Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке (Рэнсис Лайкерт, Мичиганский университет).
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Руководитель, сосредоточенный на работе (ориентированный на задачу). Думает только о задаче и производительности труда и практически не думает о людях. Руководитель, ориентированный на человека. Повышение производительности труда должно достигаться путем совершенствования человеческих отношений. В рамках поведенческой теории разработана так называемая управленческая решетка, или координатная сетка управления. Ее разработали Р. Блэйк, Дж. Моутон из Техасского университета. Она основана на двух координатах: степень учета интересов людей (внимание к людям) и степень учета интересов производства (внимание к производству). Каждая координата шкалирована девятью баллами (рис. 14). Рис. 14. Координатная сетка управления
Обедненное управление (1,1) — минимальные усилия по выполнению рабочих заданий, направленные на сохранение принадлежности к организации. Управление загородным клубом (1,9) — повышенное внимание к потребностям сотрудников, направленное на установление хороших взаимоотношений, дружественной атмосферы и ускорения сроков выполнения работ. Управление командой (9,9) — исполнение рабочих заданий достигается за счет высокого вовлечения сотрудников: взаимозависимость за счет общей работы в интересах организации ведет к взаимоотношениям доверия и уважения. Организационное управление (5,5) — нормальная работа организации обеспечивается равновесием между необходимостью выполнения рабочих заданий и поддержанием здорового морального духа коллектива. Управление «власть—полномочия» (9,1) — эффективность результатов достигается за счет создания таких условий труда, когда роль человеческого фактора минимальна.
Вопрос 134 ЧТО ТАКОЕ СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ? Ответ Ситуационный подход заключается в том, что при объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом. В рамках ситуационного подхода разработаны четыре модели лидерства. 1. Ситуационная модель руководства Фреда Фидлера. Эта теория объединяет стили руководства и организационные ситуации. В конкретную ситуацию надо помещать руководителя, индивидуальный стиль которого соответствует характеру ситуации. Производится диагностика как стиля руководства, так и организационной ситуации. Основные стили руководства по этой теории: руководитель, ориентированный на задачу; руководитель, ориентированный на взаимоотношения. Ситуация характеризуется взаимоотношениями между руководителем и подчиненными (хорошие — плохие) структурой задачи (структурирована — не структурирована), должностной властью руководителя (большая — ограниченная) (табл. 1). Из матрицы можно определить варианты ситуаций. 1. Хорошие — структурированная — большая. 2. Хорошие — структурированная — ограниченная. 3. Хорошие — неструктурированная — большая.
4. Плохие — структурированная — большая. 5. Плохие — структурированная — ограниченная. 6. Плохие — неструктурированная — большая. 7. Плохие — неструктурированная — ограниченная. Варианты 1-2 характеризуют ситуацию как очень благоприятную, В очень благоприятной и очень неблагоприятной ситуации наиболее эффективным будет руководитель, ориентированный на задачу. В средней ситуации наиболее эффективен руководитель, ориентированный на взаимоотношения. 3. Подход Теренса Митчелла и Роберта Хауса «путь—цель». Согласно этой теории, существуют четыре стиля руководства: стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий участие (партисипативный), и стиль, ориентированный на достижение. Ниже приводятся характеристики перечисленных стилей (табл. 2).
Ситуационными факторам в этой теории являются: • личные качества подчиненных; • требования и воздействия со стороны внешней среды. 3. Теория жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланшара. Согласно этой теории, самые эффективные стили руководства связаны с достигнутым подчиненными уровнем «зрелости». Зрелость — способность нести ответственность, желание достичь поставленной цели, образование и опыт в решении задачи (табл. 3).
