Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акустические признаки звуков речи

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки – образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные.

Сонорные (звучные) – их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные.

Шумные – их качество определяется характером шума – акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные ____________________;

звонкие шумные мгновенные ____________________;

глухие шумные длительные _____________________;

глухие шумные мгновенные _____________________.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

свистящие ________________;

шипящие _________________;

твердые _____________________________;

мягкие ______________________________.

 

Видоизменения звуков в потоке речи

Консонантная ассимиляция – уподобление согласного согласному.

Вокалическая ассимиляция – уподобление гласного гласному.

Прогрессивная ассимиляция – предшествующий звук влияет на последующий.

Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предшествующий.

Полная и неполная ассимиляция. При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков.

Редукция – изменение (ослабление) согласных и гласных звуков по качеству и количеству (долготе) в зависимости от места в слове, нахождения в безударных слогах и т.д.

Оглушение – потеря звонкости имеет место во многих языках. Обычно это объясняется преждевременным возвращением голосовых связок в состояние покоя.

и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо развивать фонематический слух; вырабатывать хорошую дикцию, т. е. подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; развивать речевое дыхание, т. е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения.

Важным для логопедии является понятие опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

Опорные звуки

Звуки, произношение которых нарушается Опорные
Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
[с] - [ф]
[ш] [т], [р] [с]
[р] [ж], [д] -
[л] * [д] -
[к] - [т]
[г] - [д]
[х] - [с]
[ j] - [з']

Также для [л] опорным является гласный звук [ы], который обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру языка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и], который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной артикуляции свистящих звуков.

 

Тема 3: Лингвистическая характеристика недостатков произношения звуков

 

1. Замена (субституция) звуков, при которой вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Замены возникают в результате несформированного умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимых для произнесения звуков. Это связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образы отдельных звуков.

А.Н. Корнев (2006, с. 94):

Замена звука. Заменой называют регулярно происходящую субституцию нормативного звука другим. Это может наблюдаться при изолированном произнесении и/или в потоке речи.

Следует различать патологические (точнее, условно патологические) и физиологические замены звуков. Патологическими следует считать замены, не свойственные данному этапу онтогенеза фонологической системы. Чаще всего это субституция согласного на артикуляционно или фонетически близкий звук. Довольно часто заменяемым является звук, артикуляционно освоенный ребенком. Примеры: /pilet/ – билет, /jof'ik/ – ежик, /idot/ – идет, /tota/ – тетя, /pabugaj/ – попугай, /sapaka/ – собака.

Частота замен варьирует у разных детей в широких пределах. Она зависит как от фонетического контекста, позиции звука в слове, так и от «возраста» слова в лексиконе ребенка. В давно усвоенных словах может сохраняться неправильное произношение звука, свойственное тому этапу онтогенеза, на котором слово вошло в экспрессивный лексикон. В то же время в недавно усвоенных словах произношение может быть правильным.

Другую категорию замен представляют случаи, когда заменяемый звук еще не освоен артикуляторно. Наиболее часто это замены, в которых звук-заменитель артикуляционно более прост, чем заменяемый. Их можно считать условно патологическими???. Эти заменители – звуки, которые часто встречаются в раннем онтогенезе, то есть так называемые «временные звуки-заместители» (Гвоздев А.Н., 1948. Бельтюков В.И., 1978, 1983). Они являются составной частью идиолекта ребенка раннего и младшего дошкольного возраста и представляют собой возрастную норму. Например: заместителем z, z' является s', а r, r' и l, l' – звук j. Используя набор временных субститутов, ребенок добивается лучшего звуконаполнения и сохранения звуковой структуры, приближенной к нормативной. Например: /tol't/ – торт, /kl'as'it/ – красит, /s'apka/ – шапка, /noz'n'ici/ – ножницы, /upaj/ – упал.

2. Смешение (взаимозамены) звуков – недостаток речи, проявляющийся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи. Смешение звуков – признак незакончености процесса овладения системой фонем, нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4 – 5 годам, когда все звуки речи полностью различаются на слух и правильно произносятся.

