Алгоритм выполнения задания
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение Освоение дисциплины «Основы проектной культуры одежды» предполагает цели развития профессиональных навыков дизайна костюма (одежды, обуви, аксессуаров) с использованием различных методов проектирования; дизайнерского мышления студентов; формирование профессиональных умений для работы в сфере индустрии моды Настоящий курс ставит задачи: · изучения основ теории и практики системного проектирования костюма; · освоение студентами понятий творчества, дизайна и художественной культуры при разработке коллекций; · развитие навыков восприятия, представления и творческого мышления в поиске объёмно-пространственных форм и колористических решений костюма; · формирование индивидуального творческого стиля посредством индивидуальной трактовки заданных тем и творческих источников; · формирование художественной культуры студентов при освоении основополагающих принципов художественного проектирования. В результате изучения дисциплины студенты должны: – иметь представление: о методах проектирования как основополагающих категориях экспериментального творчества, логике композиционного формообразования, художественных системах в сфере дизайна одежды, принципах развития формы на основе исторического костюма, цикличности в развитии форм и периодичности их сменяемости; цветовой гармонии в костюме; – знать: основные методы проектирования, принципы композиционного построения костюма, принципы взаимодействия формы и материала в композиции; понимать суть промышленного моделирования; ассортимент одежды различных групп и специального назначения, графические способы передачи фактуры; принципы работы над одной, двух и многофигурной композиции как в графике, так и цвете;
– уметь: применять методы проектирования при создании костюма, использовать пластические свойства материалов для решения художественных задач при выполнении дизайн проектирования, воплощать замысел в реальный художественный образ; создавать современную конструктивную форму по творческому источнику; добиваться стилистического единства за счёт аксессуаров, деталей, цвета, фактуры и т.д. – овладеть следующими ключевыми компетенциями: умением формулировать цели дизайн-проекта, определять критерии и показатели художественно-конструкторских предложений (выявлять новизну и функциональность); способностью выполнять проект в материале. Новые эстетические и экологические проблемы, появление которых было обусловлено эстетикой постмодернизма, экологической эстетикой, эстетическими предпочтениями самого потребителя, требуют переориентации в сторону поиска новых образов, новых форм, новых технологических приемов и, в конечном счете, новых концепций в моделировании одежды, адекватных меняющейся реальности. На смену традиционным взглядам на проектирование приходят новые принципы «средового» проектирования. Которое требует включения в реальный культурно-исторический контекст с учетом экологии человека; обращение к индивидуальной личности, а не к абстрактному потребителю; соавторство с потребителем как с главным участником потребления объекта дизайна; активное творческое отношение к продукту дизайна, а не пассивное использование его по заданной дизайнером схеме; смысл дизайнерской деятельности в разработке сценариев образа жизни человека, а не создание многочисленных объектов предметного мира. Современные запросы к продуктам дизайна базируются на личностных аспектах потребителя. Изделия должны быть чувственно-привлекательными, благоприятно воздействовать на психику человека, вызывать положительные эмоции, предоставлять возможность творчества.
Таким образом, дизайн костюма пытается решить проблемы комфортности одежды, гармоничного слияния человека с окружающей средой, создания новых форм одежды. Используя такие методы проектирования, как комбинаторные: модульные, деконструкции и др., дизайн одежды предлагает новые пути развития одежды в будущем. Теоретическая часть курса закрепляется циклом лабораторных работ – экзерсисов, направленных в сторону поиска новых образов, новых форм, новых технологических приемов, и в конечном счете, новых концепций в проектировании одежды, адекватных меняющейся реальности. Методика ведения дисциплины основывается на общих методах подготовки специалистов в вузах, при этом используются приёмы: трансформации простых форм в сложные; создания творческих композиций, основанных на принципах восприятия, модификации и стайлинга объектов окружающего мира. Исследовательская работа направлена на изучение систем проектирования, источников творчества, поиски путей архитектонических связей художественных образов; составление художественного и символического языка искусства костюма, выявление и структурирование особенностей композиционного формообразования, характерных для исторического и современного костюма. Данная дисциплина взаимосвязана с программами изучаемых курсов «Рисунок», «Художественно-графическая композиция», «История костюма и моды», «Композиция костюма», «Конструировании швейных изделий», «и является опорным при разработке дизайн-проекта костюма, включающим его изготовление и внедрение.
