Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние дошкольного образования для детей с нарушением слуха в Красноярском крае




 

Если проследить путь создания учреждений специального дошкольного образования, то можно сделать вывод, что на территории Красноярского края он начался в 20-е гг. XX в. Это были первые школы, а иногда и классы при школах. В работах Брунова Б.П. указывается, что государственное обучение детей с отклонениями в развитии началось с создания 5 октября 1922 г. детского дома (школы-интерната) для глухих детей в г. Минусинске. Учреждений было не достаточно, а учеников и того меньше. В появившемся через несколько лет, 26 августа 1931 г., в городе Ачинске классе для глухонемых детей, обучалось всего 7 городских детей. В образованной в 1932 году школе-интернате в г. Ачинске для глухих детей обучалось всего 16 человек.

Пик создания специальных (коррекционных) школ в крае пришелся на 60-80-е гг. прошлого столетия. С начала 60-х годов в крае развернулось строительство типовых специальных школ-интернатов (в Красноярске, Ачинске, Канске, Минусинске, Лесосибирске, Абакане, а также в селах Шарыпово, Березовке).

В соответствии с республиканским Положением о медико-педагогической комиссии, в КРАЙОНО была организована краевая медико-педагогическая комиссия, куда входили представители крайздравотдела, психиатр, учитель общеобразовательной школы, логопед, психолог и другие специалисты.

За 1970-1971 открыто 13 вспомогательных и 3 речевых школы-интерната. К 1974 г. все дети с отклонениями в развитии, выявленные на тот момент специалистами, обучались в коррекционных учреждениях.

Специальные школы открывались, но специалистов катастрофически не хватало. В 1932 г. для подготовки учительских кадров был открыт педагогический институт, но не готовились кадры для системы специального дошкольного образования.

Краевая администрация обратилась в Министерство Просвещения РСФСР с просьбой о квотировании бюджетных заочных мест для работников специальных школ края - будущих абитуриентов в Московском государственном пединституте им. В.И. Ленина (ныне МПГУ), Ленинградском пединституте (РГПУ им. А.С. Герцена), Свердловском и Иркутском пединститутах. В каждый из этих вузов в год направлялось по 3-4 человека из Красноярска и Красноярского края, что положило начало кадровому обеспечению нашего специального образования. Новый этап в развитии системы специального дошкольного образования в крае начался с открытием в 1992 г. на базе Красноярского государственного педагогического университета факультета специальной педагогики.

Учителя-дефектологи прошли профессиональную переподготовку по программе сурдопедагогика с присвоением квалификации учитель-сурдопедагог и практический психолог специальных учреждений. В Красноярском крае существует обширная организация деятельности для подготовки специалистов, работы с родителями, чтобы дети со специальными потребностями получали образование.

С 90-х гг. XX в. налажено сотрудничество учреждений специального дошкольного образования с университетами. Так, согласно Договору о сотрудничестве между кафедрой сурдопедагогики МПГУ и Минусинской школой-интернатом II вида, на протяжении 6 лет ведётся экспериментальная работа по темам: «Исследование развития слухового восприятия неречевыми звучаниями у глухих учащихся», «Дифференцированный подход в обучении восприятию и воспроизведению устной речи глухих учащихся».

С целью научно-методического сопровождения образовательного процесса, ДОУ сотрудничают с КГПУ им. Астафьева, с кафедрой коррекционной педагогики ККИПКРО, с Красноярским педагогическим колледжем №2.

По состоянию на 1 сентября 2008 года в Красноярском крае специальным образованием охвачено около 12700 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них в 42 краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии обучается 5307 детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. 1306 детей-инвалидов); в 3 краевых оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, обучается 758 детей (в том числе 91 ребёнок-инвалид); в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 6678 детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 3075 детей-инвалидов, 339 детей - на надомном обучении).

До 2007 года относительно системы специального образования была создана и реализована Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.11.2003 №322-п «Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья»).

Основными результатами реализации Концепции явились:

§ открытие Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и его филиалов в городах Минусинске, Канске, Лесосибирске и Ачинске;

§ разработка и принятие положения о краевых психолого-медико-педагогических комиссиях;

§ реализация проекта «Интеграция отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в условия массового обучения». В проекте участвуют 12 территорий края: Сухобузимский, Назаровский, Ирбейский, Идринский, Большеулуйский, Новоселовский, Козульский, Рыбинский районы, города Красноярск, Бородино, Лесосибирск, Заозерный;

§ организация подготовки и переподготовки кадров институтом специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.

Данные мероприятия направлены на подготовку специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, задержку психического развития, нарушение интеллекта (в том числе умеренную, тяжелую степени, сложный множественный дефект). Переподготовка педагогических кадров осуществляется по специальностям «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия».

Совершенствование и развитие содержания специального образования детей с ограниченными возможностями здоровьяпредусматривает реализацию проекта «Регионализация образования», с целью формирования у обучающихся целостного представления о Красноярском крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края. Крайне важно осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности по подготовке и проведению экспериментов по реализации концепций инновационных структур, содержания и форм организации специального образования, учитывающих региональные особенности.

В настоящий момент на территории Красноярского края открыты и осуществляют деятельность образовательные учреждения для детей c нарушением слуха такие, как:

краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»;

краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»;

краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Березовская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад I вида»;

дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №194 в г. Красноярске и т.д.

