Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика СССР В 20–е гг.




Уже в первые годы правления большевиков выявились определенные долговременные тенденции, проявлявшиеся в советской внешней политике на протяжении всей ее последующей истории.

Важнейшая черта – как бы "двухэтажный" характер большевистской внешней политики:

с одной стороны, различные миролюбивые

с другой стороны, политика "экспорта революции" путем поддержки всех "революционных движений", а при возможности – и прямого военного вмешательства.

В свою очередь эта линия в какой-то мере совпадала с традиционными направлениями внешней политики России.

Выход из международной изоляции

Советское государство вышло из международной изоляции периода гражданской войны.

С окончанием гражданской войны усиливаются возможности для нормализации отношений Советского государства и с великими державами Запада.

Этому способствовали два фактора: определенное изменение позиции самих стран Запада, которое определялось двумя мотивами: они приходят к выводу о прочности большевистского режима и росту заинтересованности в экономических связях, с переходом к нэпу в большевистском руководстве в определенной степени усиливаются реалистические тенденции не только во внутренней и внешней политике. Большее влияние на формирование внешней политики получают компетентные, реалистически мыслящие деятели, прежде всего Георгий Чичерин. Выходец из дворян, высокообразованный человек он возглавлял НКИД в 1918–28 гг.

Генуэзская конференция и "полоса признания"

Однако ведущие страны пока воздерживались от установления дипломатических отношений с Советами, требуя выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации собственности иностранных государств и граждан. Советское руководство, заинтересованное в получении помощи для: восстановления экономики и развития торговли, приняло решение о признании части долгов дореволюционной России. Одновременно с этим были выдвинуты требования возмещения ущерба, причиненного интервенцией, а также политического признания советского государства и предоставления кредитов. Правительства европейских стран решили тогда созвать международную экономическую конференцию и пригласить на нее советскую Россию.

Конференция проходила в итальянском городе Генуе в 1922 г. Председателем советской делегации считался Ленин, а фактически ею руководил Г. Чичерин. На конференции сторонам не удалось достичь соглашения. Однако в ходе ее работы в местечке Рапапло был подписан советско-германский договор об отказе от взаимных претензий и установлении дипломатических отношений. Германия стала первой крупной державой, признавшей советскую Россию.

В последующие годы "рапалльская политика" — тесные связи между советской Россией и Германией стали важным фактором международных отношений. Не ограничиваясь экономическим сотрудничеством, стороны осуществляли и секретное военное взаимодействие (на советской территории, в частности, обучались немецкие летчики и танкисты).

В конце концов, ведущие страны Запада пошли на нормализацию отношений с СССР. 1924 год стал годом дипломатического признания СССР. Были установлены дипломатические отношения с Англией, Италией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой, Францией, Китаем, в 1925 г. с Японией. В советской пропаганде появился термин "полоса признания". Всего в середине 20-х гг. СССР поддерживал официальные связи более чем с 20 странами мира. Из ведущих стран только США отказывались признать СССР (до 1933 г.)

 

 

Продолжение политики "экспорта революции"

Несмотря на определенное усиление реалистических тенденций и миролюбивые заявления большевистское руководство продолжало политику "экспорта революции", всячески поддерживая "левые силы" на Западе и национально–освободительное отношение в колониях.

 

В начале 20-х гг. основная ставка делалась на революцию в Германии, поскольку в побежденной, разоренной и униженной Германии была соответствующая социально–политическая обстановка. Предполагалось, что революция в Германии станет сигналом для мировой революции. Еще в 1920 г. во время войны в Польше в приказе Тухачевского прозвучало: "На Варшаву! На Берлин!" Исполком Коминтерна под руководством Г. Зиновьева делал все для раздувания революции в Германии: сюда направлялись деньги, оружие, кадры. Компартия Германии беспрекословно выполняла команды Москвы. Кульминацией этой политики стала авантюра 1923 г., когда с советской помощью были подготовлены рабочие выступления в Саксонии и Тюрингии и вооруженное восстание. Для поддержки этих акций были брошены все возможные ресурсы, действия коммунистов координировал видный большевистский деятель Карл Радек. После разгрома этих выступлений надежды на революцию в Германии поубавились, но советское вмешательство здесь продолжалось. С нашей помощью создавались склады с оружием, конспиративные вооруженные группы и т.д. Лидер компартии Германии Тельман беспрекословно исполнял приказы Сталина, в том числе о приоритетной борьбе с социал-демократами. Это стало важной предпосылкой победы Гитлера. В свою очередь тезис о "красной опасности", угрозе большевистской революции в Германии широко использовался нацистами.