4. Модель принятия решений руководителем Врума—Иеттона. Предполагает пять стилей: от автократического до полного участия. При выборе стиля внимание концентрируется на процессе принятия решений, т. е. что должен требовать руководитель и как вести себя с подчиненными при принятии решения (табл. 4). Для оценки ситуации руководитель должен ответить на следующие вопросы. • Имеются ли требования к качеству решения, позволяющие определить предпочтительность одного решения перед другим? • Имеется ли достаточная информация для принятия качественного решения? • Структурирована ли проблема? • Существенно ли для эффективного выполнения решения согласие с ним подчиненных? • Есть ли уверенность, что подчиненные поддержат решение, принятое руководителем самостоятельно? • Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решая данную проблему? • Не влечет ли принятое решение конфликт между подчиненными? Вопрос 135 КАКОЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ? Ответ Все виды стилей руководства являются теоретическими моделями. На практике в конкретной ситуации один и тот же руководитель может использовать любой из перечисленных стилей руководства.
Вопрос 136 ЧТО ТАКОЕ СУБСТИТУТЫ И НЕЙТРАЛИЗАТОРЫ Ответ Субституты — это такие ситуационные условия, в которых руководство становится ненужным или стиль руководства не имеет значения.
Например, если сотрудники обладают более высоким, чем руководи- тель, уровнем квалификации и в достаточной степени ориентированы на достижение цели, то они не нуждаются в руководителе, который разъяснял бы им задачу и указывал, что и как им делать. К числу субститутов руководства следует отнести и сплоченность коллектива. Высокоструктурированная задача делает ненужным руководство, ориентированное на задачу.
Нейтрализаторы — это такие ситуационные условия, которые мешают руководителю продемонстрировать определенные модели поведения. Примером нейтрализатора является физическая удаленность руководителя от подчиненных или ограниченность должностных полномочий руководителя.
Вопрос 137 ЧТО ТАКОЕ ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ Л И Д ЕРСТВО? Ответ Как было отмечено выше, лидерством следует считать характеристику менеджера, показывающую, настолько он может влиять и воздействовать на людей. Отсюда следует, что менеджер может быть лидером в большей и меньшей степени. Формальное лидерство порождается организационной иерархией. Формальным лидером может стать человек, обладающий не самыми лучшими профессиональными, личностными, организационными качествами. Выдвижение человека в формальные лидеры связано с множеством ситуационных переменных. Неформальный лидер порождается не организационной, а естественной иерархией. Это всегда человек, который отличается такими личностными качествами, которые ставят его выше других, формируя естественную иерархию. Естественная иерархия, как правило, возникает в любом социуме. Особое значение имеет вопрос о взаимоотношениях формального и неформального лидера коллектива в случаях, когда есть и тот и другой. Формальный лидер в формальной организации есть всегда, а неформального может и не быть. Если в коллективе есть неформальный лидер, то формальный лидер должен это учитывать и нейтрализовать или использовать в своих интересах действия или влияние неформального лидера. Вопрос 138 ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ И КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ?
Ответ По определению Генри Минцберга, власть представляет собой потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей. Влияние — это любое поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Через власть и влияние осуществляется руководство и проявляется лидерство. По М. Веберу, существуют три чистых типа законной власти. • Рациональные основания. Законная власть основана на вере в законность нормативных правий, по которым отдаются приказы. • Традиционалистские основания. Власть основана на вере в незыблемость традиции и законность статуса власти предержащей. Традиционная власть. • Харизматические основания. Власть основана на почтительном отношении к праведности, героизму или образцовым качествам конкретной личности и к нормативным решениям, исходящим от этой личности (харизматическая власть) Позже большинство исследователей пришли к выводу, что существуют два источника власти: • должностные полномочия; • личные качества индивида. Должностные властные полномочия. Вместе с должностью менед- Если менеджер имеет возможность официально поощрять подчиненных (материальное вознаграждение, повышение в должности, похвала), то он обладает властью, основанной на вознаграждении. Если менеджер имеет возможность применить к подчиненным наказание (уволить или понизить в должности, наложить материальное взыскание, критиковать действия сотрудника), то он обладает властью, основанной на принуждении. Реакцией на должностные властные полномочия со стороны подчиненных является подчинение. Это значит, что подчиненные будут выполнять распоряжения, даже если они с ними не согласны. Личная власть возникает благодаря внутренним ресурсам индивида (профессиональные знания и личные качества). Экспертная власть возникает благодаря высоким профессиональным качествам индивида. Подчиненные соглашаются с указаниями менеджера, поскольку признают его превосходство в знаниях и умениях. Менеджер, обладая личными качествами, благодаря которым его уважают и хотят быть на него похожими, получает референтную власть (харизма). Реакцией подчиненных на экспертную и референтную власть менеджера является приверженность. Это значит, что подчиненные разделяют точку зрения менеджера и выполняют его распоряжения с энтузиазмом. Приверженность предпочтительнее подчинения.
