Материалы к лекциям по дисциплине «Логопедия. Практикум по звукопроизношению и постановке голоса»
Тематический план:
Литература: 1. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с. 2. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. – М. – Воронеж: Изд-во: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2010. – 88 с. 3. Новикова, Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно-демонстрационный материал / Е.В. Новикова. – М.: Гном и Д, 2005. 4. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с. 5. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие / Т.В. Буденная. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 64 с. 6. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.В. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
7. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, Москва, 2010. – 293 с. 8. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. 9. Вансовская, Л.И. Практикум по технике речи / Л.И. Вансовская. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1997. – 101 с. 10. Шевцова Б. Б. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 222 с. 11. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с. 12. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Орлова. – М.: Изд-во «Астрель», 2005. – 125 с. 13. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с. Тема 1: Произносительная сторона речи Понятие “произносительная сторона речи” охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет следующие компоненты речевой деятельности: звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи). Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (______________________), генераторным (_____________________) и резонаторным (_______________________________) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в _________________________) и акустических (разница в _________________) признаков. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.
Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования. Т.е. под влиянием ЦНС осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализатора. При этом: - дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания голоса; - гортань и голосовые складки – его высоту и тембр; - органы артикуляции – образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов. Периферический речевой аппарат включает три отдела. 1. Энергетический – включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Выполняет роль подачи энергии в виде воздушной струи; осуществляет дозировку подачи воздушной струи. Дыхание включено в процесс речи, обслуживает речь, является основой голосообразования, речевой мелодики, образования звуков. Произношение складывается из 2 частей: - моторная (определенная постоянная позиция органов артикуляции при произнесении звука: движения языка, открывание рта, положение нёбной занавески и пр.); - аэродинамическая (регуляция силы воздушного потока, внутриротового и подсвязочного давления). Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза. 2. Голосообразующий отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. 3. Резонаторный отдел Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы (ячейки в челюстях, где помещаются корни зубов). Язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это _________________ органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – ________________, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении. Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (______________________________________). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса (лат. resonare – дающий отзвук). При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков «м», «н» и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа. При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные. Акустика звуков речи Звуки речи – это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки). Тон – это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок. Шум – это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ. Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды. Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности. Высота звука – это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Сила звука измеряется в ДБ. Шепот определяется в 20 – 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 – 90 дБ.
Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах. Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов). Основной тон – это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Обертон – частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменением частоты обертонов. Тембр – это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц. Форманта – это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте.
В качестве значимой минимальной единицы звукового строя языка рассматривается фонема. Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») – минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Фонема: · с учетом физического аспекта – класс фонетически сходных звуков или звукотипов; · с учетом функционального аспекта – т.н. сегментная единица – смыслоразличитель, обладающая дифференциальными признаками (артикуляционными и _________________________). По характеристике Н.И. Жинкина, фонема не обладает никаким значением, но помогает человеку различать, опознавать слова. Фонемы представлены в языке в виде противопоставлений акустических и артикуляторных признаков, которые служат для опознавания и различения значимых единиц языка – морфем, а через них – опознавания и различения слов. Таким образом, фонема со смыслоразличением связана косвенно. Сильная позиция фонемы – это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства. Слабая позиция это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций.
Фонетика – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики: - Акустика речи изучает физические признаки речи. - Антропофоника или физиология речи изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи. - Фонология изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке. Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) – акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии. Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.
Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными. Сегментные единицы – это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты. Структурная организация сегментных единиц (фонем) осуществляется супрасигментными единицами (или просодической системой языка). С.Н. Цейтлин под просодической системой понимает совокупность интонации и ударения. Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой):
Интонация (от лат. intono – громко произношу) – это совокупность звуковых средств языка, которые: - фонетически организуют речь; - устанавливают смысловые отношения между частями фразы; - сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение; - являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать: – речевой слух – восприятие соответствующих ситуации темпа и ритма речи; – звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (вверх – вниз); – силу голоса; – высоту голоса; – речевое дыхание (его длительность и интенсивность).
Качество произношения во многом зависит от работы рецептивного звена речевой системы, от сформированности фонематической стороны речи. На единство артикуляционного и акустического комплексов указывали В.В. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Е.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин, А.В. Ястребова и др. Компоненты рецептивного звена речи и их структуризация (по материалам Н.Ю. Григоренко): Речевой слух (Н.В. Дурова, 1991; А.И. Максаков, 1988; М.Н. Лисина, 2001; Ф.А. Сохин, 1989 и р.): ü слуховое внимание – умение на слух определять то или иное звучание и его направление ü звуковысотный слух – способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи ü восприятие темпа речи и громкости голоса – способность воспринимать скорость и громкость речевого высказывания ü ритмический слух – способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, устанавливать место ударения в нем ü фонетический слух (Б.М. Гриншпун, 1995; Е.Л. Черкасова, 2006 и др.) – умение различать слова и звукокомплексы по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность) ü фонематический слух (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, М.Ф. Фомичева, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.): - способность различать и воспроизводить все речевые звуки, соотнося их с “решеткой фонем” данного языка - восприятие фонемного состава слова и оценивание соответствия / несоответствия своего произношения установленному образцу (С.Н. Цейтлин) - тонкий систематизированный слух, позволяющий воспринимать, узнавать и различать фонемы родного языка и в целом определять звуки речи как смысловые единицы Фонематический слух направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые запечатлены и хранятся в памяти человека. Это комплексное понятие, совокупность взаимосвязанных фонематических процессов. Фонематическое восприятие: - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) – Т.А. Ткаченко - способность узнавания и различения звуков речи, позволяющий дифференцировать слово по значению – Л.Б. Халилова Фонематическое восприятие является базовым компонентом фонематической стороны речи, закладывается у детей ранее остальных фонематических процессов. От степени его сформированности зависит способность к языковому анализу и синтезу. Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Это умственные действия, на основе которых ребенок учится производить сознательные операции с языком (Д.Б. Эльконин, Л.В. Лопатина, Н.А. Леонтьев и др.). Это высшая ступень развития фонематического восприятия. Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. Фонематические представления (Б.Г. Ананьев, Л.В. Венедиктова, Р.И. Лалаева, Л.К. Назарова, О.Б. Иншакова и др.): ü это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов ü способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений
Тема 2: Фонетические условия образования гласных и согласных звуков и их учет в логопедической работе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|