Артикуляционные признаки звуков речи
По артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные. Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ______________________ полости при их произнесении. При образовании гласных выходящая струя воздуха _________________________________. И, наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха ______________________________________________. Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи, ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса. В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают: - верхнего подъема ([ ], [ ], [ ]); - среднего подъема ([ ], [ ]); - нижнего подъема ([ ]). При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных: - переднего ряда ([ ] и [ ]) поднимается передняя часть языка; - среднего ряда ([ ] и [ ]) участвует средняя часть языка; - заднего ряда ([ ] и [ ]) поднимается задняя часть языка. В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные ([ ] и [ ]). При произнесении нелабиализованных гласных [ ] и [ ] губы занимают положение улыбки. Гласные [ ] и [ ] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ и также относятся к нелабиализованным. Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости. При образовании носовых звуков (___________) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость.
При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных (______________________________) и звонких согласных (_______________________________) голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос. При образовании глухих согласных (_________________________________________) голосовые связки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется. Согласные звуки делятся на две труппы: по способу образования и по месту образования. Способ образования отражает характер преграды, т. е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т. п. Щелевые (фрикативные, лат. «frico» - тру) – органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха: ______________________________ – нижняя губа образует щель с верхними зубами; ______________________________ – передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами – мягкими тканями, покрывающими альвеолярный край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба; ______________________________ – поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом); ______________________________ – задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом; _____________________ – средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом. Смычно-взрывные – органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей: ________________ – смычку образуют губы; ________________ – передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами; _________________ – задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.
Смычно-щелевые (аффрикаты) – органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно: ____ – передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними; ____ – кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка). Смычно-проходные – органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте: ________ – смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос; ________ – передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос; ________ – кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой. Дрожащие (вибранты): ________ – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе. Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи. Губно-губные: ______________ – преграда образуется нижней и верхней губой. Губно-зубные: ______________ – преграда образуется нижней губой и верхними зубами. Переднеязычные __________________________________________________ – преграда образуется передней частью спинки языка. Переднеязычные делятся на (по положению кончика языка): дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (________________________); апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (_____________); какуминальные (лат. cacumen - верхушка), при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (_______________) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу. Среднеязычные: j (йот) – преграда образуется средней частью спинки языка.
Заднеязычные: _______________ – преграда образуется задней частью спинки языка. При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию – подъем средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости. Но есть и непарные звуки: только твердые – ш, ж, ц, только мягкие – ч, щ, j. Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|