Какие содержательные теории мотивации наиболее известны?
Ответ 1. Теория потребностей А. Маслоу (теория иерархии потребностей). Иерархия потребностей по Маслоу выглядит следующим образом (сверху вниз по нарастающей): • Физиологические нужды. Вне организации — это пища, вода, возможность реализации инстинктов. В организации — заработная плата. • Потребность в безопасности. Вне организации — это отсутствие войн, насилия, чистота природной среды. В организации — это безопасность труда, гарантии занятости. • Потребность в принадлежности. Вне организации — это семья, друзья общественные группы. В организации — это принадлежность к рабочим группам (бригада, группа, сектор), отношение клиентов, коллег, менеджеров. • Потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства. Вне организации — это одобрение семьи, друзей, общественных групп и общества в целом. В организации — признание высокого профессионального статуса, возложение на себя дополнительных обязанностей, кредит доверия со стороны руководства. • Потребность в самоактуализации. Вне организации — это образование, верования, хобби, личностное развитие, проявление твор-
чества. В организации — это возможности для обучения, продвижения по вертикали, проявления творческих способностей. Чаще всего систему потребностей А. Маслоу трактуют как иерархию. Это значит, что менеджер должен дать возможность конкретному сотруднику удовлетворить потребности низших уровней, а потом осуществлять стимулирование через потребности более высокого уровня. Но степень удовлетворения потребностей в состояний оценить только сам работник. Действительно, менеджер считает, что рабочий Петров удовлетворил свои физиологические потребности, и начинает мотивировать его через потребности в уважении или социальные потребности. Но Петров считает, что он еще не удовлетворил свои потребности первого уровня, что ему холодно, жестко, зарплата маленькая, работа опасная и т. п.
Или наоборот. Человеку безразлично, какие физиологические условия его окружают. Ему важнее самореализация, т. е. его стимулирование начинается с самого высокого уровня потребностей. То есть все значительно сложнее, чем простая иерархия. Научная школа СПбГИЭУ (проф. Б. М. Генкин) считает, что по- 2. Теория приобретенных потребностей Мак-Клеланда. Согласно этой теории, определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни, т. е. приобретаются. Мотивирование конкретного человека основывается на его индивидуальном профиле какие потребности в нем более ярко выражены. В этой теории речь идет о потребностях высших уровней: • Потребность во власти. Находится между; потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Выражение желания человека оказывать влияние на других людей. Эта потребность позитивная, связана с желанием добиться руководящей должности. • Потребность в успехе. Находится между потребностями в уважении и самовыражении. Человек, ориентированный на достижение успеха, считает нормальным достаточно высокий уровень риска,
хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность, имеет тенденцию к постановке реальных целей. • Потребность в принадлежности. Желание иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Очень важно для работы в команде.
3. Теория двух факторов Герцберга. Согласно этой теории, все потребности регулируются двумя группами факторов: • Гигиенические факторы — политика администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, статус и безопасность. • Мотиваторы — достижение цели, признание, работа как таковая, ответственность, продвижение по службе, профессиональный. рост. Наличие гигиенических факторов всего-навсего не дает развиваться неудовлетворенности работой. Степень удовлетворенности работой определяется наличием мотиваторов. Чтобы добиться высокой производительности труда, нужны мотиваторы. На практике это требование реализуется с помощью программ обогащения труда: работа перестраивается таким образом, чтобы стать интересной.
Вопрос 128 КАКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫ? Ответ 1. Теория ожиданий Врума. Теория исходит из того, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации, поскольку постоянно ожидают чего-либо от менеджера или от работы. Менеджер должен показывать подчиненным, что направление их усилий на достижение целей организации приведет к достижению их личных целей, т. е. вселять надежду на то, что ожидания сбудутся. Ожидания определенным образом систематизированы. • Ожидания в отношении «затраты труда — результаты». Если приложены затраты труда, то должны быть и результаты. Реализация этих ожиданий формирует веру в свои силы. Чем сильнее эта вера, тем больше вероятность, что сотрудник справится с работой.
• Ожидания в отношении «результаты труда — вознаграждение». Реализация этих ожиданий формирует веру в справедливость вознаграждения, в то, что если результат достигнут, то вознаграждение будет и оно будет справедливым. Неуверенность в том, что вознаграждение будет справедливым, возникает, когда при раздаче вознаграждений работник должен полагаться на других. Играют роль реальность полномочий менеджера и его обязательность, честность. • Ожидания валентности вознаграждения. Реализация этого ожидания означает, что вознаграждение за достигнутые результаты труда будет иметь для работника достаточную ценность. Валентность вознаграждения можно определить как меру ценности вознаграждения. Для кого-то это деньги, для кого-то похвала, для кого-то полномочия. Валентность измеряется от 1,0 до -1,0. Если руководитель знает, в чем больше нуждается подчиненный, и учитывает это, то валентность вознаграждения выше нуля. Поскольку подчиненные не всегда могут составить правильное представление о соотношении между затраченными усилиями, полученными результатами, вознаграждением и удовлетворением потребностей, то менеджер должен им в этом помогать.