А.Н. Корнев (2006, с. 97):

Смешение звуков. Смешения, то есть двусторонние замены звуков, артикуляционно освоенных ребенком, если и встречаются в онтогенезе здоровых детей, то очень кратковременно (Гвоздев А.Н., 1948). При длительном существовании в речи ребенка их правомерно рассматривать как патологические симптомы. Ошибки такого рода рассматриваются как языковые, фонологические (или фонематические), обусловленные нарушениями фонематического восприятия или недостаточной сформированностью соответствующих «фонематических представлений» (Логопедия, 1999).

3. Искажение звука – ненормативное произношение звука, вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка.

А.Н. Корнев (2006, с. 95):

Искажение звуковых характеристик речи – произнесение речевых высказываний с привнесением ненормативных фонетических характеристик. Искажения могут быть избирательными в отношении определенной группы звуков (чаше согласных позднего онтогенеза) или тотальными, полиморфными. При избирательных искажениях затрагивается только один уровень подсистемы звуковой реализации высказывания – сегментарный. При тотальных, полиморфных искажениях страдают как сегментарный, так и супрасегментарный уровни (то есть просодические характеристики).

При избирательных искажениях нарушается произношение одного или нескольких звуков (согласных), относящихся к одной фонетической группе и имеющих сходную артикуляцию (по месту и способу образования). Обычно это не препятствует правильной идентификации звука при восприятии слушающим. Характер артикуляции при этом в большинстве случаев отличается от нормативного.

Нельзя не принять во внимание тот факт, что транзиторное (преходящее, временное) искаженное произнесение согласных наблюдается у многих здоровых детей как переходный этап в процессе овладения нормативным звукопроизношением (Гвоздев А.Н.). Обычно это наблюдается перед окончательным освоением ребенком нормативного произнесения звука. Этому предшествует узнаваемый, но неточный вариант артикуляции. Под контролем слухового анализатора в норме происходит самокоррекция, то есть совершенствование артикуляции до полного совпадения звукового эффекта с эталонным. В патологии может произойти санкционирование приблизительного, искаженного варианта произнесения как окончательного.

В случаях более тяжелой патологии искажения носят тотальный, полиморфный характер и распространяются как на гласные, так и на согласные звуки, что делает речь нечленораздельной и резко затрудняет ее понимание. Одновременно страдает и интонационно-мелодическая окраска речи: она слабо модулирована, монотонна. Нередко наблюдаются и дисфонические симптомы: глухость голоса, который периодически затухает, явления фонастении.

4. Пропуск (элизия) звуков, при котором звук не опознается, выпадает. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова.

А.Н. Корнев (2006, с. 95):

Пропуск звуков. Следует различать 2 категории случаев, когда наблюдаются ошибки данного типа: А) Пропуски звуков, который ребенок еще не умеет произносить, даже при имитации в изолированной форме. Б) Пропуск звука, который ребенок уже может артикулировать отраженно и в некоторых коротких словах, простых по слоговой и звуковой структуре. Звуки, еще не освоенные ребенком, пропускаются: /иkа/ – рука, /kиа/ – кура. Или их место занимает гласный или гласноподобный звук: /abis`kо/ – яблочко, /ewbus/ – арбуз.

Звуки частично усвоенные, то есть те, у которых комплекс необходимых движений не автоматизирован, пропускаются не всегда. Вероятность пропуска звука в таких случаях зависит от его фонетического окружения и позиции в слове. Наиболее часто пропускаются согласные в ситуации их стечения. Довольно часто пропускается звук в конце слова, Более сильной позицией является начало слова и предударное положение (Гвоздев А.Н., 1995). Например: /pois/ – поезд, /jaka/ — якорь, но /reki/ – реки, /kaput'а/ – капуста, но /s'umka/ – сумка, /goz'd'i/ – гвозди, но /vetil'/ – ветер, /ut'еj/ – ручей, но /ruki/ – руки.

Б.М. Гриншпун: Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков – в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. При фонологических /фонематических дефектах нарушена система языка.

Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.

Классификация нарушений звукопроизношения

Формы звуковых нарушений Замены, смешения Искажения
По классификации Ф.Ф. Рау Фонологические нарушения Антропофонические нарушения
По классификации Р.Е. Левиной Фонематические Фонетические
По классификации О.А. Токаревой Сенсорные Моторные

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) – недостатки произношения свистящих (с,с', з,з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) – недостатки произношения звуков р и р'.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) – недостатки произношения звуков л и л'.

