Модель положительного стресса
До сих пор мы фокусировались на негативных последствиях стресса: болезнях, недомоганиях, снижении работоспособности и межличностных конфликтах. Однако мы можем использовать ту же самую модель стресса, чтобы лучше понять его позитивные следствия. Положительным стрессом мы называем такой стресс, который характеризуется позитивными для конкретного человека результатами, а также такой, который создает наиболее благоприятные условия для выполнения работы. Различные компании предлагают оборудование для установления биологической обратной связи, которое имеет относительно невысокую стоимость. Это аппарат для измерения кожно-гальванической реакции В качестве примера положительного стресса приведем следующую ситуацию. Я веду курс, который содержит информацию о способах борьбы со стрессом. Этот курс обучения проводится факультативно. Он включает большинство тем, обсуждаемых в этой книге. Оглавление данной книги отражает порядок изложения и число изучаемых тем. Моя задача — вызвать у студентов интерес к изучению предмета. Так как очень легко упустить один из компонентов, я стараюсь обратить внимание учащихся на взаимосвязь компонентов между собой. Например, они должны понять, что управление временем и биологическая обратная связь Барьерами могут быть прописанные лекарства или лекарства, принимаемые по своему усмотрению. Также барьер может заключаться в спокойном восприятии ситуации (biofeedback) — две кажущиеся несвязанными между собой темы — равноценные составляющие системы управления стрессом. Я пришел к выводу, что способность занимающихся на моих курсах освоить разнообразный материал как единое целое следует проверять на заключительном экзамене. Экзамен выполняет роль положительного стресс-фактора, вызывая стресс у тех, кому хочется показать себя на экзамене с лучшей стороны и кто под действием стресса прилагает больше усилий для освоения материала. Такой стресс благотворен и полезен и поэтому является положительным.
Используем эту модель стресса для объяснения позитивных последствий. Следующий этап: мои студенты рассматривают тест как угрозу и воспринимают его как стрессовую ситуацию. Это выражается в таких эмоциях, как страх и беспокойство, что приводит к физиологическому возбуждению. Однако из-за этого стресса студенты больше времени отводили на подготовку и, следовательно, сейчас знают больше. Положительный результат: теперь они знают больше о стрессе и о том, как с ним справляться, чем если бы они знали, не пережив эту ситуацию. Они чувствуют себя увереннее, готовятся к экзамену лучше, чем могли бы в противном случае. Таким образом, вы видите, что модель стресса может использоваться для объяснения как негативных, так и позитивных последствий стресса. Могу поспорить, что и вы испытали воздействие стресса, в результате которого ваша самооценка как человека, способного противостоять трудностям, повысилась. Не имеет значения, был ли этот стресс позитивным событием в вашей жизни, которое потребовало значительного приспособления, или неприятным событием, вынудившим вас произвести переоценку ценностей, например в результате смерти близкого вам человека. В любом случае можно говорить о том, что вы подверглись стрессу, «приносящему пользу». Ниже приведены другие примеры «полезного» стресса. 1. Вам поручено сделать доклад перед группой людей, стресс заставляет вас хорошо к нему подготовиться. 2. Вы хотите пригласить кого-то на свидание и думаете, как это лучше сделать. 3. Любимый человек говорит вам о тех ваших чертах, которые ему не нравятся. Вы используете эту информацию для самосовершенствования.
Владение собой. Как установить контроль над ситуацией • Если бы нужно было кратко сформулировать содержание этой книги, то я сделал бы это так: вы способны контролировать себя значительно в большей степени, чем думаете либо представляете себе. Умение справляться со стрессом на самом деле представляет собой способность пользоваться имеющимися рычагами управления, не уступая этой возможности кому-то другому или обстоятельствам. Позвольте мне привести пример такого рода контроля, который вы имеете над собой. Вспомните случай, когда вы на кого-то сильно разозлились. Вспомните, что предшествовало вашему гневу, что произошло перед этим, какой был день? Какая была погода? Чего вы ожидали? Каковы были ваши прежние взаимоотношения с этим человеком? Что заставило вас разозлиться на этого человека? Также вспомните свою гневную реакцию во всех подробностях. Что вы чувствовали, что вам хотелось сделать, что вы делали в действительности, каким образом это все выражалось?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|