Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика детей с нарушениями слуха




Выпускная квалификационная работа

История становления и развития дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха в Красноярском крае

 


Введение

 

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации около 1,6 млн. детей (в возрасте от 0 до 18 лет) имеют те или иные отклонения в развитии, в том числе свыше 650 тыс. из них имеют статус инвалида. Реабилитационные центры можно считать эффективными только в том случае, если они направлены на интеграцию и нормализацию жизни особого ребенка.

В Красноярском крае по состоянию на 1 сентября 2008 года специальным образованием охвачено около 12700 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них в 42 краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии обучается 5307 детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. 1306 детей-инвалидов); в 3 краевых оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, обучается 758 детей (в том числе 91 ребёнок-инвалид); в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 6678 детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 3075 детей-инвалидов, 339 детей - на надомном обучении).

Данная проблема имеет большую значимость на уровне государства, принимаются законы на Федеральном уровне в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Закон «Об образовании», в соответствии с которым гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья, Типовое положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.09.97 №1204, инструктивное письмо Минобразования России от 22.07.97 №990/14-15 «О подготовке детей к школе», письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 №58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития». А также на региональном уровне создана и реализована Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.11.2003 №322-п «Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья»). Красноярский край является субъектом Российской Федерации, и поэтому важно отметить какие мероприятия проводились для улучшения условий для детей с нарушениями слуха, какие проблемы были подняты.

Объект: история развития специального дошкольного образования в Красноярском крае.

Предмет: дошкольные общеобразовательные учреждения для детей с нарушением слуха в Красноярском крае.

Цель: выделить особенности и проблемы развития дошкольных общеобразовательных учреждений с нарушением слуха в Красноярском крае.

Задачи:

.   охарактеризовать детей с нарушением слуха;

.   охарактеризовать развитие дошкольных учреждений с нарушением слуха в Красноярском крае

.   выделить проблемы и особенности развития учреждений с нарушением слуха в Красноярском крае.

Методыисследования:

.   Изучение документации и литературы;

.   Анализ и интерпретация полученных данных.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней проанализированы документы, регламентирующие специальное дошкольное образование в Красноярском крае, рассмотрено открытие и развитие специальных дошкольных учреждений для детей, имеющих нарушения слуха, в Красноярском крае.

Практическая значимость данной работы заключается в выделении проблем и особенностей специального дошкольного образования в Красноярском крае. Это позволит педагогам работающих с категорией детей с нарушением слуха, учитывая особенности развития, простроить свою дальнейшую работу.

 


Характеристика детей с нарушениями слуха

 

Дети с нарушениями в развитии - это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). [8]

Стребелева Е.А. (д. п. н., профессор, зав. лабораторией института коррекционной педагогики РАО, Москва) выделила основные категории нарушений развития у детей:

·   нарушения интеллекта (умственно отсталые дети) - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов;

·   задержка психического развития - парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.

По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты:

задержка психического развития соматогенного генеза;

задержка психического развития конституционального генеза;

задержка психического развития психогенного генеза;

задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

·   Нарушения зрения:

а) слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением);

б) слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции, при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);

в) косоглазие и амблиопия.

·   Нарушение слуха:

а) глухота

б) тугоухость

в) поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3 - 4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).

·   Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

Причины нарушения опорно-двигательного аппарата:

заболевания нервной системы;

детский церебральный паралич;

полиомиелит;

врожденная патология опорно-двигательного аппарата;

приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.

·   Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

·   Эмоциональные расстройства:

ранний детский аутизм;

эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;

эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;

фобическое тревожное расстройство детского возраста;

смешанные расстройства поведения и эмоции.

·   Тяжелые множественные нарушения - эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка.

Мы рассмотрим детей с нарушением слуха. Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто у детей разного возраста.

К категории детей с нарушениями слуха относятся только дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно.

Специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.

При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо человека функционирует нормально. В данном случае проблема возникает во внешнем или в среднем ухе, чаще всего носит временный характер и излечима. Это, например, воспаление среднего уха (отит), образование серных пробок, аномальное строение наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки и др.), инородные тела в ухе и др.

Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. К сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. В настоящее время проводится лишь поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительная систематическая педагогическая коррекция.

Причины стойких необратимых нарушений слуха:

а) наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора;

б) вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус), токсикозы беременности, особенно в случае их возникновения в первые 3 мес. Беременности;

в) применение лекарственных препаратов с ототаксическим действием (антибиотиков стрептомицина, канамицина, гентамицина и др., фуросимида, хинина), назначаемых матери во время беременности или ребенку в раннем возрасте;

г) родовая травма, асфиксия новорожденного;

д) недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности) и / или вес при рождении 1500 гр.;

е) детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы паротита, кори, осложнения гриппа);

ж) острые и хронические воспалительные процессы слухового аппарата ребенка;

з) черепно-мозговые травмы ребенка.

