Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие правила проведения экспертизы




КУРСОВАЯ РАБОТА

Экспертиза при осуществлении таможенного контроля

 


Введение

 

Актуальность выбранной темы связана с тем, что проведение экспертиз осуществляемых, как государственными, так и независимыми учреждениями и организациями является важным этапом, при осуществлении таможенного контроля. Принимая во внимание большое значение этого вида деятельности, можно было бы предположить, что в существующей литературе по этому вопросу должно быть полное согласие в том. Однако дело обстоит совсем по-другому.

Важное место в структуре таможенных органов Российской Федерации отводится Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению ФТС России (ЦЭКТУ) и 10 экспертно-криминалистическим службам - региональным филиалам ЦЭКТУ, расположенным в городах Калининград, Санкт-Петербург, Брянск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Владивосток. Услуги экспертов этих подразделений становятся неоценимыми при осуществлении таможенного контроля, сопряженного с необходимостью проведения экспертно-исследовательских работ, и производстве по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, относящимся к компетенции таможенных органов.

Всего, в 1 квартале 2008 года специалистами Управления выполнено около 9 тыс. экспертно-исследовательских работ, прежде всего в интересах таможенных органов, а также по обращениям правоохранительных и иных государственных органов. Экономический эффект, полученный по результатам проведенных в 1 квартале 2008 года экспертиз, составил более 2,1 млрд. руб. Исследовано более 1,2 млн. объектов.

% экспертно-исследовательских работ выполнено на стадии таможенного контроля.

Выносными подразделениями экспертно-криминалистических служб (ЭКС) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации выполнено 30% экспертиз от общего количества экспертиз, проведенных в интересах таможенных органов. Экспертизы по делам об административных правонарушениях составили 21,8%, на долю экспертиз по уголовным делам приходится 4,9% от общего количества экспертиз, выполненных по постановлениям таможенных органов.

В структуре выполненных экспертно-исследовательских работ основные позиции занимают: идентификационные экспертизы - 45% и товароведческие экспертизы - 34%, криминалистические экспертизы - 6,7%, на долю комплексных экспертиз приходится 6,5%, материаловедческих экспертиз - 4%, объектов интеллектуальной собственности - 1%. Доля экспертиз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров составила 2%. Доля экспертиз на выявление наркотических средств и психотропных веществ, по результатам которых возбуждены уголовные дела, составила 32% от количества указанных экспертиз (52 экспертизы).

В 1 квартале 2008 года доля экспертиз, выявивших недостоверное декларирование товаров, составила 22,8%. Специалистами ЦЭКТУ и его филиалов проводились экспертизы объектов интеллектуальной собственности. Доля экспертиз, выявивших правонарушения (признаки контрафактности), составила 100%.

Благодаря экспертизам, проведенным на стадии таможенного контроля, в 1 квартале 2008 года было выявлено 19316 фактов правонарушений, что в 6,6 раза больше, чем в 1 квартале 2007 г.

По результатам проведенных экспертиз возбуждено 336 дел по административным правонарушениям и 126 уголовных дел. Количество дел, возбужденных правоохранительными таможенными органами на основании результатов экспертиз по сравнению с аналогичным показателем 1 квартала 2007 года возросло на 57%. Доля экспертиз, по результатам которых возбуждены дела об административных правонарушениях и уголовные дела, составила 8,3% от количества экспертиз, назначенных таможенными органами на стадии таможенного контроля. Практически каждое третье правонарушение, выявленное экспертизой на стадии таможенного контроля, явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении либо уголовного дела.

В соответствии с названием темы курсовой работы «Экспертиза при осуществлении таможенного контроля» и выше изложенным обоснованием её актуальности автор ставит целью данной работы систематизацию теоретических знаний в области экспертной деятельности при осуществлении таможенного контроля.

Для достижения поставленной цели автор предполагает решение следующих задач:

.   Раскрыть понятие экспертизы в системе таможенного контроля.

.   Изучить особенности проведения исследования проб и образцов при осуществлении таможенного контроля.

3. Рассмотреть особенности заключения эксперта.

4. Выявить значение и место независимой экспертизы.

.   Выделить факторы, создающие препятствия для развития независимой экспертизы.

 

1.
Экспертиза в системе таможенного контроля

 

Общие правила проведения экспертизы

 

Экспертиза (от лат. Espertus - опытный) - исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, технологии и т.п. с предоставлением компетентного мотивированного заключения.

Выбор показателей для экспертизы определяется целями и условиями проведения экспертиз.

В зависимости от сферы профессиональной деятельности различают несколько основных групп экспертиз: судебная, таможенная, товароведная, санитарно-эпидемиологическая, ветеринарно-санитарная и другие.

Таможенная экспертиза - процессуальное действие, назначаемое должностным лицом таможенного органа, имеющего на это полномочия, при наличии основания и оформленное в соответствии с действующим законодательством.