Лабораторный практикум Лабораторная работа №1 «Метод ассоциаций в проектировании коллекции»
Развитие образно-ассоциативного мышления дизайнера – одна из важнейших задач творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое образное мышление понимается даже как принципиально новый способ самого проектирования.
Цели работы: · ознакомление с методом ассоциаций;
· приобретение практических навыков проектирования коллекции одежды методом ассоциации. Теоретические аспекты: Термин «дизайн» появился в нашей стране в середине XX века. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Дизайн (англ. design – проект, чертёж) – вид междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Метод дизайнерской деятельности – художественное конструирование. Главные средства дизайна – объём и пространство конструкции, тектоника (пластическое выражение в форме изделия характера, особенностей материала и конструкции), модуль, ритм, контраст, фактура, цвет[1]). Дизайн (англ .design – проектировать, конструировать) – художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды[2]. Дизайн как существительное означает: цель, целевое планирование, мысленный проект, схему действий, предварительный набросок, компоновку, расположение элементов в художественном произведении, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств; проект (от выдвижения идеи до реализации в материале и внедрении). Дизайн как глагол – указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать, намереваться сделать что-либо с определенной целью. .Понятие «дизайн» соответственно породило и производные понятия: «дизайнер» – художник-конструктор, «дизайн-форма» – внешняя форма предмета и т.д. Проектирование — это практическая деятельность, целью которой является поиск новых решений, оформленных в виде комплекта документации. Процесс поиска представляет собой последовательность выполнения взаимообусловленных действий, процедур, которые, в свою очередь, подразумевают использование определенных методов. Сложность процесса проектирования (как и любой другой творческой деятельности), нестандартность проектных (жизненных) ситуаций вызывают необходимость знания различных методов и умения владеть ими.
Эвристика. Слово «эвристика» ведёт глубоко в историю. В соответствии со словарем, прилагательное «эвристический» означает «способствующий открытию». Оно является производным от «эврика» от греческого «heurisko» – «нахожу». По мнению психологов, эвристика – это отрасль знания, изучающая формирование новых действий в необычной ситуации, она может стать наукой в том случае, если эвристические процессы, приводящие к этим новым действиям, найдут, наконец, свое математическое описание. Эвристические методы основаны на подсознательном мышлении, не допускают алгоритмизации и характеризуются неосознанным (интуитивным) способом действий для достижения осознанных целей. Эвристические методы ещё называют методами инженерного (изобретательного) творчества. Сейчас практически во всех преуспевающих фирмах, занятых созданием материальной и нематериальной (программы, методики) продукции, поиск новых идей и решений ведется с помощью тех или иных эвристических методов. А для современного инженера знание этих методов становится столь же необходимым, как и умение писать и читать. Журналисты, художники, бизнесмены и представители других творческих профессий, кто остро нуждается в оригинальных идеях, активно используют такие методы. А ссоциации – отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависит от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные. Бензиновые разводы на поверхности лужи, фактура грязи на дороге, плывущие в небе облака, морозные рисунки на окне, струи дождя и т.д. – дают пищу для придумывания. Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые ассоциации. Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.), при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда Вы видите в продаже в магазине лыжи, неважно в какое время года, — Вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда Вас спросят, с чем у Вас связано лето, Вы, скорее всего, скажете, что с солнцем, с теплом, с морем. И, тем не менее, ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга. Создание ассоциаций всегда индивидуально.
Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод — это прием или способ действия с целью достижения желаемого результата. Его выбор зависит не только от вида решаемой задачи, но и индивидуальных черт разработчика (его характера, организации мышления, склонности к риску, способности принимать решения и нести за них ответственность и т. п.), условий его труда и оснащенности, оборудования и материалов. Применение метода позволяет найти то или иное решение и, в итоге, выбрать окончательное. Решение, которое будет обладать отличными характеристиками и высокой эффективностью, часто называют сильным решением. Методика – это совокупность приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели. Метод ассоциаций — один из способов формирования концепции, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного творчества. Способность к ассоциативному мышлению является основой творчества, т.к. любое произведение искусства – это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти. Психологи различают творческую (или продуктивную) и репродуктивную (нетворческую) деятельность, воспроизводящую то, что уже было создано. Чтобы создать новое дизайнер опирается на то, что уже было создано ранее, отталкивается от него, использует накопленный опыт. Репродуктивная деятельность завершает продуктивную т.к., созданная вещь доводится до совершенства, что и характеризует момент творчества. Подавляющее большинство вещей обихода выпускается промышленностью. В их создании участвуют художники, дизайнеры, техники, технологи, рабочие и множество других специалистов. Но все же ведущая роль принадлежит дизайнеру, тому, кто придумывает новую вещь, ее новые функции, конструкцию, участвует в организации предметной среды. Вещи участвуют не только в материальной, но и в духовной жизни людей. Они оказывают влияние на формирование и развитие личности. Происходит своего рода и анимация созданных вещей. Создатели вещей воплощают в них разные по характеру усилия и отношения. Предметам передается часть энергетики человека творящего, его негативное и позитивное отношение к вещи или человеку, для которого эта вещь делается. Поэтому и вещи могут относиться к нам и влиять на нас по-разному. Окружение некрасивых, грубо сделанных вещей не является нейтральным по отношению к человеку, вещи бывают агрессивные, забирающие энергию, антиэстетические, уродующие нас самих и нашу среду. В основе исследований лежит качественная энергетическая составляющая любого костюма, который не только дополняет визуальный образ, но и является производной эмоций человека. Художественный статус имеют преимущественно праздничные или нарядные, редкие или уникальные предметы домашнего обихода, изделия подарочного типа или общественного пользования. Содержание работы: 1. Сформировать начальное представление об эвристических методах проектирования, в частности, методе ассоциации; а) выполнение планшета идей – ассоциации; б) разработка концепции коллекции на основе полученных ассоциативных связей; в) создание фор-эскизов коллекции. 2. Изучить творческие источники (творческим источником в данном задании является архитектура) 3. Разработать коллекцию одежды методом ассоциации. 4. Выполнить многофигурную композицию в любой художественной технике. Рекомендуемые художественные материалы: гуашь, акварель, пастель, тушь, цветные карандаши, акрил Инструменты и материалы Бумага (эскизная, рисовальная для акварели, торшированная соответствующей зернистости, чертежная типа «ватман», полуватманская, для пастельных работ, фактурная в зависимости от концепции); клей ПВА; ножницы; кнопки; карандаши графитовые; цветная бумага; краски: акварель, гуашь, акрил; кисти (белка, колонок, пони №3-12); кисти щетинные (веер, плоские №5-10); флейтцы; мастихин; линейка металлическая; ластик; картон, ДВП; двусторонний скотч. Алгоритм выполнения задания 1. Выбрать тему (определиться с видом коллекции, ассортиментной, половозрастной группами, задачами проекта). Дать название коллекции. Разработать слоган, девиз коллекции. 2. Определиться с источниками творчества. Разработать планшет идей. 3. Зарисовать, наиболее значимые или опорные элементы источников творчества, используя графические материалы (формат А4). 4. Выполнить фор-эскизы моделей, опираясь на источники творчества (формат А4/2; А4). 5. Проанализировать эскизы, отобрать 5-7 моделей, наиболее отвечающих разрабатываемой теме, стилистике, заданному ассортименту, композиции. 6. Из отобранных эскизов составить модельный ряд (расположить модели в порядке развития формы: убывания, возрастания или определённого ритма), отработать более подробно конструкцию выбранных моделей. 7. Написать концепцию коллекции (1-2 стр.). 8. Выполнить композиционные поиски по размещению 5-7 моделей коллекции на формате (на формате А4 показать композиционное расположение моделей относительно друг другу и относительно предполагаемому фону – заднику) 9. Наиболее интересную композицию представить в определённом колористическом варианте. используя разнообразные художественные материалы (пастель, акварель, тушь, гуашь и т.п.) 10. На формате А3/А2 отрисовать коллекцию в чистовом варианте Оформить в паспарту или рамку. Требования к отчету: Отчётом о работе являются: – планшет – чистовой вариант коллекции (формат А3/А2) в цвете, разработанной методом ассоциаций; – папка – сопровождающий материал к разрабатываемой коллекции, расположенный в определённой последовательности (титул лабораторной работы, текстовый вариант концепции, зарисовки источника творчества, планшет идей, фор-эскизы, технические эскизы, композиционные поиски). Контрольные вопросы 1. Дайте определения понятиям: «эвристика», «ассоциации», «метод». 2. Какие ассоциации Вы знаете? 3. Дайте определение понятию «метод ассоциации». 4. Что такое «модельный ряд коллекции»? 5. Что такое дизайн? Поясните значение термина. 6. В каких художественных техниках может быть выполнен эскизный проект.