 

СССР попытался "подтолкнуть" к революции и Англию, что особенно проявилось в ходе всеобщей стачки и стачки шахтеров в 1926 г. Советское правительство через советские профсоюзы только с мая 1926г. по март 1927 г. передало бастующим 16 млн. инвалютных рублей. Советская пресса была наполнена прогнозами о перерастании стачки в восстание и революцию.

 

Особые надежды возлагало советское руководство на антиколониальное движение, которое рассматривалось как важнейший союзник в борьбе против "империализма". Поддерживая любые антиколониальные выступления, даже весьма далекие от коммунистических идей, большевики рассчитывали нанести удар по "империалистам" в самом уязвимом месте, с "тыла". В период гражданской войны Троцкий по примеру Павла I даже предлагал послать конный корпус для организации революции в Индии.

 

Большим успехом советской политики в Азии явилось установление самых тесных связей с режимом Кемаля Ататюрка в Турции, который подавил своих коммунистов; СССР оказывал кемалистской Турции большую помощь. Стремясь использовать все "антиимпериалистические силы", Москва пошла на сотрудничество даже с известным турецким авантюристом Энвер–пашой. С согласия советского руководства он направился в Туркестан, однако там перешел на сторону басмачей.

 

Большое внимание уделялось советскому проникновению и подрыву английского влияния в Иране. В частности, здесь была предпринята попытка вооруженного установления "советской власти" на севере страны.

 

В качестве главной же опорной базы для борьбы против "империализма" рассматривался Китай. В 1923 г. по просьбе лидера Гоминьдана (эта партия возглавляла здесь национально–освободительную революцию) СССР направил группу советников (в т.ч. Блюхер). После смерти в 1924 г. Сунь Ятсена продолжа лось сотрудничество со сменившим его Чан Кайши. Для более жесткого проведения просоветской линии в 1921 г. в Китае с нашей помощью была создана Компартия.

 

Конфликты СССР с другими странами

Политика "экспорта революции" вызывала естественное противодействие других стран, что время от времени приводило к резким конфликтам. Разумеется, в антисоветских акциях в той или иной мере проявлялся не только этот мотив: здесь находили отражения традиционные направления политики Запада, стремления к ослаблению России.

 

Первый крупный конфликт произошел в 1923 г. Он был вызван меморандумом английского министра иностранных дел лорда Керзона советскому правительству (в нашей пропаганде его назвали "ультиматум Керзона"): требование прекратить советское вмешательство в Иране и Афганистане, преследования церкви в СССР, освободить английские траулеры, задержанные в наших водах. У нас была развернута сильнейшая пропагандистская кампания против "происков империализма", однако в итоге СССР пошел на уступки почти по всем пунктам.

 

Второй крупный конфликт произошел в 1926–27 гг. Причина — протесты Англии против советского вмешательства в стачку. Знаменитый налет английской полиции на помещение АРКОС (Англо-русского кооперативного общества). В мае 1927 г. Англия разорвала дипломатические отношения с СССР. Это стало поводом для небывалой пропагандистской кампании в СССР об угрозе войны.

 

К концу периода обостряется ситуация на Дальнем Востоке. В 1927 г. Чан Кайши разорвал союз с коммунистами, в результате чего поссорился и с СССР. В конце 1929 г. дело дошло до военного конфликта с Китаем по поводу КВЖД.

 

Выводы

Таким образом, внешняя политика большевиков в годы нэпа также изменилась в сторону реализма однако ее основные цели остались неизменными.

 

Культура СССР в 20–30 гг.

