Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

берет кастрюлю с компотом и начинает поедать его ложкой.




МУЗЫКАНТЫ:

-Гадалкой была ни кто иная, как мадам Боур. На голове рос веничек седеющих волос.Она была почти старухой, была почти грязна, смотрела на всех подозрительно и любила сладкое.

- Мадам Боур наваривала себе большие кастрюли компоту и съедала его с серым хлебом, в одиночку. И если бы Ипполит Матвеевич увидел ее сейчас, то никогда не узнал бы Елену Боур, красавицу-прокуроршу, о которой секретарь суда когда-то сказал стихами, что она «к поцелуям зовущая, вся такая воздушная».

Над забором появляется голова слесаря-механика – Виктора Михайловича Полесова.

СЛЕСАРЬ - Приветствую, Елена Станиславовна! Да! И знаете, кого я сегодня видел? Воробьянинова!

Гадалка приходит в невероятное волнение.

СЛЕСАРЬ - Прихожу я в Коммунхоз продлить договор на аренду мастерской, иду по коридору. Вдруг подходят ко мне двое. Я смотрю — что-то знакомое. Как будто воробьяниновское лицо. И спрашивает: «Скажите, здесь жилотдел, в этом здании?» «А вам зачем?» — спрашиваю. А он говорит «спасибо» — и пошел дальше. Тут я ясно увидел, что это сам Воробьянинов. Откуда он здесь взялся? И тот с ним был — красавец мужчина. Явно бывший офицер. И тут я подумал…

Над соседним забором появляется дворник Тихон. Слесарь увидев его, сразу прячется.

ТИХОН — Витьки слесаря опять нету?

ГАДАЛКА — Ах, ничего я не знаю, ничего я не знаю.

ТИХОН — У, гангрена! Гадюка семибатюшная! Среднее образование имеет!.. Я не посмотрю на среднее образование!.. Гангрена проклятая!!! Слесарь-механик! Аристократ собачий!

С ругательствами, Тихон скрывается за забором.

СЛЕСАРЬ — Хам! Хам! Я тебе покажу! Мерзавец! Возомнили о себе. Хамы!

ГАДАЛКА — Будет вам, Виктор Михайлович! Зайдите ко мне на минуточку.

Слесарь выходит из-зи забора и садится на место Грицацуевой.

ГАДАЛКА - Виктор Михайлович! Да не обшиблись вы, может это вовсе не Воробьянинов был, а какой другой гражданин?

СЛЕСАРЬ — Да говорю же вам, что это он, без усов, но он, ну вот, знаю я его отлично! Воробьянинов, как вылитый!

ГАДАЛКА — Тише вы, Господи! Зачем он сюда приехал, как вы думаете?

СЛЕСАРЬ — Ну, а вы как думаете? Уж, во всяком случае, не договоры с большевиками подписывать.

ГАДАЛКА — Вы думаете, что он подвергается опасности?

СЛЕСАРЬ — Кто в Советской России не подвергается опасности, тем более человек в таком положении, как Воробьянинов? Усы, Елена Станиславовна, даром не сбривают.

ГАДАЛКА — Он послан из-за границы?

СЛЕСАРЬ — Безусловно.

ГАДАЛКА — С какой же целью он здесь?

СЛЕСАРЬ — Не будьте ребенком.

ГАДАЛКА — Все равно. Мне надо его видеть.

СЛЕСАРЬ — А вы знаете, чем рискуете?

ГАДАЛКА — Ах, все равно! После десяти лет разлуки я не могу не увидеться с Ипполитом Матвеевичем. Умоляю вас, найдите его! Узнайте, где он! Вы всюду бываете! Вам будет нетрудно! Передайте, что я хочу его видеть. Слышите?

СЛЕСАРЬ — Елена Станиславовна, я найду его и свяжусь с ним.

ГАДАЛКА — Может быть, вы хотите еще компоту?

СЦЕНА 9

Конкуренты.

ВОРОБЬЯНИНОВ – Ордера у наши! Богатство почти у нас в руках! А святой отец дурак дураком остался. Не видать ему стульев, как своей бороды.

