Проблемы развития независимой экспертизы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Современные и совершенные технологии, высокопроизводительная и качественная техника, высокая организация труда - насущные требования сегодняшнего времени. Это - единственный путь к качественному и востребованному товару, когда идет естественный отсев, как производителей, так и реализаторов товаров и услуг. Выживает не просто сильнейший, выживает тот, кто производит качественнее. За рубежом этот процесс стартовал не вчера. За десятилетия существования рыночной экономики преуспевающие страны уделяли большое внимание постоянному совершенствованию качества товаров и услуг. В принципе, зарубежный потребитель так же беззащитен перед натиском недобросовестных товаропроизводителей, как и наш. Но все дело в том, что в тех странах торговать некачественным товаром - вредить самому себе. Уровень конкуренции, стимулируемый высокой покупательной способностью населения, мгновенно предоставляет потребителю новый или дополнительный выбор. Существенными препятствиями развития рынка являются: несовершенство законодательной базы (в том числе по негосударственной экспертной деятельности) и построенная на государственной основе система сертификации товаров. К сожалению, в общественном сознании еще не оформилось понимание проблемы качества товаров как проблемы, решаемой только с помощью правильно организованной, развитой и разветвленной независимой экспертно-инспекционной службы. В условиях бурного развития рыночных отношений, на территории бывшего СССР, либерализации внешней торговли, ослабления административной регулирующей роли государства начинают все большее значение и развитие получать традиционно методы регулирования и контроля при проведении внешнеторговых операций. Одним из важнейших механизмов такого регулирования и контроля является негосударственная независимая и компетентная экспертиза.
Во всех странах с рыночной экономикой такая экспертиза уже давно заняла свое место и ее влияние на регулирование внешнеэкономической деятельности весьма благоприятно. В этой области действуют такие всемирно известные компании, как «Ллойд Регистр», «Бюро веритас», СЖС и другие, а также объединения инспекционных компаний, например «IFIA». На территории СНГ также начали активно работать независимые экспертные компании («Мосэкспертиза», «Союз-экспертиза», «Восточно-Европейская независимая инспекционная компания», экспортные организации при торгово-промышленных палатах и др.). Однакоих влияние пока недостаточно. Вместе с тем потенциал независимой экспертизы для обеспечения внешнеторговых операций очень велик. При этом для участников внешнеэкономической сделки решалась бы главная задача обеспечения ее надежной реализации и безопасности партнеров, а государство было бы уверено, что участники сделки соблюдают установленные законодательством правила игры. Что нужно сделать, как решить проблемы, чтобы экспертиза заняла достойное место в нашей экономике? Первая проблема - нежелание многих государственных органов и отдельных чиновников давать дорогу и признавать результаты работы негосударственных, независимых экспертных и сертификационных компаний. Продолжается достаточно активный процесс создания ведомственных экспертных организаций, которые по заданию своего ведомства проводят работы. При этом нарушается главный принцип независимости - экспертная организация и заказчик экспертизы не должны быть организационно и финансово связаны между собой. Могут быть и другие ситуации, например, в таможенных органах. Для проведения экспертизы и сертификации создаются таможенные лаборатории. Формально заказчиками экспертизы в таможенных лабораториях являются организации - участники внешнеэкономической деятельности, но обращаются они в лаборатории по обязательному к исполнению направлению таможенных органов, которые и используют в своей деятельности результаты экспертизы. То есть и в этом случае участник внешнеэкономической деятельности получает не независимую, а внутриведомственную экспертизу. Причем во многих регионах России таможенные лаборатории занимают монопольное положение в области таможенной экспертизы. Для участников внешнеэкономической деятельности это часто оборачивается очень длительными сроками проведения работ, а значит «простоями» в проведении сделок или ограничениями в использовании собственных финансовых средств. При этом возникает поле для злоупотреблений со стороны сотрудников таможни или таможенных лабораторий.
Решить эту проблему можно было бы, расширив область применения негосударственной, независимой экспертизы в целях обеспечения выполнения государственными органами своих функций по контролю и управлению. Наиболее актуальными областями для этого, по нашему мнению, являются таможенный контроль, валютный контроль, лицензирование внешнеэкономической деятельности. Именно здесь участники внешнеэкономической деятельности и бюджет государства несут наибольшие потери из-за неоперативности, предвзятости и взяточничества чиновников от экспертизы. Вторая проблема - компетентность независимых экспертных и сертификационных организаций. При привлечении негосударственных, независимых экспертных и сертификационных организаций к обслуживанию внешнеэкономической деятельности, как в интересах участников сделок, так и в интересах государственных органов контроля и управления, компетентность является одним из важнейших факторов. Нельзя эту работу доверять неграмотным специалистам, которых в период реформ расплодилось множество. Путей для борьбы с некомпетентностью в этой области может быть много: – принятие законодательства об основах экспертной деятельности, которое определяет области применения экспертизы, объекты экспертизы, права, обязанности и ответственность субъектов экспертной деятельности, организацию допуска организаций к экспертной деятельности, международное сотрудничество и многие другие вопросы.