Кроме того, примерно в 30% случаев причину нарушения слуха установить не удается.

Поэтому, если в анамнезе мамы и ребенка имеются какие-либо из перечисленных возможных причин нарушений слуха, и особенно - если в семье были или есть случаи тугоухости, родителям стоит самим проявить инициативу и как можно раньше обратиться к специалистам для проведения полного обследования слуха ребенка.

К сожалению, определять, слышит ли малыш, находящийся еще в утробе матери, врачи пока не научились. Но существуют методы, позволяющие практически сразу после рождения сказать, слышит ли младенец.

В некоторых странах всех новорожденных (до 6 мес.) обследуют на предмет снижения слуха. Такое поголовное обследование называется скрининг.

Скрининг проводится с использованием регистрации отоакустической эмиссии. Этот объективный метод диагностики не зависит от реакции ребенка. Поэтому он может применяться для исследования слуха самых маленьких детей. Он позволяет оценить состояние волосковых клеток (проверяет, как функционирует улитка внутреннего уха). Это абсолютно безвредная и безболезненная процедура.

При невозможности такого варианта обследования уже в роддоме должно быть проведено выявление факторов риска по глухоте и сделана соответствующая отметка в справке, которая выдается при выписке ребенка. Второй этап осуществляется в детской поликлинике по месту жительства. Сюда входит анкетирование родителей и проверка поведенческих реакций ребенка на звуки с помощью звукореактотеста в возрасте 1, 4 и 6 месяцев.

Обследование прибором основано на регистрации различных проявлений безусловно-рефлекторной ориентировочной реакции на звук - вздрагивания, зажмуривания или широкого открывания глаз, мигания, замирания, изменения частоты сосательных движений, поворота головы в сторону источника звука или от него. Его лучше проводить в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через час после него).

Важно отметить недостаточную эффективность методов при обследовании детей с патологией центральной нервной системы, т.к. отсутствие двигательной реакции на звук у них может быть следствием нарушения как слуховой функции, так и задержки психомоторного развития.

В соответствии с современными требованиями следует обязательно направить ребенка на обследование слуха в сурдологический центр:

при выявлении у ребенка в процессе двух обследований нарушения поведенческих реакций на звук (отсутствие реакции; неустойчивые реакции типа «то есть, то нет»; у детей старше 6 мес. - наличие реакции только на очень громкие звуки);

при наличии отрицательных ответов родителей на один из вопросов анкеты, подкрепляемые наблюдением врача;

при отставании ребенка в речевом развитии.

Особенности проявления нарушений слуха у детей.

Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Так как потребность в общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка).

Глухой малыш, как правило, обращается к вынужденной форме общения - мимике и жестам.

Жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих системой её знаков.

У слабослышащих детей, при врожденной тугоухости, своевременно не диагностированной, к концу первого года жизни снижается интенсивность уже возникших предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов.

Возникновение тугоухости в доречевой период вызывает значительное речевое недоразвитие, после сформирования речи - не ограничивает ее развития, но проявляется в характерных особенностях:

) бедность словарного запаса сочетается с неправильным усвоением и употреблением новых понятий (ребенок легко смешивает предметы и действия, близкие по звучанию слова: пила-пилит, бутылка - булка, гребенка - ребенок и т.д.);

) искажение слов (от смешивания звуков: звонких с глухими (собака - «сапака»), твердых с мягкими (дядя - «дада») до грубого искажения, когда от слов остаются только контуры (умываться - «муванти» и др.);

) недоговаривание слов;

) нарушение грамматического строя речи (пропускают члены предложения, чаще предлоги, неправильно изменяют слова);

) смазанность артикуляции и невыразительность дикции.

Позднооглохшие дети, потерявшие слух в возрасте 3-5 лет, без специального воспитания и обучения, к поступлению в школу оказываются почти без речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов.

Глухота, возникшая на более позднем этапе, особенно при уже сформированных навыках письма и чтения, не нарушает словарный запас, но вызывает характерные затруднения произношения (нарушения модуляции голоса, неточная артикуляция звуков, слабая звучность, невнятность, ошибки в словесном ударении и окончании слов).

При отсутствии педагогической помощи, дети с нарушением слуха полностью теряют речь. Их речь становится жестовой, и главным анализатором является зрение.

У слабослышащих и даже глухих детей, не имеющих дополнительных отклонений в развитии, при целенаправленной коррекционной работе, начатой с первых месяцев жизни, можно максимально сблизить не только уровень общего, но и речевого развития с возрастной нормой.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...