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к', гаммацизм — звуков г и г', хитизм – звуков х и х', йотацизм – звука й (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

3 уровня неправильного звукопроизношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правдина и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения звукопроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.).

 

Тема 4: Голос как структурный компонент экспрессивной речи

 

Акустические основы голосообразования.

Голос является одним из основных средств выразительности, слышимости, эмоционального и смыслового значении речи. Расстройство голосовой функции ведет к существенным нарушениям процесса речевой коммуникации.

Голос – материальная основа устной речи, служит внешнему выражению человеческой мысли и обеспечивает слышимость устной речи, пения. В понятие «голос» входит представление о любых звуках, издаваемых человеком. Голос – совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук[1] голоса – колебания частиц воздуха, распространяющиеся в виде волн сгущения и разрежения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Голосовые складки при сближении напряжены и начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периодических сгущений и разрежений воздушной струи, происходящих вследствие повышенного подскладочного давления. Звуковые волны, возникнув в гортани, распространяются по тканям, окружающим гортань, вниз и вверх по воздухоносным путям. Таким образом, они лишь частично выходят в наружное пространство через ротовое отверстие, и только часть звуковой энергии, возникшей в гортани, достигает уха слушателя. По данным Юссона, только 1/10 – 1/50 часть звуковой энергии, образовавшейся в гортани, выходит из ротового отверстия и носовой полости. Это значит, что основная часть энергии поглощается внутри организма, вызывая вибрацию тканей головы, шеи, груди.

· Сила звука (громкость), обусловливаемая величиной амплитуды (размаха) колебаний звучащего тела. Сила голоса, его энергия, мощность определяется амплитудой колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. Измеряется в децибелах. При обычном разговоре она составляет 40 дБ. В закрытом помещении голос оратора должен достигать не менее 55 дБ, на открытом воздухе – 80 дБ.

· Высота, зависящая от частоты колебаний голосовых складок. Чем чаще эти колебания, тем выше звук. Высота измеряется в герцах (ГЦ) и исчисляется как количество колебаний голосовых складок в сек. Высота голоса соответствует возрасту, размерам тела и полу человека.

Диапазон голоса – разница между минимальным и максимальным значением по силе и высоте; чем шире диапазон, тем более профессионален голос. Различают рабочий диапазон голоса – возможность изменения голоса во время речи и динамический диапазон – максимальные индивидуальные особенности усиливать и ослаблять, повышать и понижать звук.

Диапазон голоса возможно увеличить в процессе тренировок. Для каждого типа голоса характерен индивидуальный диапазон голоса. Для обычной разговорной речи достаточен рабочий диапазон в 4 – 6 тонов (от 85 до 200 Гц у мужчин и от 160 до 340 Гц у женщин и детей), для вокалистов пределы возможных изменений голоса по высоте – до 2 октав[2].

Звуковые диапазоны певческих голосов

(по В.И. Бабияку, В.Н. Тулкину, 2007 г., цит. по О.С. Орловой, 2008)

Тип голоса Звуковысотный диапазон, в Гц
Бас 82 – 349
Баритон 110 – 349
Тенор 131 – 523
Контральто 165 – 698
Меццо-сопрано 220 – 880
Сопрано 262 – 1046
Колоратурное сопрано 330 – 1397

· Длительность (продолжительность) звучания – измеряется в сек. В среднем максимальное время фонации (МВФ) гласных звуков на средних тонах составляет у детей 10 – 12 сек., у взрослых – 20 – 30 сек.

· Тембр (франц. – печать, эмблема) или окраска звука, его качество – характерны для голоса каждого человека (позволяет узнавать его по голосу), для каждого речевого звука.

Тембр звука отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных частичных звуков – обертонов, более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в несколько раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов обусловлено колебанием не только длины голосовых складок, воспроизводящих основной тон, но и отдельными частями. Голосовые складки являются упругим телом и, соответственно, при движении могут колебаться как всей массой, так и своими отдельными частями. Колебания основной массы голосовых складок обусловлено тонусом голосовой мышцы, связанным с балансом корковых и подкорковых структур.