Навстречу ему выходит отец Федор. Соперники прогуливаются мимо друг друга и победоносно поглядывая друг на друга.У кулис оба разом поворачиваются и снова сближаются.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Здравствуйте, батюшка.

ОТЕЦ ФЕДОР — Доброе утро, Ипполит Матвеевич.

Они расходятся. Когда пути их сходятся снова.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Не ушиб ли я вас во время последней встречи?

ОТЕЦ ФЕДОР — Нет, отчего же, очень приятно было встретиться!

Они снова расходятся. Оба ликуют.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Обедню, небось, уже не служите?

ОТЕЦ ФЕДОР — Где там служить! Прихожане по городам разбежались — сокровища ищут.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Заметьте, свои сокровища! Свои!

ОТЕЦ ФЕДОР - Мне неизвестно чьи, а только ищут.

Ипполит Матвеевич рассерженно уходит и появляется Остап.

ОСТАП (музыкантам) - Так вот наша конкурирующая организация! (отцу Федору) — Покупаете старые вещи? Стулья? Потроха? Коробочки от ваксы?

ОТЕЦ ФЕДОР (почти шепотом) — Что вам угодно?

ОСТАП — Мне угодно продать вам старые брюки. Что ж вы молчите, как архиерей на приеме?

Отец Федор медленно пятится к выходу.

ОСТАП — Старые вещи покупаем, новые крадем! Как же насчет штанов, многоуважаемый служитель культа? Берете? Есть еще от жилетки рукава, круг от бублика и от мертвого осла уши. Оптом всю партию — дешевле будет. И в стульях они не лежат, искать не надо!? А?!

Отец Федор скрывается за забором. Остап медленно идет назад.

Отец Федор быстро высовывает голову и кричит Остапу вслед.

ОТЕЦ ФЕДОР — Сам ты дурак!

ОСТАП (бросаясь обратно) - Что?

Отец Федор мгновенно прячется.

Остап с Воробьяниновым садятся разбирать ордера.

ОСТАП – Так! Давайте разбермся – где наши стулья обитают!

ВОРОБЬЯНИНОВ — Ордер на гобелен «Пастушка»…

ОСТАП — К черту пастушку!

ВОРОБЬЯНИНОВ — Стол круглый… Как видно, от гарнитура…

ОСТАП - К чертовой матери столик.

ВОРОБЬЯНИНОВ - Остались два ордера. Один на 10 стульев, выданный Государственному музею мебели в Москве, ивторой — на один стул — тов. Грицацуеву, в Старгороде.

ОСТАП — Готовьте деньги, возможно, в Москву придется ехать.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Но тут же тоже есть еще один стул.

ОСТАП — Один шанс против десяти. Чистая математика. Да и то, если гражданин Грицацуев не растапливал им буржуйку.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Не шутите так, не нужно. Мне почему-то кажется, что ценности должны быть именно в этом стуле.

ОСТАП — Ах! Вам кажется? Ну, ладно. Я измучен желанием поскорее увидеться с инвалидом империалистической войны, гражданином Грицацуевым! План составим по дороге!

СЦЕНА 10

Союз меча и орала.

СЛЕСАРЬ (почтительно) — Добрый вечер, господин Ипполит Матвеевич!

ВОРОБЬЯНИНОВ — Не имею чести.

ОСТАП — Ну-ну, что вы хотите сказать моему другу?

СЛЕСАРЬ (шепотом и оглядываясь) — Вам не надо беспокоиться. Я от Елены Станиславовны…

ВОРОБЬЯНИНОВ — Как? Она еще здесь?

СЛЕСАРЬ — Здесь. И очень хочет вас видеть.

ОСТАП — Зачем? А вы кто такой?

СЛЕСАРЬ — Я… Вы, Ипполит Матвеевич, не думайте ничего такого. Вы меня не знаете, но я вас очень хорошо помню.

ВОРОБЬЯНИНОВ (не решительно) — Я бы хотел зайти к Елене Станиславовне.

СЛЕСАРЬ — Она чрезвычайно просила вас прийти.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Да, но откуда она узнала?..