Вопрос 139 КАК СООТНОСЯТСЯ РУКОВОДСТВО, ВЛАСТЬ
Ответ Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздей- ствия на людей для достижения определенной цели. Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа личностей воздействует на другии людей. Лидерство можно определить как степень совершенства такого инструмента, как власть. Таким, образом, эти три понятия соотносятся следующим образом: руководство — технология, власть — инструмент, лидерство — совершенство инструмента.
Раздел 9 КОНФЛИКТЫ И ДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРА ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Вопрос 140 ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ И КАКИЕ КОНФЛИКТЫ БЫВАЮТ? Ответ Конфликт определяется как отсутствие согласия или столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей. Каждая сторона конфликта старается, чтобы была принята ее точка зрения или ее установка, и препятствует другой стороне делать то же самое. Конфликт мешает достижению целей организации или отодвигает Конфликты бывают следующих типов. Межличностные. Наиболее распространенные конфликты. Чаще всего причиной межличностных конфликтов является борьба руководителей за ограниченные ресурсы, за одобрение руководства, борьба кандидатов на должность, борьба идей, взглядов и жизненных установок. Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностных черт, взглядов, ценностей, радикальных у различных сторон конфликта. Конфликты между личностью и группой. Могут быть на одном иерархическом уровне и на разных. В первом случае имеет место столкновение интересов и взглядов рядового сотрудника и коллектива, в котором он работает. Чтобы конфликта не было, необходимо, чтобы личность «вписывалась» в коллектив, т. е. принимала сложившиеся там нормы поведения. Примеры: новатор в бригаде, который предлагает новые приемы работы, повышающие производительность, но влекущие за собой повышение норм выработки. Другой пример: сотрудник недобросовестность которого сводит на нет работу всего коллектива. В случае когда личность и группа относятся к разным иерархичщ ским уровням, также может иметь место конфликт. Пример: конфликт между требовательным руководителем и возглавляемым им коллек- тивом. Межгрупповой конфликт. Групп много, и конфликты могут быть самые разнообразные. Например, конфликт между руководством и рядовыми сотрудниками организации. Или конфликт между «лодырями» и «трудягами». Конфликт между профессионалами и низкоквалифицированными сотрудниками. Конфликт между линейными и штабными подразделениями, между функциональными группами. Линейные — штабные: линейные могут саботировать и проваливать начинания штабных. Внутриличностный конфликт. Не подпадает под определение, однако имеет место. Ролевой конфликт — когда одному и тому же человеку предъявляются противоположные требования или даются противоречивые задания (работать — не работать, идти — не идти). В кибернетике и технике противоречивые задания приводят к выходу системы из строя. Конфликт с самим собой — когда нравственные люди вынуждены поступать безнравственно («гнать брак», давать взятки, подхалимничать и т. п.) или когда личные планы сталкиваются со служебными обязанностями (работа в выходные дни, ненормируемый рабочий день).