В этих образовательных учреждениях происходит наиболее полная адаптация и социализация детей слабослышащих в среде слышащих. Это становится возможным благодаря организации в ДОУ интегрированных групп, в которых совместно обучаются и воспитываются слышащие дети и дети с нарушениями слуха. Это позволяет оптимизировать социальную ситуацию развития детей с особыми образовательными потребностями, путем создания активной речевой среды.

В школах имеются кабинеты для фронтальной и индивидуальной работы, швейная, столярная и слесарная мастерские, спортивный и тренажерный залы, кабинет ритмики, слуховой кабинет, компьютерный класс. Все кабинеты для занятий оборудованы современной звукоусиливающей аппаратурой.

В школах-интернатах обучаются глухие и слабослышащие дети. Срок обучения 11 лет. По окончании 11 лет получают основное общее образование. Выполняя концепцию развития и модернизации специального образования в школах открыта дошкольная группа, куда принимаются дети с 2 до 6 лет.

Задачей школ является создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей и склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни. Образовательный процесс в учреждениях для детей с нарушением слуха в Красноярском крае направлен на преодоление недостатков психического и речевого развития воспитанников, затрудняющих усвоение основ наук, с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры), методов обучения и определенным образом структурированного содержания обучения. В учреждениях проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и музыкально-ритмических, а также по всем общеобразовательным предметам обеспечиваются активная речевая практика, развитие нарушенной звуковой функции, создание слухоречевой среды на основе использования звукоусиливающей аппаратуры, формирование на слуховой основе речи воспитанников, по своему звучанию приближенной к естественной. Широко используется предметно-практическое обучение как основа общего и речевого развития, формирования познавательной активности, осознанности в приобретении знаний. Коррекционная работа проводится с широким использованием специализированных технических средств (электроакустическая аппаратура, компьютерная техника и другие технические средства).

В данных учреждениях ведет обучение по следующим образовательным программам:

программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида для обучения глухих детей. Основное общее образование.

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида для обучения глухих детей, имеющих задержку психического развития.

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида для обучения глухих детей, с нарушением интеллекта.

Работая с детьми, педагоги используют передовые методики по обучению и воспитанию неслышащих детей. В начальной школе все занятия проводятся с использованием современной звукоусиливающей аппаратуры. Это позволяет учащимся более успешно овладеть устной речью. В начальной школе применяется верботональный метод обучения. Коррекционная работа в школе осуществляется, в том числе, и в рамках психолого-медико-психологического сопровождения. В процессе работы школьного психолого-медико-педагогиеского комитета происходит «сборка» педагогического, психологического и медицинского статуса ребенка. Здесь в едином пространстве работают психологи, медики и педагоги школы. Разрабатывается индивидуальная образовательная (коррекционная) и оздоровительная программа. Результаты работы отслеживаются в течение всего времени обучения и воспитания ребенка.

Некоторые школы имеют компьютерные классы, оснащенные специальными компьютерными программами для детей с нарушением слуха, аналогов которым практически нет в России. Образовательный процесс обеспечивается профессиональным педагогическим коллективом (25 человек). Медицинское обслуживание обеспечивают медицинские работники (врач-педиатр, врач-сурдолог, массажист, инструктор ЛФК, физиосестра, медицинская сестра).

Воспитанники школ-интернатов проживают в уютных 4-местных комнатах, рядом с которыми находятся санитарные, бытовые, игровые и классные комнаты. Выпускники школ получают основное общее образование, имеют возможность продолжить обучение в средних, средних специальных и высших учебных заведениях.

С 2001 года в «Минусинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате II вида» ведется обучение дошкольников с использованием элементов верботональной системы, разработанной в поликлинике «СУВАГ» (Хорватия). Обучение проходит с помощью электроакустической аппаратуры «Верботон Г-10М» (для фронтальной) и «ВТ-15» (для индивидуальной работы) с использованием вибраторов и вибрационного стола, что позволяет детям воспринимать звуки окружающего мира всем телом. Применение фонетической ритмики, музыкальной стимуляции, аудио-визуального курса способствует более естественному развитию слитной, эмоциональной речи детей.

Для организации учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья воспитанников в некоторых школах-интернатах имеются кабинеты для фронтальной и индивидуальной работы, оборудованные современной звукоусиливающей аппаратурой, швейная, столярная и слесарная мастерские, спортивный и тренажерный залы, кабинет ритмики, слуховой кабинет, компьютерный класс, кабинет для проведения уроков и занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий, актовый зал, зал компьютерных игр, имеются терапевтический, процедурный, стоматологический, физиотерапевтический, массажный кабинеты. Все учащиеся школы-интерната обеспечены индивидуальными слуховыми аппаратами. Из них бинаурально слухопротезированы 66% учащихся, все дети имеют индивидуальные ушные вкладыши.

Обучение в школах имеет коррекционную направленность. В ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется:

развитию слухового восприятия;

формированию словесной речи.

С учащимися проводятся:

фронтальные общеобразовательные уроки;

специальныекоррекционные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения;

музыкально-ритмические занятия;

занятия в слуховом кабинете;

индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом.

Методическая работа направлена на освоение технологий личностно-социально ориентированного образования, освоение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Классы учителей-дефектологов оснащены современной звукоусиливающей аппаратурой и специальными тренажерами для развития слухового восприятия, которые позволяют подобрать оптимальный режим усиления для каждого ребенка.

В Красноярском крае открываются различные дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха, оснащенные сурдотехникой и специальными кабинетами для коррекционной работы. Педагоги используют передовые методики по обучению и воспитанию неслышащих детей, но эта отрасль еще требует дальнейшего развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...