Звук, рожденный в гортани, преобразуется в тканях и полостях тела за счет явлений резонанса (резонанс – дающий отзвук, отголосок при речи). При этом одни обертоны усиливаются, другие гасятся. Резонанс – резкое возрастание амлитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубы. Окончательное оформление тембра голоса происходит в резонаторах – полостях, имеющих определенные физические характеристики (с точки зрения акустики). Высота звука зависит от объема воздуха, формы резонатора и размеров выходного отверстия.

В голосовом аппарате человека множество полостей и трубок, которые обеспечивают резонанс: трахеи, бронхи; полости гортани, глотки, носоглотки, носа, околоносовых пазух. Одни из них неизменны по форме и размерам у взрослого человека (……………………………………………………………………………………..), следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны; другие подвижны и легко меняют форму и размеры (…………………………………………………………………………………………), благодаря чему исходный звук путем резонаторного усиления определенных групп обертонов может варьироваться в широких пределах.

Выделяют 2 основных резонатора:

- головной (верхний) резонатор – это полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора у говорящего возникает ощущение прохождения звука через лицевые кости черепа.

- грудной резонатор – это трахея и крупные бронхи. При грудном резонировании ощущается вибрация грудной клетки.

Верхний резонатор обеспечивает чистоту и полетность голоса, разборчивость речи; грудной – определяет мощь и силу звука.

В практике работы логопеда помимо акустических параметров голос характеризуется также субъективно с использованием эстетической (певческой) терминологии:

· экспрессия голоса – живость голоса, способность говорящего ярко передавать голосом свое эмоциональное состояние

· выносливость – способность голосового аппарата выполнять голосовую нагрузку в течение длительного времени без ухудшения акустических параметров голоса.

Учитывая все характеристики голоса как акустического явления, отметим, что полноценным голос взрослого человека может считаться, если он обладает следующими свойствами:

· его тембр соответствует полу, возрасту и размерам тела говорящего;

· сила звучания адекватна цели высказывания и при этом имеется возможность произвольного изменения;

· продолжительность фонации одного звука укладывается в 16 – 21 сек.;

· выносливость достаточна для голосовой нагрузки не менее 4 ч. в день;

· высотный диапазон голоса соответствует требованиям качества передачи эмоциональных состояний человека в процессе коммуникации и при выполнении профессиональной деятельности. И, конечно, голос должен быть в целом приятен на слух.

При отступлении от одной или нескольких из названных характеристик можно говорить о нарушении голоса или о неправильном использовании голосового аппарата.

Голосовой аппарат, его роль в образовании и оформлении голоса.

Голос человека – уникальный акустический феномен, являющийся продуктом деятельности речевого аппарата.

Управляющей частью голосового аппарата является нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут команды, а по чувствительным нервам в мозг поступают сведения о состоянии работающих органов. Органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями команд центральной нервной системы. Работа органов голосообразования происходит благодаря связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный процесс, который является сложнейшим психофизическим действием. Органы, которые участвуют в голосообразовании, в совокупности образуют голосовой аппарат. В его состав входят:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Энергетический (дыхательный) отдел доставляет материальную основу голоса к голосовому отделу, создавая определенное подскладочное давление. Включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Выполняет роль подачи энергии в виде воздушной струи; осуществляет дозировку подачи воздушной струи.

Особое место в голосообразующей системе занимает диафрагма[3] – вдыхательная мышца. Сокращение ее мышечных пучков ведет к уплощению и снижению купола диафрагмы, увеличению объема грудной полости, расширению легких и заполнению их вдыхаемым воздухом. Органы брюшной полости при этом смещаются книзу. Хотя диафрагма типично вдыхательная мышца, она не остается пассивной и при выдохе. Выдох обеспечивается работой поперечно-полосатых межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Струи выходящего воздуха, сопровождающей обычное дыхание, оказывается недостаточно для фонаторного выдоха, когда требуется тончайшая регулировка подскладочного давления и объема пропускаемого между голосовыми складками потока. В момент речи на помощь приходит диафрагма вместе с гладкими мышцами трахеи и бронхов. Благодаря слабым вдыхательным движениям, которые происходят во время фонаторного выдоха, диафрагма корригирует силу подскладочного давления и объем пропускаемого через голосовую щель воздуха, обеспечивая тем самым извлечение разных по высоте и силе наиболее красивых звуков. Это дает основание относить ее к системе органов голосового аппарата.

Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). При физиологическом дыхании соотношение фаз вдох-выдох составляет 1:1. При фонации длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.

При фонации вдох осуществляется и через нос, и через рот, а выдох – в основном – через рот. При физиологическом дыхании и вдох, и выдох – через нос.

Виды дыхания[4]:

Грудное (реберное) дыхание – осуществляется за счет сокращения наружных и внутренних межреберных мышц. Вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки. Оно не является самостоятельным типом, т.к. при этом обязательно включается в работу диафрагма.

Нижнереберно-диафрагмальное, диафрагмальное (брюшное) – дыхание за счет сокращения диафрагмы и брюшных мышц. Грудная клетка и диафрагма активно включены в работу. Наиболее физиологично.

Поверхностное ключичное (клавикулярное). Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное, дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи, – дыхательные экскурсии (__________) совершаются за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки, а диафрагмма пассивно следует за этими движениями, живот на вдох втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы, а иногда плечи заметно поднимаются.

Три основных типа дыхания[5]:

1) реберное (костальное), иногда его называют грудным;

2) брюшное (абдоминальное);

3) смешанное (костоабдоминальное).

Наиболее рациональным, продуктивным физиологи считают костоабдоминальное дыхание, при котором достигается большой объем воздуха в легких (до 5 000 см3).

Дыхание ребенка изменяется в своем развитии. У новорожденного из-за перпендикулярного положения ребер по отношению к позвоночнику грудная клетка приподнята и при вдохе почти не расширяется – действует только диафрагмальное дыхание. В дальнейшем ребра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3 – 7 годам создаются условия для грудного дыхания. С развитием же плечевого пояса грудное дыхание становится господствующим. Но так как у дошкольника ребра меньше наклонены, чем у взрослого, то дыхание его в значительной степени поверхностно. Учащенный дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что, в свою очередь, ведет к искажению звуков. Из-за легкой возбудимости дыхательного центра и недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры учащают дыхание ребенка, нарушают его ритм, а, следовательно, усиливают несовершенство речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение – пропуски звуков, задержки в их произношении, речь на вдохе – инспирированная (ин- – приставка, обозначающая расположение внутри чего-либо, + лат. spiro – дышать) дыхание, в котором энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи.

При фонационном дыхании, независимо от его типа, основная работа дыхательных мышц направлена на создание и поддержание импеданса [6] (подглотиссного давления). Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импедансом. При создании импеданса голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом.

Для полноценного голосообразования важно не количество воздуха, взятого на вдохе, а умение экономно произвести фонационный выдох, сформировать так называемую дыхательную «опору» – осознанное замедление выдоха. Опора характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время фонации, т.е. активным его торможением, выражающимся в произвольном препятствовании спадению стенок грудной клетки. Без опоры дыхания нет и опоры звука.

Гортань с голосовыми складками является генератором звука, который свое окончательное оформление приобретает в третьем отделе – резонаторном (_______________________________________________________________________).

Непосредственный источник звука – гортань. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей. Структурные элементы гортани:

1.Истинные голосовые складки (ИГС) - в их толще заложена голосовая мышца. Вибрируя, под давлением воздуха на выдохе, производят звук. Их движениями руководит центральная нервная система (ЦНС). С помощью микроларингостробоскопа их движения определяются в виде взмахов “крыльев бабочки”, совершающих колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В норме их поверхность белая, блестящая, смыкание полное.

Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох). При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии, струя воздуха раздвигает их в стороны. В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких.

Голосовые складки – колеблющиеся струны. Голосовая мышца – единственная в человеческом организме, которая может совершать движения в 3 проекциях за счет того, что ее волокна расположены в форме растянутой спирали, состоящей из тончайших волокон, сплетенных в косичку. Благодаря этому голосовая мышца одновременно совершает колебания как всей своей массой, так и отдельными ее частями со скоростью от 50 до 1500 колебаний в сек.

2. Вестибулярные (“ложные”) складки. Существуют для компенсации функции ИГС в случае их травмы. При их смыкании звук ниже, глуше и грубее обычного, наступает быстрая утомляемость. При правильной координации мышц и здоровой гортани ложные складки неподвижны, при функциональных заболеваниях гортани может появляться склонность к смыканию.

