Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы к лекциям по дисциплине «Логопедия. Практикум по звукопроизношению и постановке голоса»

Тематический план:

№п/п Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов
всего лекци-онные занятия практические занятия лабораторные занятия
  Раздел 2. Практикум по звукопроизношению и постановке голоса     (2 – УСРС)  
2.1. Произносительная сторона речи       -
2.2. Фонетические условия образования гласных и согласных звуков и их учет в логопедической работе     (2 – УСРС) -
2.3. Лингвистическая характеристика недостатков произношения звуков        
2.4. Голос как структурный компонент экспрессивной речи       -
2.5. Оценка состояния голоса       -

 

Литература:

1. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

2. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. – М. – Воронеж: Изд-во: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2010. – 88 с.

3. Новикова, Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно-демонстрационный материал / Е.В. Новикова. – М.: Гном и Д, 2005.

4. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.

5. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие / Т.В. Буденная. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 64 с.

6. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.В. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

7. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, Москва, 2010. – 293 с.

8. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

9. Вансовская, Л.И. Практикум по технике речи / Л.И. Вансовская. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1997. – 101 с.

10. Шевцова Б. Б. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 222 с.

11. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

12. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Орлова. – М.: Изд-во «Астрель», 2005. – 125 с.

13. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.

Тема 1: Произносительная сторона речи

Понятие “произносительная сторона речи” охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет следующие компоненты речевой деятельности: звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи).

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (______________________), генераторным (_____________________) и резонаторным (_______________________________) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в _________________________) и акустических (разница в _________________) признаков. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования. Т.е. под влиянием ЦНС осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализатора. При этом:

- дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания голоса;

- гортань и голосовые складки – его высоту и тембр;

- органы артикуляции – образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов. Периферический речевой аппарат включает три отдела.

1. Энергетический – включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Выполняет роль подачи энергии в виде воздушной струи; осуществляет дозировку подачи воздушной струи.

Дыхание включено в процесс речи, обслуживает речь, является основой голосообразования, речевой мелодики, образования звуков. Произношение складывается из 2 частей:

- моторная (определенная постоянная позиция органов артикуляции при произнесении звука: движения языка, открывание рта, положение нёбной занавески и пр.);

- аэродинамическая (регуляция силы воздушного потока, внутриротового и подсвязочного давления).

Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.

2. Голосообразующий отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками.

3. Резонаторный отдел

Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы (ячейки в челюстях, где помещаются корни зубов). Язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это _________________ органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – ________________, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.

Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (______________________________________). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса (лат. resonare – дающий отзвук).

При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков «м», «н» и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.

Акустика звуков речи

Звуки речи – это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки). Тон – это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум – это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука – это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Сила звука измеряется в ДБ. Шепот определяется в 20 – 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 – 90 дБ.

Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов). Основной тон – это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Обертон – частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменением частоты обертонов.

Тембр – это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц.

Форманта – это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте.

 

В качестве значимой минимальной единицы звукового строя языка рассматривается фонема. Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») – минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Фонема:

· с учетом физического аспекта – класс фонетически сходных звуков или звукотипов;

· с учетом функционального аспекта – т.н. сегментная единица – смыслоразличитель, обладающая дифференциальными признаками (артикуляционными и _________________________).

По характеристике Н.И. Жинкина, фонема не обладает никаким значением, но помогает человеку различать, опознавать слова. Фонемы представлены в языке в виде противопоставлений акустических и артикуляторных признаков, которые служат для опознавания и различения значимых единиц языка – морфем, а через них – опознавания и различения слов. Таким образом, фонема со смыслоразличением связана косвенно.

Сильная позиция фонемы – это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства. Слабая позиция это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций.

Фонетика – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

- Акустика речи изучает физические признаки речи.

- Антропофоника или физиология речи изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

- Фонология изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) – акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии. Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

 

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными. Сегментные единицы – это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Структурная организация сегментных единиц (фонем) осуществляется супрасигментными единицами (или просодической системой языка). С.Н. Цейтлин под просодической системой понимает совокупность интонации и ударения.

Компоненты интонации

(Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой):

Компонент интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – это совокупность звуковых средств языка, которые:

- фонетически организуют речь;

- устанавливают смысловые отношения между частями фразы;

- сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение;

- являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

– речевой слух – восприятие соответствующих ситуации темпа и ритма речи;

– звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (вверх – вниз);

– силу голоса;

– высоту голоса;

– речевое дыхание (его длительность и интенсивность).

 

Качество произношения во многом зависит от работы рецептивного звена речевой системы, от сформированности фонематической стороны речи. На единство артикуляционного и акустического комплексов указывали В.В. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Е.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин, А.В. Ястребова и др.

Компоненты рецептивного звена речи и их структуризация

(по материалам Н.Ю. Григоренко):

Речевой слух (Н.В. Дурова, 1991; А.И. Максаков, 1988; М.Н. Лисина, 2001; Ф.А. Сохин, 1989 и р.):

ü слуховое внимание – умение на слух определять то или иное звучание и его направление

ü звуковысотный слух – способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи

ü восприятие темпа речи и громкости голоса – способность воспринимать скорость и громкость речевого высказывания

ü ритмический слух – способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, устанавливать место ударения в нем

ü фонетический слух (Б.М. Гриншпун, 1995; Е.Л. Черкасова, 2006 и др.) – умение различать слова и звукокомплексы по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность)

ü фонематический слух (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, М.Ф. Фомичева, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.):

- способность различать и воспроизводить все речевые звуки, соотнося их с “решеткой фонем” данного языка

- восприятие фонемного состава слова и оценивание соответствия / несоответствия своего произношения установленному образцу (С.Н. Цейтлин)

- тонкий систематизированный слух, позволяющий воспринимать, узнавать и различать фонемы родного языка и в целом определять звуки речи как смысловые единицы

Фонематический слух направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые запечатлены и хранятся в памяти человека. Это комплексное понятие, совокупность взаимосвязанных фонематических процессов.

Фонематическое восприятие:

- способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) – Т.А. Ткаченко

- способность узнавания и различения звуков речи, позволяющий дифференцировать слово по значению – Л.Б. Халилова

Фонематическое восприятие является базовым компонентом фонематической стороны речи, закладывается у детей ранее остальных фонематических процессов. От степени его сформированности зависит способность к языковому анализу и синтезу.

Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Это умственные действия, на основе которых ребенок учится производить сознательные операции с языком (Д.Б. Эльконин, Л.В. Лопатина, Н.А. Леонтьев и др.). Это высшая ступень развития фонематического восприятия.

Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Фонематические представления (Б.Г. Ананьев, Л.В. Венедиктова, Р.И. Лалаева, Л.К. Назарова, О.Б. Иншакова и др.):

ü это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов

ü способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений

 

Тема 2: Фонетические условия образования гласных и согласных звуков и их учет в логопедической работе

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...