Вопрос 141 ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТА? Ответ К основным причинам конфликтов можно отнести следующие: • Распределение ресурсов в условиях их ограниченности — одна из самых важных причин конфликтов. Когда ресурсы ограничены, увеличение их для одного объекта управления всегда происходит
за счет их сокращение для других. Это вызывает обиды иногда негативно сказывается на производительности труда. • Взаимозависимость задач. Если сотрудник или группа зависит от сроков и качества выполнения работы другим сотрудником или группой, то возникает возможность конфликта. • Различия в целях. Конфликты возникают, если структурные подразделения ставят свои локальные цели по значимости выше целей всей организации. • Различия в представлениям и ценностях. Люди позитивно воспринимают только то, что соответствует их представлениям и ценностям. Противоречия между руководителем и подчиненными (несоответствие стиля руководства, неумелое руководство). • Различия в манере поведения и жизненном опыте. Ершистость, конфликтность в поведении, Дурные воспитание и характер. • Неудовлетворительные коммуникации. Сотрудники вовремя не получают необходимой информации, что может приводить к неадекватным действиям. Информация должна быть доведена без искажений, чтобы реакция на нее была предсказуемой и адекватной. • Препятствия в трудовой деятельности. Плохие условия труда и отдыха, затянувшийся ремонт, несвоевременная поставка. • Препятствия в достижении личных целей. Выгодная или невыгодная работа, отпуск в неудобное для сотрудника время, отказ в повышении зарплаты, успехи конкурента, споры из-за ответственности и обязанностей).
Вопрос 142 ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ? Ответ Конфликт может иметь не только негативные, но и позитивные последствия. Менеджеры чаще всего не хотят конфликтов, поскольку хорошо представляют себе только негативные последствия. Но если конфликт уже произошел, то надо по возможности извлечь из него и некоторый позитив.
Дисфункциональные последствия конфликта имеют негативны контекст. К ним относятся: • Неудовлетворенность. Приводит к текучести кадров и снижению производительности труда. • Формирование образа врага. Сворачивание отношений между сторонами конфликта, нарастание враждебности в отношениях между сторонами. Увеличение непродуктивной конкуренции с противоположной стороной конфликта. • Придание большего значения победе, чем решению реальной проблемы. От этого страдает процесс достижения единой цели организации. Функциональные последствия конфликта — это то позитивное, что можно извлечь при умелом управлении конфликтом. К функциональным последствиям конфликта относятся: • Повышение причастности. Поскольку проблема касается обеих сторон, то ее решение будет способствовать повышению эффективности организации в целом. Таким образом, все стороны конфликта ощущают свою причастность к целям организации в целом. • Повышение предрасположенности к сотрудничеству. Изучение друг друга в процессе конфликта облегчает сотрудничество в будущем. • Повышение качества процесса принятия решений. В процессе конфликта повышается активность в высказывании идей. • Повышение альтернативности. Приобретение в процессе разрешения конфликта навыков формирования альтернатив.
Вопрос 143 КАКИЕ СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СУЩЕСТВУЮТ? Ответ Такими способами могут быть: • создание хороших условий деятельности, четкое распределение функций, прав, ответственности, согласование интересов; • выявление потребностей работников и создание условий для максимального их удовлетворения;
• формирование рабочих групп с учетом личной совместимости, применение адекватного стиля руководства; • своевременное обнаружение противоречий и разногласий и их разрешение на основе переговоров.
Вопрос 144 ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА? Ответ Конструктивное разрешение конфликтов предполагает следующие действия и состояния: • Адекватность восприятия конфликта: достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями оценка действий, намерений, позиций обеих сторон конфликта. • Открытость и эффективность общения (встреча группы лицом к лицу), но без взаимных оскорблений. • Создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Открытость и эффективность общения позволяет избежать недомолвок, недосказанности, слухов и т. п. Стороны конфликта начинают искать пути выхода из проблемной ситуации, а это уже предполагает взаимное доверие и сотрудничество. • Определение существа конфликта. Пошаговый процесс: определение основной проблемы, определение вторичных причин конфликта (повод — истинная причина), поиск путей разрешения конфликта (возможные действия каждой, стороны, общность целей), совместное решение о выходе из конфликта (к обоюдному удовольствию), реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта, оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. Весьма эффективной технологией для разрешения конфликта является использование посредника. В этом случае стороны обращаются не друг к другу, а к третьей стороне, что позволяет сторонам «сохранить лицо». Психологические шаги соперников навстречу друг другу в этом случае означают не взаимные уступки, а декларации о готовности к сотрудничеству. Психологически это удобнее, и возможности разрешений конфликта возрастают. Посредник должен быть независим от сторон конфликта и находиться «над схваткой». Вопрос 145 ЧТО ТАКОЕ СТРУКТУРНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ? Ответ Этих методов — четыре. 1. Разъяснение требований к работе. Чем лучше сотрудники понимают свою задачу и результат, который необходимо получить, тем меньше вероятность конфликта. 2. Координация и интеграция. Этот метод основан на административном ресурсе — возможности административными действиями (приказами, распоряжениями, применением власти) разрешить конфликт. 3. Установление и ориентирование на общеорганизационные комплексные цели. 4. Построение системы вознаграждения, основанной на достижении общеорганизационных целей и/или бесконфликтности.
