Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

После этого раскол усилился и приобрел социальную окраску. Общим лозунгом раскольников была борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями.




Причинами неприятия частью российского общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных налогов, крепостничества. 1667г. Церков.собор проклял защитников старой веры, они преследовались.

Восстание Разина. Выступление началось в 1667 г. как поход за добычей на Нижнюю Волгу и Каспийское море, совершали набеги на персидские города. Вернувшись с богатой добычей на Дон, Разин приобрел репутацию смелого и везучего атамана. Сюда потянулись толпы голытьбы. 1670г. Пощел вверх по Волге, поднимая народ против произвола бояр. Однако под Симбирском восставшие потерпели поражение. Разин бежал на Дон, где богатые казаки выдали его московским властям.(казнен в Москве в июне 1671г) Самое мощное народное антиправительственное выступление XVII в. было подавлено.

Федор Алексеевич (1676-1682) • в 1677 г. проведена реформа налогообложе­ния: после всеобщей переписи населения изменена единица обложения - подать стали брать с двора, а не с земли. • в 1681 г. внутри Боярской думы была обра­зована расправная палата - высшая инстан­ция по гражданскому судопроизводству. • в 1682 г. было отменено местничество.

После его смерти власть захватила сестра Софья, правила 7 лет опираясь на стрельцов. Заключен вечный мир с поляками, закрепил права России на Киев и левый берег Украины(1686).Два неудачных похода (1687,1689) а Крым с целью прекратить набеги крымских татар. Нерчинский договор (1689), оба берега Амура, завоеванные казаками, возвращены Китаю. В августе-сентябре 1689 г., когда с наступле­нием совершеннолетия Петра, основания для продолжения регентства были утрачены, Софья после неудачных попыток покушения на царя Петра, была лишена власти и заключена в Ново­девичий монастырь. Ее ближайшие сторонники были сосланы или казнены, и Петр, со смертью царя Ивана (1696),начал править самостоя­тельно.

8. Культура Московской Руси: Архитектура, живопись, литература

До середины ХIV в. русская культура находилась в упадке,началось возр. Этому способствовали две идеи: борьба против иноземцев и подъем национального самосознания, тяга к объединению русских земель.

Литература. В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). Хождения (описаний путешествий). купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии(«Хождение за три моря».) Летописи. 1442 г. «Хронограф»-сборник нравоучительных и занимательных новелл по всемирной истории. Повесть об А.Невском, «жития» Сергия Радонежского и Стефана Пермского, написанные Епифанием Примудрым.

Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу «Апостол» (1564). Заметный памятник духовной культуры XVI в. – «Домострой»(свод правил ведения хоз-ва), одним из редакторов которого был приближенный Ивана IV – Сильвестр.

Архитектура. Дмитрий Донской в 1366–1367 гг. постр.новый белокаменный Кремль. Москва стала неприступной по тем временам крепостью. Аристотель Фиораванти. Успенский собор – кафедральный храм митрополитов. (Образец- Успенский собор во Владимире). Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей). Одно из самых замечательных сооружений Кремля – колокольня Ивана Великого.

Возникает шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском(построена в честь рождения И.Грозного). Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, запрещалось церковными властями. В 1551–1561 гг. мастера Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного). Это сооружение было посвящено взятию Казани.

Живопись. Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, в Благовещенском соборе впервые оформил иконостас-иконы. А. Рублев икона «Троица». Фрески Успенского собора во Владимире.

Ремесло. Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети ХIV в. В последующие века сложилась школа пушечных мастеров. Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь‑пушки.

Культура России XVII в.

Главная особенность культуры этого периода – заметное обмирщение.

В XVII в. заметно возрастает число грамотных людей. По‑прежнему широко были распространены рукописные книги. Даже первая в России газета (предназначена она была для царя и называлась «Куранты») была рукописной. В начале 70‑х годов в Москве открывалась первая книжная лавка. Книгопечатание способствовало увеличению тиражей учебников по грамматике, арифметике. Особенно популярными были букварь («Азбука»1634) Василия Бурцева. В 1679г. Новая печатная азбука. В 1687 г. открылась Славяно‑греко‑латинская академия, в которой обучали грамматике, риторике, философии, а также богословию. Создается первый учебник российской истории «Синопсис» киевского монаха И.Гизеля. Только в XVII столетии Россия познакомилась с гелиоцентрической системой Коперника, появились переводные книги по географии, природоведению. Географические знания того времени воплотились в географических картах. В Разрядном приказе была изготовлена «Книга Большого чертежа», а в Новгороде создан «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря». Географические сведения накапливались в связи с освоением Сибири. В конце века С. Ремизов создает «Чертежную книгу Сибири».

Литература.

Широкое распространение получили бытовые повести («Повесть о Савве Грудицыне», «История о российском дворянине Фроле Скобееве»); пародийная смеховая литра(«Повесть о Шемякином суде» и повесть «О Ерше Ершовиче»). Развлекательная литер., переводные рыцарские романы. Около 1630 г. создается «Новый летописец» (последняя русская летопись), в которой излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета.

Архитектура. К выдающимся памятникам архитектуры относится затейливый и роскошный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Одним из шедевров деревянного зодчества является храм Преображения Господня в Кижах (1714). Типичным памятником этого времени считается Успенская(«Дивная») церковь Алексеевского монастыря в Угличе.

В конце века возник новый стиль «нарышкинского (московского) барокко».. Особенностью «нарышкинского барокко» является строгая симметрия. Церковь Покрова в Филях. Перестройке подвергся Московский Кремль. Воздвигнут Теремной дворец.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...