Внешняя и внутренняя политика Екатерины II 1762-1796
Внешняя политика при Екатерине II Императрица Екатерина II проводила активную и весьма успешную внешнюю политику, которую можно разделить на три направления. Первая внешнеполитическая задача: добиться выхода к Черному морю, чтобы, во-первых, обезопасить южные районы страны от угрозы со стороны Турции и Крымского ханства, во-вторых, расширить возможности для торговли и, следовательно, для повышения товарности сельского хозяйства. С целью выполнения поставленной задачи Россия дважды воевала с Турцией: русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. В 1774 г. был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия получила земли между Бугом и Днепром, крепости Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн, Турция признала независимость Крымского ханства; Черное море и его проливы были открыты для русских торговых кораблей. В 1783 г. крымский хан Шагин-Гирей сложил с себя власть, и Крым был присоединен к России. Земли Кубани также вошли в состав Российского государства. В том же 1783 г. грузинский царь Ираклий II признал протекторат России над Грузией. Все эти события обострили и без того сложные отношения между Россией и Турцией и привели к новой русско-турецкой войне. В ряде сражений русские войска под командованием А.В.Суворова вновь показали свое превосходство: в 1787 г. при Кинбурне, в 1788 г. при взятии Очакова, в 1789 г. у реки Рымник и под Фокшанами, а в 1790 г. была взята неприступная крепость Измаил. Русский флот под командованием Ушакова также одержал ряд побед над турецким флотом. Турция вновь признала свое поражение. По Ясскому мирному договору 1792 г. было подтверждено присоединение к России Крыма и Кубани, установлена граница между Россией и Турцией по Днестру. К России отходила крепость Очаков, Турция отказывалась от претензий на Грузию.
Вторая внешнеполитическая задача — воссоединение украинских и белорусских земель — была осуществлена в результате разделов Речи Посполитой Австрией, Пруссией и Россией. Эти разделы происходили в 1772, 1793, 1795 гг. Речь Посполитая перестала существовать как самостоятельное государство. Россия вернула себе всю Белоруссию, правобережную Украину, а также получила Курляндию и Литву. Третьей задачей стала борьба с революционной Францией. Правительство Екатерины II заняло резко враждебную позицию по отношению к событиям во Франции. В 1793 г. русское правительство заключило договоры с Пруссией и Англией о совместных действиях против Франции. К походу готовился 60-тысячный корпус Суворова, русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Однако эту задачу Екатерине II уже не суждено было решить. Внутренняя Политика Екатерины II. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определёнными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его как законодательный орган. В 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). (В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии.) Екатерина II считала, что для внутренней прочности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она назначила на Украину генерал - прокурора П.А. Румянцева. В самом начале правления Екатерина решила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времён Петра I Церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжёлой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую) церковных земель. За счёт этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. В своей политике Екатерина II стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными. Екатерина II стала проводить так называемую политику просвещённого абсолютизма. С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия.Екатерина II провела ряд реформ, в том числе губернскую реформу, судебную реформу, дала «Жалованную грамоту дворянству», «Жалованную грамоту городам», пыталась проводить реформу и в области образования.
Культура России XVIII века. XVIII столетие стало периодом необыкновенно интенсивного культурного развития страны, поскольку в это время. Россия открывала для себя достижения западноевропейской культуры, накопленные на протяжении столетий (начиная с эпохи Возрождения). В XVIII в. отечественная школа в литературе, театральном и изобразительном искусстве развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской культуры, подготавливая взлет национальной культуры в XIX в. Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов, но открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.
В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения. В начале XVIII в. популярны были повести ("гистории"), особенно "Гистория о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "Гистории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Начало XVIII в.- важный период в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, в ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные слова, многие их которых сохранились в современном русском языке. В середине XVIII в. лексические нормы литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов (схема деления литературного языка на три стиля: высокий, средний и низкий). В становлении нового литературного языка важную роль сыграли писатели-сентимента листы, в частности, Н.М. Карамзин. Начиная с 30-х гг. в литературе проявилось влияние классицизма. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, ему были присущи и жесткая жанровая регламентация и выраженный интерес к античности. В поэзии и драматургии были распространены античные сюжеты. Национальной особенностью русского классицизма была его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения (гражданский пафос). Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к острым социальным и политическим темам ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П. Радищева). Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и "низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию.
XVIII в.- рождение русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. В1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), впервые поставивший "Недоросля" и другие пьесы Фонвизина. Светская музыка начала XVIII в. представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, в честь военных побед. В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Ведущим жанром в российской живописи был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия. Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева. Во второй половине XVIII в. складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра былиА.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов. Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева Задунайского. Появляются памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный всадник" Э. Фальконе, 1782). В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской архитектуры. Середина XVIII века в архитектуре была ознаменована сложением явления, которое получило название "русского барокко" – в дворцах Ф.Б. Растрелли причудливо сочетаются барочная пластика стен и рокайльный орнамент, вынесенный из интерьера на стены фасадов. Основоположниками русского классицизма стали В.И. Баженов, И.Е. Старов, создавшие архитектурную классику, основанную на использовании приемов французского неоклассицизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|