СЛЕСАРЬ — Я вас встретил и долго думал, знакомое лицо. Потом вспомнил. Вы, Ипполит Матвеевич, ни о чем не волнуйтесь! Все будет совершенно тайно.

ОСТАП — Знакомая женщина?

ВОРОБЬЯНИНОВ — М-да, старая знакомая…

ОСТАП — Тогда, может быть, зайдем, пообедаем у старой знакомой? Я, например, безумно хочу жрать.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Пожалуй.

ОСТАП - Тогда идем, гражданин Грицацуев пока тоже пообедает. Ведите нас, таинственный незнакомец.

Все трое подходят к дому Елены Станиславовны. Слесарь стучит.

ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА - Кто там?

Открывается дверь.

ВОРОБЬЯНИНОВ - Как вы изменились!

ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА — Спасибо, я знаю, чем вы рисковали, придя ко мне. Вы тот же великодушный рыцарь. Я не спрашиваю вас, зачем вы приехали из Парижа. Видите, я не любопытна.

ВОРОБЬЯНИНОВ (растерянно) — Но я вовсе не приехал из Парижа.

ОСТАП — Мы с коллегой прибыли из Берлина, но об этом не рекомендуется говорить.

ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА — Ах, я так рада вас видеть? Войдите сюда, в эту комнату…

ОСТАП - О! Первое свидание? Трудные минуты!.. Разрешите нам удалиться. Вы позволите, любезнейший Виктор Михайлович? (в зал) - Кажется, наступил психологический момент для ужина. (гадалке) В Берлине есть очень странный обычай — там едят так поздно, что нельзя понять, что это: ранний ужин или поздний обед!

Елена Станиславовна пошла за самоваром.

ОСТАП (понижая голос) — А теперь действовать, действовать и действовать!

(слесарю) Старуха не подкачает? Надежная женщина? (слесарь утвердительно кивает)

ОСТАП — Ваше политическое кредо?

СЛЕСАРЬ (восторженно) — Всегда! (вытягивается в струнку)

ОСТАП — Россия вас не забудет!

Елена Станиславовна с трудом тащит самовар.

ОСТАП — Строгий секрет. Государственная тайна. (показывая на Воробьянинова) Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это — гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору.

Ипполит Матвеевич встает и растерянно смотрит по сторонам.

ОСТАП — Наших в городе много? Каково настроение в городе? Елена Станиславовна! С вашей помощью мы хотим связаться с лучшими людьми города, которых злая судьба загнала в подполье. Кого можно пригласить к вам?

ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА — Кого ж можно пригласить? Максим Петровича разве с женой?

ОСТАП — Без жены, без жен. Вы будете единственным приятным исключением. Еще кого?

СЛЕСАРЬ - Можно пригласить Максима Петровича Чарушникова, бывшего гласного городской думы.

ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА - Хозяина «Быстроупака» Дядьева.

СЛЕСАРЬ - председателя «Одесской бубличной артели — „Московские баранки“ Кислярского и двух молодых людей без фамилии, но вполне надежных.

ОСТАП — В таком случае прошу их пригласить сейчас же на маленькое совещание под величайшим секретом.

Дворник с гадалкой бросаются в рассыпную.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Что все это значит?

ОСТАП — Это значит, что вы отсталый; человек.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Почему?

ОСТАП — Потому что. Простите за пошлый вопрос — сколько у вас есть денег?

ВОРОБЬЯНИНОВ — Каких денег?

ОСТАП — Всяких. Включая серебро и медь.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Тридцать пять рублей.

ОСТАП — И с этими деньгами вы собирались окупить все расходы по нашему предприятию? Вот что, мне сдается, что вы меня понимаете. Вам придется побыть часок гигантом мысли и особой, приближенной к императору.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Зачем?

ОСТАП — Затем, что нам нужен оборотный капитал.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Что же я должен делать?

ОСТАП — Вы должны молчать. Иногда для важности надувайте щеки.

ВОРОБЬЯНИНОВ — К чему ввязываться в такое опасное дело? Ведь могут донести.