Общая характеристика культурного строительства

Развитие культуры после революции в 20–30-е гг. в советской историографии обычно рассматривалось через призму понятия "культурная революция" (его впервые употребил Ленин в работе о "кооперации"). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80% неграмотных) и необходимостью воспитания "нового человека", изменением мировоззрения.

Имеют место три разных периода культурного строительства:

После революции, в период гражданской войны применялись как и во всех других сферах жизни методы военного коммунизма (в т.ч. мобилизации специалистов и т.д.). Ставилась задача быстрого преодоления неграмотности, для чего применялись чрезвычайные методы "ликбеза" (вплоть до ареста не желавших обучаться).

Нэп: отказ от чрезвычайных методов, определенный плюрализм в культурной политике. В то же время в начале нэпа "кризис культуры" — снятие многих учреждений с бюджета и их закрытие.

С конца 20-х гг. во многом возвращение к чрезвычайным методам.

Как известно, культура очень сложное явление, которое включает много сфер. Мы рассмотрим несколько важнейших: образование, науку, художественную жизнь.

Образование и наука

Характерной чертой развития общеобразовательной школы после революции являются бесконечные реформы, в том числе: отмена обязательных уроков, экзаменов, введение самоуправления учащихся (вплоть до права увольнения педагогов). С начала 30-х гг. предпринята серия мер по возвращению школы в нормальное русло — в сущности по образцу дореволюционной гимназии. В 1934 г. принимается решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. По распоряжению Сталина готовится целая серия учебников по истории. Заложенные тогда подходы к преподаванию в значительной мере сохраняются и сейчас.

Ввиду массовой неграмотности огромное внимание уделяется обучению взрослых. Для этого привлекается общественность, для финансирования привлекается население (в деревне проводится "самообложение"), создается общественная организация "Долой неграмотность", на его средства содержится тысячи пунктов ликвидации безграмотности (ликбезов).

Начинается перестройка среднего специального и высшего образования. Еще в 1919 г. в вузах создаются "рабфаки", которые должны были почти неграмотную рабочую и крестьянскую молодежь ускоренно готовить к получению высшего образования. В начале 20-х гг. реформируется преподавание общественных наук в вузах – оно сосредоточивается в руках членов партии. Начинаются "чистки" преподавателей и студентов: изгнание "социально чуждых" и "враждебных" элементов.

В годы первых пятилеток произошел скачок в повышении образовательного уровня. Было введено всеобщее начальное образование. В основном была ликвидирована неграмотность взрослого населения. В 1926 г. 43% в возрасте 9–49 лет были неграмотны. В 1939 г. доля грамотных превысила 80%.

Это было, безусловно, крупнейшим достижением нового строя. Для миллионов людей этой стало уникальным жизненным шансом, возможностью повысить свое социальное положение. В то же время следует иметь в виду оборотную сторону данного процесса: появились огромные массы полуграмотных людей, едва умевших читать по слогам. Они беспрекословно доверяли печатному слову, всем официальным источникам информации, что стало важнейшей культурно–психологической предпосылкой сталинизма.

В области подготовки специалистов в начале 30–х гг. для удовлетворения потребностей форсированной индустриализации распространяются методы штурма. Многие вузы превращаются во "втузы", где за считанные годы готовились узкие "спецы". На несколько лет ликвидируются университеты. Распространяется система "выдвиженчества": преданных режиму рабочих и крестьян без образования ставят на различные должности и лишь затем они получают какую–то подготовку. Яркий пример такого пути — биография Хрущева: уже в зрелом возрасте он получил образование в специальном учебном заведении для руководящих кадров — Промакадемии. Не удивительно, что его недостаточная образованность проявлялась весьма яркой на высших постах. Это было массовым явлением: образовался огромный слой ''полуинтеллигенции", по выражению Солженицына — "образованщины": узко подготовленной, не имеющей широкого кругозора. Это также было важной основой сталинизма.