Лабораторная работа №2 «Метод аналогии в проектировании одежды» Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например, в области техники. В этих последних аналогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме, структуре, функциям, процессам и т. д.
Цели работы: · ознакомление с методом аналогии; · приобретение практических навыков проектирования коллекции одежды методом аналогии. Теоретические аспекты: Аналог (греч. analogos — «соответственный, соразмерный») — явление, соответствующее другому явлению, в отличие от копии не полностью, а по каким-либо отдельным свойствам. Поэтому одно художественное произведение не тождественно, но может быть аналогично другому по теме или сюжету, композиции или колориту, моделировке форм или материалу и т.п. Такие аналоги не являются репликами, подделками, плагиатом, а, напротив, происходят от широты, интеллектуальности, историзма мышления художника. Так искусство стиля классицизм — исторический аналог искусства античности; стиль барокко — художественная метаморфоза классицистических форм и потому является одним из аналогов классицизма. Романтизм — оппонент и, одновременно, другой исторический аналог классицизма. Все неостили — аналоги своих исторических прототипов, воплощенные в иное время, в иных условиях и в иных материалах. Для классического, традиционного искусства вообще характерно варьирование идей, тем, сюжетов и форм — это не ограничивает, а, напротив, стимулирует, расширяет возможности творческого воображения. В аналогичности произведений классического искусства кроется и удовлетворение ума образованного, интеллектуального зрителя. Аналогии питают ни с чем не сравнимую радость от узнавания и понимания аллегорий, намеков, исторических аллюзий, подтекстов, многозначности содержания, многомерности смыслов. Античная мифология и христианская иконография служат источником творчества на протяжении многих столетий именно потому, что их образы построены на смысловых аналогиях, и это делает их актуальными. В средневековом искусстве формировался иконографический метод аналогий, «соответствий», придающий всем элементам формы глубокий символический смысл. В эпоху барокко намеренно смешивали языческие и христианские символы, и сочинение таких «смешанных» аллегорических композиций (лат. mixtum compositum) — инвенций (часто в форме пространных поэтических описаний, сценариев картин) — было предметом особой гордости профессионалов-эрудитов, а их отгадывание — предметом образованного зрителя. Поэтому аналогичность художественного мышления (в академическом искусстве – подражание) есть творческий импульс развития искусства. В ситуациях мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием, как гиперболизация, например значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов. Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте. Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. Метод эмпатии – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе "вживания" в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т. д. Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задач художественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии. Так, Гюстав Флобер говорил: «Мадам Бовари – это я!» Познание – это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни, короче говоря: познание - есть мышление. Воображение тоже в сущности своей мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, художественное. Можно сказать, что воображение – есть способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения. Все это делает явления природы как бы более понятными для нас и называется «антропоморфизмом», от греческих слов: «антропос» – человек и «морфе» – форма, образ. Человек придает всему, что видит, свои человеческие качества, воображает, вносит их всюду: во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи, например, «мороз щиплет уши», «солнце улыбалось», «костюм жмет» или «туфли натёрли ногу». Содержание работы: 1. Сформировать начальное представление об эвристических методах проектирования, в частности, методе аналогии: а) выполнение планшета идей – аналогов; б) разработка концепции коллекции на основе аналогов; в) создание фор-эскизов коллекции; 2. Изучить творческие источники (русский боярский костюм). 3. Разработать эскизный проект коллекции одежды методом аналогии. 4. Выполнить многофигурную композицию в различных техниках. Рекомендуемые художественные материалы: гуашь, акварель, пастель, фломастеры, цветные карандаши, акрил При разработке коллекции на любой стадии проектирования, включая итоговую, чистовую композицию можно использовать технику коллажа. Инструменты и материалы
Бумага (эскизная, рисовальная для акварели, торшированная соответствующей зернистости, чертежная типа «ватман», полуватманская, для пастельных работ, фактурная в зависимости от концепции); клей ПВА; ножницы; кнопки; карандаши графитовые; цветная бумага; краски: акварель, гуашь, акрил; кисти (белка, колонок, пони, барсук №3 – 12); кисти щетинные (веер, плоские №5-10); флейтцы; мастихин; линейка металлическая; ластик; картон, планшет; двусторонний скотч.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|