ОСТАП - Об этом не беспокойтесь. На плохие шансы я не ловлю. Дело будет поведено так, что никто ничего не поймет. Давайте пить чай.

Остап наливает из самовар в чашки кипяток. Входят приглашенные гости, слесарь и гадалка.

ОСТАП (Чарушникову, подавая чашку с чаем) — Вы в каком полку служили?

ЧАРУШНИКОВ — Я… я, так сказать, вообще не служил, я проходил по выборам.

ОСТАП — Вы дворянин?

ЧАРУШНИКОВ — Да. Был.

ОСТАП — Вы, надеюсь, остались им и сейчас? Крепитесь Потребуется ваша помощь. Заграница нам поможет. Остановка за общественным мнением. Полная тайна организации. Внимание!

ОСТАП (Никеше и Влади, подавая чашку с чаем) — В каком полку служили? Придется послужить отечеству. Вы дворяне? Очень хорошо. Запад нам поможет. Крепитесь. Полная тайна вкладов, то есть организации. Внимание.

ОСТАП (Кислярскому подавая чашку с чаем) — Крепитесь. Вы, как представитель частного капитала, не можете остаться глухи к стонам родины.

ОСТАП (представляя всем Воробьянинова) — Вы знаете, кто это сидит?

КИСЛЯРСКИЙ — Как же, это господин Воробьянинов.

ОСТАП — Это, гигант мысли, отец русской демократии, особа, приближенная к императору.

(почти шепотом) Тайный «Союз меча и орала»! (Кислярский хочет встать и уйти) Впрочем, вы можете уйти, но у нас, предупреждаю, длинные руки!.. (Кислярский садиться на место)

ОСТАП — Граждане! Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания — она вам известна. Цель святая. Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те, и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора. Эти цветы улицы, или, как выражаются пролетарии умственного труда, цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем.

Товарищи! Нужна немедленная помощь! Мы должны вырвать детей из цепких лап улицы, и мы вырвем их оттуда! Поможем детям! Будем помнить, что дети — цветы жизни. Я приглашаю вас сейчас же сделать свои взносы и помочь детям. Только детям, и никому другому. Вы меня понимаете?

 

Остап вынул из бокового кармана квитанции и карандаш.

ОСТАП — Попрошу делать взносы. Ипполит Матвеевич подтвердит мои полномочия. В порядке старшинства, господа, начнем с уважаемого Максим Петровича.

ЧАРУШНИКОВ —Даю 30 рублей. В лучшие времена дам больше!

ОСТАП — Лучшие времена скоро наступят, впрочем, к беспризорным детям, которых я в настоящий момент представляю, это не относится.

НИКЕША С ВЛАДЕЙ - Восемь рублей…

ОСТАП — Мало, молодые люди.

ПОЛЕСОВ – Пятьдесят!

ОСТАП — Браво, гусар, для гусара-одиночки с мотором этого на первый раз достаточно. Что скажет купечество?

ДЯДЬЕВ И КИСЛЯРСКИЙ – По двести…

ОСТАП — Всего, четыреста восемьдесят восемь рублей. Эх! Двенадцати рублей не хватает для ровного счета.

ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА - Вот, еще 12!

Остап прячет деньги и начинает выпроваживать гостей.

ОСТАП - О дне следующего заседания вы будете оповещены особо, строжайший секрет. Дело помощи детям должно находиться в тайне. Это, кстати, в ваших личных интересах.

Все, кроме Остапа и Воробьянинова расходятся.

ОСТАП – А теперь можно и гражданина Грицацуева навестить! Вперед, господа присяжные заседатели!

 

СЦЕНА 11

Знойная женщина.

ЭТЮД – В ГОСТЯХ У ГРИЦАЦУЕВОЙ.

- Друзья вернулись только к вечеру. Ипполит Матвеевич был озабочен, а Остап сиял.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Есть-то он есть, но как этот стул достать? Купить?

ОСТАП — Как же, не говоря уже о совершенно непроизводительном расходе, это вызовет толки. Почему один стул? Почему именно этот стул?..