2. Теория справедливости Дж. Стейси Адамса. Теория исходит из того, что люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями, а затем соотносят его с вознаграждением, полученным другими людьми за аналогичную работу. Менеджер должен следить за тем, считают ли его подчиненные вознаграждение справедливым. Интересует не абсолютный уровень вознаграждения, а соотношение с вознаграждением других работников. Система оценки личного вклада в коллективную работу должны быть известны заранее. 3. Теория мотивирования Лаймана Портера и Эдварда Лоулера (модель Портера—Лоулера). Построена на обеих предыдущих теориях. Основной тезис: результативный труд ведет к удовлетворению (а не наоборот!). Уровень удовлетворенности будет влиять на поведение человека в будущем. Результативность труда зависит от затраченных усилий, особенностей и возможностей работника, оценки им своей роли. Объем усилий зависит от оценки работником вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Большую роль в этой теории играет внутреннее вознаграждение. Вопрос 129 КАК МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ИДЕАЛЬНУЮ РАБОТУ (РАБОТУ, КОТОРАЯ НРАВИТСЯ)? Ответ Характеристика идеальной работы с точки зрения мотивации Хекмана и Олдхэма: • разнообразие умений и навыков, самоценность и Монополизм работника; • целостность работы: выполнение работы от начала до конца с видимым результатом;
• важность работы: затягивание тормозных гаек самолета представляется более важной, чем раскладка скрепок по коробочкам, хотя и то и другое — малоквалифицированная нудная работа; • автономия: свобода выбирать график выполнения работы и действий, приводящих к результату. Для каждого сотрудника уровень автономии свой; • обратная связь: информирование работников о качестве их работы.
Раздел 8 РУКОВОДСТВО, ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Вопрос 130 ЧТО ТАКОЕ РУКОВОДСТВО И ОТЛИЧАЕТСЯ ЛИ ОНО ОТ ЛИДЕРСТВА? Ответ Руководство можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения определенной цели. Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает распределение ролей управления и подчинения. Лидерство определяется как способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации (Мескон, Альберт, Хедоури). Лидерство (руководство) можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей (Дафт). Как все-таки провести грань между руководством и лидерством? Может быть, это действительно синонимы? Исходя из русского звучания этих терминов можно условиться, что руководство — это процесс воздействия или влияния на людей для достижения определенных целей. Пример: начальник вызывает подчиненного и ставит перед ним задачу, договаривается о вознаграждении, отвечает на вопросы, закрепляет договоренность подтверждением со стороны подчиненного, что он задачу понял и на таких условиях ее выполнит. Это значит, что менеджер руководит подчиненным, осуществляя некий процесс. Тогда лидерством следует считать характеристику менеджера, показывающую, насколько он может влиять и воздействовать на людей. Отсюда следует, что менеджер может быть лидером в большей и мень-
шей степени. Ведь кроме формального лидера может быть еще и неформальный, который ни при каких условиях не будет формальным! Пример: менеджер, являясь формальным лидером коллектива, может не быть его неформальным лидером, и если это так, то большим руководителем, т. е. способным влиять на людей, может оказаться неформальный лидер. Когда ставят знак равенства между руководством и лидерством, то, скорее всего, имеют в виду не лидерство, а лидирование, т. е. процесс воздействия или влияния на людей для достижения определенных целей. В этом смысле руководство и лидирование — процессы, а значит, в рассматриваемом контексте — синонимы.
Вопрос 131 КАКИЕ ТЕОРИИ РУКОВОДСТВА СУЩЕСТВУЮТ? Из теорий руководства возникают различные его стили. Под стилем руководства следует понимать характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления людьми. Существуют три основные теории руководства. 1. Подход с позиций личных качеств (личностная теория лидерства, теория великих людей). 2. Поведенческий подход. Эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными. 3. Ситуационный подход. При объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом.
Вопрос 132 ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА? Ответ Подход с позиций личных качеств (личностная теория лидерства, теория великих людей). Согласно этой теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для руководителей личных качеств. Некоторые из этих качеств: • уровень интеллекта и знаний; • впечатляющая внешность; • честность; • здравый смысл; • инициативность; • социальное или экономическое образование; • высокая степень уверенности в себе (Мескон, Альберт, Хедоури). •
Вопрос 133 ЧТО ТАКОЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ? Ответ При использовании поведенческого подхода эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными. Существует несколько теорий, или моделей, в рамках поведенческого подхода. 1. Автократичное и демократичное руководство. Авторитарный стиль. Для руководителя, который придерживается данного стиля, характерны следующие черты поведения и отношения к подчиненным: • важен только результат; • мотивация подчиненных основана на беспрекословном подчинении; • подчиненные не привлекаются к управлению;
• жесткая требовательность. Демократический стиль: • важны и результаты, и способы достижения; • мотивация основана на удовлетворении как материальных, так и нематериальных потребностей; • подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению; • требовательность в сочетании с доверием. Либеральный (клубный, попустительский) стиль: • результаты не важны; • мотивация практически отсутствует; • создается вид, что подчиненные участвуют в управлении: • низкая требовательность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|