Ведется неоднозначная политика с одной стороны — подавление инакомыслящих. В 1919 г. расстрелян крупнейший историк великий князь Николай Михайлович, в 1921 г. вместе с поэтом Н.Гумилевым – крупный правовед В.Таганцев. В 1922 г. – "философский пароход": знаменитая высылка интеллектуальной элиты (философы Бердяев, Лосский, историк Карсавин, социолог Сорокин – всего около 200 человек). С конца 20–х гг. – серия процессов над инженерно–технической интеллигенцией: "шахтинское дело", "академическое дело" (арестовано большинство русских историков), процесс "Промпартии" (среди осужденных знаменитый изобретатель Рамзин), дело "Трудовой крестьянской партии (осуждены экономисты мирового уровня Николай Кондратьев и Александр Чаянов), и др. Интеллигенция была сломлена, отказалась от собственной общественной позиции, в большинстве превратилась в чистых "спецов", занятых своими чисто профессиональными делами.

В то же время для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение. Для некоторых ученых создаются условия более благоприятные, чем до революции, выделяются значительные средства, предоставляются материальные привилегии.

Так, вскоре после революции впервые в России был создан научно–исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 НИИ с 37600 научными сотрудниками.

В 20–30-е гг. совершено ряд крупнейших достижений, одно из наиболее крупных: С. Лебедев – получение синтетического каучука. Трудами Циолковского, Цандера, Кондратюка создаются предпосылки для создания ракетно-космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика Павлова и знаменитого селекционера Мичурина. Естественно, что основные научно-конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности, танк Т–34 и реактивный миномет ("Катюша").

В то же время в это время репрессии обрушиваются на ряд крупнейших ученых и научных направлений. Начались преследования генетики, возвысился лжеученый Трофим Лысенко и был арестован академик Николай Вавилов. Среди многих узников Гулага оказался и знаменитый впоследствии конструктор космических ракет Сергей Королев.

Художественная жизнь

Режим допускал определенное разнообразие, существовало множество различных течений и группировок. Среди самого большевистского руководства шли споры о политике в области культуры. Существовало экстремистское течение — за полный разрыв со "старой культурой". Например, организация Пролеткульт: "сбросить Пушкина с корабля современности". Среди писательских организаций — РАПП: травила "буржуазных" писателей, выступала за чисто "пролетарскую литературу".

Ленин, партийное руководство в это время неоднократно декларировали умеренность, необходимость использования достижений старой культуры, постепенного "перевоспитания" старой интеллигенции. На это указывалось в специальном постановлении ЦК партии о политике в области художественной литературы в 1925 г. В то же время "классово чуждые" творцы культуры находились под подозрением. Как показывают опубликованные сейчас документы, ОГПУ уже в середине 20-х гг. тщательно следило за Михаилом Булгаковым. Не совсем ко двору был и воспевший революцию Сергей Есенин: его смерть в 1925 г. была загадочна, сейчас высказывается версия, что это было не самоубийством, – его убили агенты ГПУ.

В конце 20-х гг. появляются первые главы эпопеи Михаила Шолохова "Тихий Дон" и этот автор начинает подвергаться многолетним нападкам за "восхваление белогвардейщины". Показательна судьба Маяковского: он был самый неистовый сторонник революции и большевизма. В то же время, как считают некоторые, его самоубийство отражало разочарование поэта, его отчаяние при виде нарастающего засилья бюрократов и карьеристов.

С конца 20-х и особенно в 30–е гг. главной становится политика "унификации культуры", подавления всякого многообразия и инакомыслия. В 1934 г. создается Союз советских писателей – организация, которая давала ее членам большие привилегии, но в то же время требовала единомыслия, следования единственно верному методу "социалистического реализма". Многие творцы культуры пали жертвой репрессий: среди них поэты Николай Клюев и Осип Мандельштам, реформатор театра Всеволод Мейерхольд и др. Другие на долгие годы потеряли возможность публиковаться, как Булгаков. Третьи, поставили свой талант на службу режиму, приспосабливались и деградировали, как Алексей Толстой (фактически спился). О невыносимом положении литературы под партийным диктатом с огромной силой сказал в своем предсмертном письме в 1956 г. Александр Фадеев, который сам был активнейшим проводником этого диктата.

 

Таким образом, развитие культуры характеризовались теми же противоречиями, которые были присущи всему обществу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...