ВОРОБЬЯНИНОВ - Что же делать?

ОСТАП - Что делать? Не волнуйтесь, председатель, беру операцию на себя.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Нет, вы знаете, когда вы разговаривали с госпожой Грицацуевой о наводнении, я сел на наш стул, и, честное слово, я чувствовал под собой что-то твердое. Они там, ей-богу, там… Ну вот, ей-богу ж, я чувствую. Его нужно ночью выкрасть! Ей-богу, выкрасть!

ОСТАП — Однако для предводителя дворянства у вас слишком мелкие масштабы. А технику этого дела вы знаете? Может быть, у вас в чемодане запрятан походный несессер с набором отмычек? Выбросьте из головы! Это типичное пижонство, грабить бедную вдову.

ВОРОБЬЯНИНОВ (умоляюще) — Хочется ведь скорее.

ОСТАП — Скоро только кошки родятся. Я женюсь на ней!

ВОРОБЬЯНИНОВ — На ком?!

ОСТАП — На мадам Грицацуевой.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Зачем же?

ОСТАП — Чтобы спокойно, без шума, покопаться в стуле.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Но ведь вы себя связываете на всю жизнь!

ОСТАП — Чего не сделаешь для блага концессии!

ВОРОБЬЯНИНОВ — На всю жизнь… Это большая жертва.

ОСТАП — Жизнь! Жертва! Что вы знаете о жизни и о жертвах? Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука, но эта сложная штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает.

ВОРОБЬЯНИНОВ - Так вы все-таки женитесь на ней?

ОСТАП — Знойная женщина, мечта поэта. Провинциальная непосредственность. В центре таких субтропиков давно уже нет, но на периферии, на местах — еще встречаются.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Когда же свадьба?

ОСТАП — Завтра!

ВОРОБЬЯНИНОВ — Как же будет с нашим делом? Вы женитесь… А, может быть, придется ехать в Москву…

ОСТАП — Ну, чего вы беспокоитесь?

ВОРОБЬЯНИНОВ — А жена?

ОСТАП - Жена? Бриллиантовая вдовушка? Это последний вопрос. Внезапный отъезд по вызову из центра. Небольшой доклад в Малом Совнаркоме. Прощальная слеза и цыпленок на дорогу. Поедем с комфортом. Спите. Завтра моя свадьба и я не нищий. Я хочу пировать в этот знаменательный день. Заседание продолжается!

 

СЦЕНА 12

Свадьба и второй стул.

Свадебный стол. За столом музыканты, которые поочереди произносят реплики-тосты.

МУЗЫКАНТЫ:

-Молодая была уже не молода.

- Ей было не меньше 35 лет.

-Но природа одарила ее щедро.

-Тут было все: арбузные груди,

-Краткий, но выразительный нос,

-Расписные щеки,

-Мощный затылок

-И шикарные обьемы.

- Нового мужа она обожала и очень боялась.

- Поэтому звала его не по имени и даже не по отчеству, которого она так и не узнала,

- А по фамилии

- (все хором) товарищ Бендер!

ОСТАП – А теперь можно и на свадьбе погулять. Свадьба!

Во главе свадебного стола садятся – Грицацуева и Остап. Мзыканты-гости шумят.

Ипполит Матвеевич сидит на заветном стуле. В продолжении всего свадебного ужина он подпрыгивал на стуле, чтобы почувствовать внутри стула твердое. Иногда это ему удается и тогда он неистово начинает кричать «горько».

ВСЕ ХОРОМ: Горько! Горько! Горько! …

ВОРОБЬЯНИНОВ (Бендеру) - Ну когда же уже?... что вы так тяните?...

ОСТАП — Вы, стяжатель! Ждите меня в гостинице. Никуда не уходите. Я могу прийти каждую минуту. Уплатите в гостинице по счету. Чтоб все было готово. Адье, фельдмаршал. Пожелайте мне спокойной ночи.

Воробьянинов закрывает лицо руками, а пьяная свадьба начинает плясать и растворяется в разные стороны. На сцене Воробьянинов. Входит Остап со стулом,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...