Вопрос 146 ЧТО ТАКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СТИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ? Ответ Таких стилей известно пять. 1. Уклонение. Заключается в том, что человек старается уйти от конфликта. В принципе, можно считать, что это признак мудрости и зрелости личности. 2. Сглаживание. Усилия сосредоточиваются на стремлении пробудить командный дух и групповую солидарность, не выпуская вовне признаки конфликта. 3. Принуждение. С помощью законной власти или шантажа, запугивания. 4. Компромисс. Означает принятие точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Компромисс сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность разрешить конфликт быстро и к обоюдному удовлетворению, что весьма ценится в менеджменте. 5. Решение проблемы. Действия по разрешению конфликта по полной программе, решая саму проблему, причем гласно и открыто, привлекая все конфликтующие стороны. Это создает в организации атмосферу искренности.
Вопрос 147 КАК ДОЛЖЕН ДЕЙСТВОВАТЬ МЕНЕДЖЕР, ВНЕДРЯЮЩИЙ ИЗМЕНЕНИЯ? Ответ Руководитель, осуществляющий организационные изменения, неизбежно сталкивается с негативным отношением коллектива к таким изменениям. Сотрудники сопротивляются переменам по трем причинам: • неопределенность; • ощущение потерь; • убеждение в негативных последствиях изменений. Поэтому менеджеру чаще всего приходится сталкиваться с реакцией от робкого неприятия изменений до их откровенного саботажа. Руководитель, осуществляющий изменения, должен действовать определенным образом. Это модель действий предложена К. Ушаковым в 1996 г. Следует смириться с тем, что изменение придется навязывать. Навязывание можно трактовать достаточно широко: от предложения реализовать некую сформулированную в общих чертах идею до предоставления точного рецепта деятельности. В любом случае руководителю важно понять поведение людей, которым он предлагает действовать, отказываясь от привычного и, возможно, годами наработанного. Реакции подчиненных на новые цели и задачи достаточно типичны: каждый человек, оказываясь в ситуации, когда нужно что-то менять, проходит через пять фаз: • отрицание; • сопротивление; • исследование; • вовлеченность; • традиционализация.. Фаза отрицания сопровождается со стороны подчиненных ощущением невозможности что-либо сделать, ориентацией на прошлое.