3.Черпаловидные хрящи. На их голосовых отростках крепятся ИГС. Отростки работают как "шарниры", совершают различные движения, посредством которых ИГС двигаются в разных плоскостях

4. Черпалонадгортанная складка

5. Надгортанник – защитное приспособление организма, закрывает вход в гортань при глотании

6. Грушевидные синусы (ямки) – углубления в виде карманов.

7. Передняя спайка (комиссура) – соответствует передней части истинных голосовых складок.

8. Межчерпаловидное пространство

9. Желудочки гортани – углубление в виде щели между истинными и ложными складками.

Гортанный звук, который производится путем сложного взаимодействия энергии выдоха и сокращения тканей голосовых складок, – еще не в полной мере голос. Это как «заготовка», из которой путем преобразований в резонаторном отделе будет сформирован голос.

Большое значение для голоса имеет способ подачи звука, так называемая атака звука. В зависимости от временного сочетания вдоха и смыкания голосовых складок различают 3 типа голосовой атаки:

1. Сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Это способ называется придыхательной атакой.

2. Момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звука.

3. Сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Мягкая атака является наиболее физиологически обоснованной и употребительной. Однако, в зависимости от эмоционального состояния человека и голосовых задач (повышения выразительности речи), возможно использование и двух других способов подачи звука.

Большое значение для нормальной фонации имеет слуховой анализатор, под контролем которого осуществляется управление, регулирование деятельности речевой системы. Хороший слух обеспечивает умение различать мелодичность и тональность речевого звука, направление звука, его звонкость и глухость, силу и легкость, резкость и мягкость.

Теории голосообразования.

Вопрос о механизмах голосообразования до сих пор считается нерешенным.

1. С момента изобретения гортанного зеркала (1741 г., Феррейн) начала свое развитие миоэластическая[7] (мышечная) теория голосообразования (М. Гарсиа, С. Волконский, В. Сережников и др.). Фонация является результатом вибрации голосовых складок в вертикальном направлении под действием воздушной струи на выдохе. Согласно данной теории, главной движущей силой, обеспечивающей расхождение голосовых складок, служит давление воздушной струи, тогда как вторая фаза – смыкание голосовых складок – является следствием собственной эластичности сокращенных мышечных волокон. Противопоставление этих двух сил зависит от действия соответствующих мышц.

Вибрация голосовых складок происходит под напором воздуха из трахеи и бронхов наподобие пружинных язычков в органной трубке за счет разницы давления в подскладковом и надскладковом пространстве.

Благодаря этой теории можно объяснить наличие изменений голоса при парезах и параличах гортани, когда не происходит полного смыкания голосовых складок, в результате нарушается звучание. Вместе с тем понять механизм голосовых расстройств только нарушением структуры гортани не всегда возможно. Например, не ясно, почему при таком расстройстве, как функциональная афония, голосовые складки иногда смыкаются достаточно хорошо, но звук не образуется.

2. Другой точки зрения придерживались исследователи, которые высказывали предположение о том, что в процессе голосообразования доминирующую роль выполняет кора головного мозга, которая регулирует колебания голосовых складок. Ю.С. Василенко в своих работах отмечает большое значение идей Е.Н. Малютина по применению стробоскопии[8]. Им установлен факт возможности колебательных движений голосовых складок без участия аэродинамических сил. Это открытие имело большое значение для появления в последующем нейрохронаксической (или нейромоторной) теории голосообразования французского физиолога Р. Юссона (1950 г.).

Исследования Р. Юссона доказали гипотезу о существовании сложной нейрофизиологической связи между голосовыми связками и центральной нервной системой. Сущность этой теории заключается в том, что колебание голосовых связок происходит не пассивно, под действием проходящей струи воздуха, а является активным актом, протекающим в соответствии с частотой импульсов биотоков, приходящих из центральной нервной системы. Этот вывод автор делает после экспериментальных исследований, во время которых певцам предлагали пропеть арию про себя, а затем вслух. На миограммах регистрировали идентичные кривые. Это позволило сделать вывод о том, что голосовые складки колеблются благодаря импульсам, присходящим из центра.

3. В 1962 г. испанским фониатром Дж. Перелло была разработана мукоондуляторная[9] теория, основанная на законах физики (в основу теории положен эффект Бернулли). Под

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...