Проблемы и особенности развития дошкольного образования для детей с нарушением слуха в Красноярском крае
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем в Красноярском крае: не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий; требует совершенствования система раннего выявления и сопровождения детей с проблемами в развитии; недостаточно простроено межведомственное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, социальной защиты; не прописаны и не приняты правовые нормы интеграции детей в общеобразовательные учреждения; не определена возможность установления более высоких нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях с учётом особых потребностей обучающихся; малое количество общеобразовательных учреждений имеют лицензии на ведение данного вида деятельности; не созданы условия в общеобразовательных школах для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: нет подготовленных специалистов, недостаточно специализированного оборудования и ресурсов, нет психологической и материальной готовности школ системы общего образования (детей и учителей) к принятию детей данной категории; общеобразовательные учреждения не имеют достаточного количества ставок специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение; отсутствуют организационно-методические и консультационные центры, способные оказывать специальную помощь детям с отклонениями в развитии и их родителям из районных населенных пунктов, методическую помощь учителям и специалистам районных общеобразовательных школ.
Признавая интегрированное обучение и воспитание одним из стратегических направлений развития системы специального образования, тем не менее, его необходимо рассматривать как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с особыми потребностями. Интеграция может сосуществовать с другими подходами, не вытесняя и не разрушая сложившуюся систему, но стимулируя ее модернизацию с учетом новых социально-культурных детерминант и логики развития отечественной дефектологической науки. Говоря о системе специального дошкольного образования и ее развитии в Красноярском крае, можно выделить следующие особенности: специальное дошкольное образование в Красноярском крае появилось позже, чем в России; в Красноярском крае открыты коррекционные учреждения не всех видов и поэтому специалисты не имеют практики с детьми некоторых категорий нарушений. Из этого следует, что в сравнении с Россией Красноярский край во многом отстает в развитии специального дошкольного образования. Первая причина заключается в том, что в Красноярский край отдален от центра России, вторая, не хватает специализированных кадров, третья, в крае отстают в развитии диагностики для выявления детей с нарушениями в развитии, четвертая, не достаточно оборудованные детские сады. Несмотря на некоторые достижения в развитии специального образования Красноярского края со стороны государства, имеются существенные проблемы, обусловленные противоречием между социальным заказом общества в обеспечении равного и полноценного доступа к средствам образования всех без исключения детей и неготовностью образовательной системы к реализации данной задачи в рамках существующей системы образования.
Заключение
В настоящее время формируется и активно развивается сеть специального дошкольного образования. Существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, дети занимаются с различными специалистами по специально разработанным программам.
Принятые документы: Закон «Об образовании», в соответствии с которым гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья, Типовое положение, письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 №58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»; а также в Красноярском крае создана и реализована Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно расширяют возможности дифференциации и индивидуализации образования в условиях как основной общеобразовательной школы, детского сада, так и в учреждениях адаптивного типа. Все это свидетельствует о значительных подвижках в сторону создания условий, направленных на успешное обучение и воспитание детей с различным уровнем развития. В Красноярском крае открываются различные дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха, оснащенные сурдотехникой и специальными кабинетами для коррекционной работы. Педагоги используют передовые методики по обучению и воспитанию неслышащих детей, но эта отрасль еще требует дальнейшего развития. Целью нашей работы было выделение особенностей и проблем развития дошкольных общеобразовательных учреждений с нарушением слуха в Красноярском крае. Мы выделили такие особенности: специальное дошкольное образование в Красноярском крае появилось позже, чем в России; в Красноярском крае открыты коррекционные учреждения не всех видов и поэтому специалисты не имеют практики с детьми некоторых категорий нарушений. В Красноярском крае существуют такие проблемы развития специального дошкольного образования: не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий; требует совершенствования система раннего выявления и сопровождения детей с проблемами в развитии; недостаточно простроено межведомственное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, социальной защиты;
не прописаны и не приняты правовые нормы интеграции детей в общеобразовательные учреждения; не определена возможность установления более высоких нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях с учётом особых потребностей обучающихся; малое количество общеобразовательных учреждений имеют лицензии на ведение данного вида деятельности; не созданы условия в общеобразовательных школах для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: нет подготовленных специалистов, недостаточно специализированного оборудования и ресурсов, нет психологической и материальной готовности школ системы общего образования (детей и учителей) к принятию детей данной категории; общеобразовательные учреждения не имеют достаточного количества ставок специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение; отсутствуют организационно-методические и консультационные центры, способные оказывать специальную помощь детям с отклонениями в развитии и их родителям из районных населенных пунктов, методическую помощь учителям и специалистам районных общеобразовательных школ. Наличие проблем связанных с развитием специального дошкольного образования в Красноярском крае предполагает дальнейшее его развитие.
Литература
1. Батов Г.Н. К вопросу о периодизации процесса становления и развития отечественной системы специального обучения слабослышащих детей. // Дефектология. - 1998 г. - №3. - С. 75 - 78. 2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. 3. Брунов Б.П., Мохова Н.В., Трубачева А.П., Дмитриев А.А. К истории развития специального образования в Красноярском крае // Дефектология. - 2005 г. - №4. - С. 9 - 14. 4. Воспитание и обучение глухого ребёнка: Сурдопедагогика как наука./ под ред. Н.М. Назаровой. - М.: «Академия», 2003 г. 5. Дефектология: словарь - справочник / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996 г.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.:ТЦ Сфера, 2003 г. 7. История дошкольной педагогики. /М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев и др.; Под ред. Л.Н. Литвина. - 2-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», 1989 г. . Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст./ под ред. Е.М. Мастюковой 9. Мудрик А.В, Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. М.: «Академия», 2004. 10. Основные кодексы и законы Российской Федерации - СПб.: ИД «Весь», 2003 г. 11. Основы специальной психологии./ под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: «Академия», 2002 г. 12. Остапенко Ю.И. Проблемы реабилитации детей с особыми нуждами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005 г. - №1. - С. 3 - 7. 13. Права человека: Сборник международных документов. - М.: П68 Юрид. Лит., 1998 г. 14. Специальная дошкольная педагогика./ под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: «Академия», 2002 г. 15. Специальная педагогика/ под ред. Н.М. Назаровой. М.: «Академия», 2004 г. 16. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. - М.: «Академия», 2003 г. 17. У. Меркт В чем заключаются характерные особенности глухих и как почувствовать специфику их мира? // Дефектология. - 2005 г. - №2. - С. 75-80. 18. Янданова Т.И., Вялых О.А., Афанасьева Р.А, Подготовка специалистов для системы специального образования в Иркутской области // Дефектология. - 2005 г. - №4. - С. 15 - 19. 19. www.hro.org 20. www.humanitiesedi.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|