Подчиненные чаще всего выказывают недоумение по поводу изменения, утверждая, что реализация новшества нисколько не улучшит дело. Имеют место попытки действовать по-старому с целью проверить серьезность намерений руководителя. Руководитель на данном этапе инновации должен давать больше информации: пусть подчиненные привыкают к новой идее. При этом настойчиво, но мягко и тактично давать понять, что изменение обязательно свершится. Стоит игнорировать проявления недовольства, ориентируя подчиненного на будущее, рассказывая, что произойдет, давая время для адаптации. Фаза сопротивления характеризуется раздражением, отрицанием новизны изменения, депрессией, связанной с невозможностью противостоять давлению руководителя. У некоторых подчиненных развивается чувство личного поражения, связанное с ожиданием действий в новых условиях и невозможности выполнить эти действия как требуется. Руководитель должен больше слушать, поддерживать колеблющихся, сомневающихся. Давать возможность сотрудникам высказывать свои сомнения. Иногда целесообразно пойти на резкое столкновение вплоть до категорического: «Делайте или уходите!» Фаза исследования характеризуется тем, что подчиненный внутренне согласился с неизбежностью надвигающихся перемен, у него впервые возникает ориентация на будущее. Он начинает пробовать новые формы деятельности, старается вести себя соответствующим образом. Но эта конструктивная позиция может соседствовать с открытым раздражением. На этом этапе руководителя может захлестнуть обилие идей, возникающих у подчиненных по поводу реализации новшества. Возникает суета, ощущается недостаток концентрации. Нехватка энергии может обернуться тенденцией к затуханию изменений. Руководитель должен поддерживать динамику процесса осмысления изменений. Следует постоянно и энергично следить за процессом, организовывать обсуждения, обмен мнениями, опытом. Идеи руководителя на этом этапе могут восприниматься подчиненными как собственные. Фаза вовлеченности характеризуется возникновением творческих Фаза традиционализации означает, что новшество и связанные с ним изменения входят в повседневную жизнь, становится обыденностью, традицией. Дальнейшее развитие системы (социума, коллектива, фирмы) связано с другими изменениями. Такой образ действий руководителя, осуществляющего организационные изменения, значительно отличается от традиционного поведения лиц, принимающих решение, которые склонны, используя ресурс административно-командной системы, игнорировать убеждение социума и использовать в большей мере принуждение. Вместе с тем поведение руководителя в этой ситуации зависит от фактора времени. При недостатке времени, когда новшество необходимо внедрить как можно быстрее, руководитель вынужден в большей степени использовать административное воздействие на социум. Это воздействие может проявляться в том, что высшие руководители обеспечивают концентрацию власти в руках лиц, проводящих изменения, передавая им особые полномочия, создавая новые должности. Это способствует изоляции противников изменения и его успеху. Особенно это важно, когда баланс сил не в пользу сторонников изменения.
Раздел 10 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Вопрос 148 ЧТО ТАКОЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВООБЩЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ЧАСТНОСТИ? Ответ Эффективность — универсальная характеристика результативности любой деятельности. Измеряется соотношением результата к затратам на его получение. Эффективность может быть экономической, социальной, технологической, экологической — в общем, любой, если требуется сопоставить затраты и результаты. Эффективность не следует путать с эффектом. Эффект и эффективность соотносятся так же, как абсолютный и относительный показатели. Эффект может быть выражен такими показателями, как выручка, объем продаж, прибыль, экономия издержек, доля рынка, капитализация бизнеса, курс акций на бирже и т. п. Если эффект отнести к затратам на его получение, также измеренным различными показателями, можно получить различные показатели, характеризующие эффективность. В отечественной и зарубежной практике используются следующие показатели эффективности Деятельности. 1. Производительность труда — отношение количества произведенной продукции или выполненных трудовых операций (в натуральном или стоимостном выражении) к затраченному на его производство рабочему времени или численности рабочих. 2. Рентабельность продукции — отношение прибыли от продажи продукции к издержкам на ее изготовление (полной себестоимости). 3. Рентабельность производства — отношение прибыли к стоимости основных фондов и оборотных средств; (за период).
4. Фондоотдача основных производственных фондов — отношение объема произведенной продукции или услуг к стоимости основных производственных фондов. 5. Эффективность производства (operations performance) — объем продукции, деленный на суммарные затраты ресурсов организации. 6. Эффективность организации (effectiveness) — степень приближения организации к поставленной цели. Любой показатель эффективности имеет аналитический смысл только в сравнении с некоторой базой. Такой базой может быть значение показателя эффективности за прошлый период или значение показателя у других организаций (у конкурентов, среднее по отрасли и т. п.). Если речь заходит об эффективности менеджмента, то надо отметить, что для ее измерения нет общепринятых нормативных показателей. Но исходя из общих представлений об эффективности любой деятельности можно предложить и показатели для измерения эффективности менеджмента.