Таможенная экспертиза назначается в рамках таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и делам по административным правонарушениям, относящимся к области таможенного дела.

Процедуры назначения экспертиз и экспертов регламентируются статьями ТК РФ, а также соответствующими статьями КоАП РФ и УПК РФ.

В рамках судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, дознания по уголовным делам осуществляется государственная судебная экспертиза, в том числе и в области таможенного дела, которая регламентируется Федеральным законом от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности».

Проведение экспертизы поручается, как правило, ЭКП ФТС России. Если названные учреждения не могут сделать экспертизу, проведение ее поручается государственным судебно-экспертным учреждениям, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы, а также иными соответствующими организациями или другими экспертами и лицами, обладающими специальными знаниями.

Основанием для назначения экспертизы является необходимость специальных знаний при решении вопросов, возникающих в процессе таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 378 ТК РФ, ст. 195 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ).

Постановление (определение) о назначении экспертизы направляется руководителю судебно-экспертного учреждения или ЭКП ФТС России, в котором будет проводиться экспертиза.

Если экспертиза проводится иными соответствующими организациями или другими экспертами и лицами, обладающим специальными знаниями, то должностное лицо, назначившее экспертизу, должно вручить постановление (определение), необходимые материалы эксперту и разъяснить ему права и ответственность, предусмотренные ТК РФ, УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности».

Должностными лицами таможенных органов могут назначаться следующие наименования экспертиз, перечень которых не является исчерпывающим:

1) идентификационные;

)   материаловедческие;

)   товароведческие;

4) экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

5) технологические;

6) экспертизы, связанные с исследованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе информационных продуктов;

)   искусствоведческие;

8) криминалистические, в том числе:

— трасологические (исследование следов рук, обуви, транспортных средств, орудий взлома и инструментов, производственных механизмов и инструментов на изделиях, документах);

— экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств;

— экспертизы замков и иных запирающих устройств;

— экспертизы установления целого по частям;

— почерковедческая экспертиза:

)   технико-криминалистическое исследование документов:

— исследование оттисков печатей и штампов;

— исследование подписей от имени определенных лиц при технической подделке подписей;

— исследование машинописных текстов;

— установление изменений в тексте документа;

— установление содержания документа;

— исследование способа изготовления и материала документа;

10) технико-криминалистическая экспертиза подписей;

11) исследование акцизных и специальных марок;

)   экспертиза маркировочных обозначений.

ЭКП ФТС России регулярно (не реже одного раза в полгода) информируют таможенные органы региона своей деятельности о возможностях проведения ими тех или иных экспертиз, объектах исследования и вопросах, разрешаемых в процессе производства экспертиз.

Для разрешения возникших вопросов могут назначаться дополнительные, повторные, комплексные и комиссионные экспертизы.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта. Дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту (п. 1 ст. 380 ТК РФ).

Повторная экспертиза назначается в случаях необоснованности заключения эксперта либо наличия сомнения в его правильности. Повторная экспертиза поручается другому эксперту (п. 2 ст. 380 ТК РФ), при этом предмет и объекты исследования не меняются.

Комиссионная экспертиза назначается при необходимости привлечения к проведению экспертизы нескольких экспертов, обладающих, специальными знаниями в одной области (ст. 200 УПК РФ).

Комплексная экспертиза назначается в случаях необходимости использования при проведении экспертных исследований специальных знаний (познаний) в различных областях (ст. 201 УПК РФ).

Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, назначает экспертизу с согласия начальника этого органа или его заместителя путем вынесения постановления (п. 3 ст. 378 ТК РФ).

При производстве по делам об административных правонарушениях, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).

При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее дознание, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы необходимо указывать:

— наименование экспертизы (товароведческая, идентификационная, материаловедческая, технологическая, искусствоведческая и др.);

— вид экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная);

— наименование таможенного органа, должность, фамилию, инициалы должностного лица;

— основание для назначения экспертизы;

— наименование экспертного учреждения или фамилию, имя и отчество эксперта;

— вопросы, поставленные на разрешение эксперта;

— материалы, представленные на экспертизу, в том числе пробы или образцы, документы, объекты экспертизы для сравнительного исследования, иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для правильного решения вопросов (при этом непосредственные объекты исследования в постановлении (определении) индивидуализируются, в частности, указываются подписи, оттиски печати, иные реквизиты документа, подлежащие исследованию, и т.п.);

— срок проведения экспертизы, который назначает должностное лицо только в процессе таможенного контроля (п. 3, 4 ст. 378 ТК РФ); причем срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования или по согласованию с руководителем ЭКП ГТК/ФТС России;

— разрешение таможенного органа, назначившего экспертизу (подп. 4 п. 1 ст. 382 ТК РФ), присутствовать при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара и (или) транспортных средств и их представителям.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы стоящие перед экспертом вопросы должны быть конкретными, не допускать различного толкования и не выходить за пределы компетенции эксперта.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...