-материал^ у них разный стиль, разное соотношение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры. Любое сообщение начинается с захода, затем следует основная часть. Наиболее ответственным считается первый абзац или самое начало —«лид», «ведущая часть». Именно он вовлекает в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес. Он призван высветить наиболее важный элемент сообщения или установить тон повествования. Варианты лидов для краткой новости различаются в зависимости оттого, «жесткая» или «мягкая» избрана форма. В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие, или сенсация; эта литературная форма, спрессовывая новость, делает ее предельно целеустремленной. В мягком варианте краткого сообщения, оперативно ослабленном, важен момент интриги, «игры с новостью», особый тон повествования; часто переключение внимания с итога на деталь. Краткое сообщение может быть четко монотемным, но может заострять внимание на нескольких (обычно двух сразу) моментах происшествия, одинаково важных. Поэтому различаются структуры «одноэлементные» и усложненные (они называются: «сообщение двух элементов», «составное сообщение») — из-за необходимости сплетать две или более новости. Заметнее всего на первых полосах газете экстренных выпусках новостей их сжатый, спрессованный вариант — так называемая «жесткая новость», оперативная хроника. Она концентрирует в себе суть масштабного события или происшествия повышенного интереса. Ударная фраза сообщения —лид—нередко выделяется шрифтом. По преимуществу это сообщения по горячим следам происшествия, или хроника сигнального типа, за которой впоследствии идут развернутые репортерские и аналитические материалы (эффект «брошенного камня» и «кругов по воде»). Но есть и другой вариант — так называемые «новости на завтра», они предваряют событие, рассказывают об ожидаемом (например, о месте и времени проведения Олимпиады, о предстоящих гастролях и т. п.). Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, жесткая новость меньше всего похожа на «форму», на «произведение» — настолько она кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, казалось бы, нет никаких авторских ухищрений и просто излагается, что именно произошло. Однако это не так. Жесткая форма, «только фиксирующая» факт, как и всякая другая литературная форма, устоявшаяся со временем, чем-то удобна для определенных журналистских задач. Это материал, нацеленный на мгновенное проникновение, ему свойственна энергия напора. Задача журналиста — представить новость «ударной» и понятной. Для этого он отсекает все лишнее. Очевидно, что определения «лишнее» — «не лишнее» целиком зависят от журналиста; эта форма, помимо прочего, дает возможность скрывать детали и значимые подробности. Например, сообщение о том, что страна отказалась участвовать в международной экологической конференции, может выглядеть «отрицательным» фактом. Но если прояснить подоплеку, выяснится, что это политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демонстрацией солидарности). Жесткая новость не гарантирует полной объективности (более того, всегда можно ждать искажения факта при «отсечении лишнего», намеренного использования лаконизма для отсечения неугодного в факте). Есть, однако, допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, того, что при «обстругивании» факта не будет убрано самое главное. Эти гаранты связаны со структурой сообщения, с необходимостью дать ответ на главные вопросы. Успех или неуспех жесткой новости обычно связывают с эффектом зачина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|