Вопрос 149 КАКОВЫ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ? Ответ Состав критериев эффективной деятельности менеджмента не является нормативным и может определяться руководством организации самостоятельно. Ниже приводится пример такого перечня критериев. 1. Наличие стратегических конкурентных преимуществ. 2. Динамика доли организации на рынке (позитивная или негативная). 3. Уровень технологии основного производства (по отношению к мировому уровню). 4. Экономичность организации (динамика рентабельности продук- производительности труда). 5. Динамика (позитивная или негативная) инновационности (внеш-
6. Динамика капитализации. 7. Уровень качества продукции и услуг (динамика количества рекламаций, уровень лояльности потребителей). 8. Уровень удовлетворенности трудом (уровень динамики условий труда, динамика текучести кадров, возможности для получения образования, динамика конфликтности). Понятно, что представленные в этом перечне критерии не равновесны. Поодиночке они не могут дать представления об эффективности менеджмента. Возникает проблема интегрирования этих показателей или конструирования методики оценки эффективности менеджмента. Это — предмет серьезного научного исследования.
Вопрос 150 КАКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА? Ответ Рентабельность менеджмента. Этот показатель показывает, какой процент от затрат на содержание системы управления организации составляет прибыль организации: Рм =Пр:Зу ·100, ' где Рм — рентабельность менеджмента, %; Пр — прибыль организации, руб.; 3у - затраты на содержание системы управления организации,руб. Затраты на содержание системы управления организации включа- • заработная плата аппарата управления организацией; • командировки и перемещения; • содержание охраны; • прочие расходы (канцелярские, почтово-телеграфные и т. д.). Эти статьи не в полной мере отражают затраты на содержание системы управления организации, поэтому нуждаются в дополнении. Но если возможности организовать управленческий учет нет, то можно принять в качестве затрат на содержание системы управления данные по этому счету за вычетом затрат на содержание охраны. Рост эффективности менеджмента характеризуется положительной динамикой этого показателя. Если рост прибыли организации опережает рост затрат на управление, то можно считать, что это положительный результат деятельности команды менеджеров. Отдача затрат на управление: Озу=Опу:3у',
где Озу — отдача затрат на содержание системы управления, руб./руб.; Опу — объем произведенной продукций или услуг, руб. Рост эффективности менеджмента характеризуется положительной динамикой этого показателя. Если рост объема произведенной продукции или услуг организации опережает рост затрат на управление, то можно считать, что это положительный результат деятельности команды менеджеров. Анализ эффективности менеджмента на основе приведенных показателей заключается в сравнении текущих значений показателя (за анализируемый период) с базовыми значениями (за предыдущий период) по организации или со значениями показателей в организациях аналогичного профиля (отечественных и зарубежных).
Вопрос 151 КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА? Повышение эффективности менеджмента характеризуется повышением эффективности управляемого объекта. Повышение эффективности менеджмента само по себе не является самоцелью, а выступает как результат повышения эффективности организации в целом. Если организация сэкономила ресурсы, повысила объем производства, прибыли, качество продукции и обслуживания, менеджеры организации вправе приписать это к своим заслугам и трактовать успехи организации как свои собственные. Очевидно, что эффективность организации может повыситься за счет факторов, не зависящих от менеджеров (рост экономической конъюнктуры, уход с рынка конкурентов, рост совокупного спроса), но общий рост эффективности организации очень трудно разделить по факторам, зависящим от управления и не зависящим от него.
Тем не менее для повышения эффективности менеджмента менеджеры должны систематически выполнять следующие действия. 1. Совершенствовать организационную структуру. 2. Следить за изменениями во внешней и внутренней среде органи- 3. Обеспечивать условия для роста квалификации сотрудников. 4. Вырабатывать стратегию развития, обеспечивающую долгосроч- 5. Следить за расходами организации, постоянно анализировать их динамику и всячески способствовать их снижению. 6. Обеспечивать использование в производстве и управлении достижения науки и технологии, создавать атмосферу позитивного восприятия инноваций. 7. Разрабатывать эффективную технологию выполнения управленческих процедур. 8. Создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе. 9. Следить за настроениями потребителей, изучать их потребности и ожидания. 10. Формировать совместные ценности в коллективе.
ГЛОССАРИЙ (Материалы справочно-вспомогательного характера из переводйых источников)
Автократичный руководитель {autocratic lea
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|