– проведение работ по стандартизации экспертной деятельности. Стандарты должны конкретизировать требования к экспертам и экспертным организациям и процедурам их деятельности на основе закона. Эти стандарты могут быть как государственными, так и стандартами общественных объединений или отдельных организаций. – развитие системы аккредитации экспертных организаций при государственных органах управления и контроля (таможенных органах, органах лицензирования, валютного контроля и т.п.). Аккредитация должна обеспечивать допуск к проведению экспертизы в интересах этих органов только экспертным организациям, отвечающим определенным требованиям по своей компетентности, наличию подготовленных кадров, методической базы, необходимого оборудования, опыта работы в заявленной области и т.п. – сертификация систем качества оказания услуг в экспертных организациях на основе стандартов ИСО серии 9000 Таковы магистральные направления обеспечения компетентности экспертных организаций. При их реализации любой заказчик экспертизы будет уверен, что получит качественную услугу в экспертной области. Третья проблема - обеспечение международного признания результатов экспертной деятельности российских экспертных организаций и организаций из других стран СНГ. Это проблема имеет исключительную важность для защиты государственных интересов и интересов предпринимателей, особенно при проведении внешнеторговых экспортных операций. Проверки количества и качества, экспортируемых из России товаров требуют сейчас практически все иностранные покупатели. Однако из-за отсутствия системы признания результатов нашей экспертной деятельности за границей к таким проверкам на территории России чаще всего привлекаются не российские, а иностранные экспертные (инспекционные) компании. Факты свидетельствуют, что часто эти компании отступают от принципов объективности и независимости и, проводя не совсем объективную экспертизу, защищают интересы своей страны. Такое поведение наносит немалый ущерб нашим экспортерам и экономической безопасности России.
Признание результатов нашей экспертной деятельности за границей позволяет в значительной степени решить эту проблему. Хотя при этом требуется жесткий контроль за работой наших экспертных компаний на тех принципах обеспечения компетентности и объективности, которые были изложены выше. Обеспечение признания получается через процедуры сертификации или аттестации наших экспертных организаций в известных зарубежных органах, например, TUV, UKAS, а также процедуры вступления наших организаций в международные объединения инспекционных компаний (например, IFTA) через предусмотренные для этого проверочные процедуры. Четвертая проблема - недопонимание многими бизнесменами роли независимой экспертизы для обеспечения успешного проведения внешнеторговых операций. Это недопонимание во многом связано с недостатком денежных средств или желанием их сэкономить Независимая экспертиза, при её правильном применении может оказывать огромную поддержку как производителям - потребителям, так и непосредственно сотрудникам таможенных органов. Правильное применение негосударственной экспертной деятельности позволило бы значительно облегчить и ускорить работу таможенных органов. При должной поддержке со стороны государства деятельность независимых экспертных организаций могла бы стать неотъемлемой частью таможенного контроля. Сегодня экспертиза при таможенном контроле товаров в России осуществляется без привлечения независимых экспертов. Из-за нынешнего положения в области независимой экспертизы возникают значительные проблемы, связанные с очень длительными сроками проведения работ, что ведет к недовольству и конфликтам со стороны производителей. Заключение В соответствии поставленных цели, задач и проведенного исследования автором были сделаны следующие выводы: 1. Таможенная экспертиза - процессуальное действие, назначаемое должностным лицом таможенного органа, имеющего на это полномочия, при наличии основания и оформленное в соответствии с действующим законодательством. Таможенная экспертиза назначается в рамках таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и делам по административным правонарушениям, относящимся к области таможенного дела. Проведение экспертизы поручается, как правило, Экспертно-криминалистическим лабораториям ФТС России или поручается государственным судебно-экспертным учреждениям, которые являются специализированными учреждениям.
Для разрешения возникших вопросов могут назначаться дополнительные, повторные, комплексные и комиссионные экспертизы. Расходы на проведение экспертиз возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенного органа. Целью проведения экспертизы является установление истины, которое оформляется в форму заключения. Заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход исследований, проведенных экспертом. 2. Понятие «независимая экспертиза» означает, что эксперт не связан ни административно, ни финансово с федеральными, муниципальными органами, ни с производителем или продавцом товара, ни с надзорными и контролирующими органами, т.е. ни с кем, кто бы мог оказать влияние на его деятельность в силу заинтересованности в результатах экспертизы. Сфера применения независимой экспертизы значительно расширилась, но на настоящий момент не может занять должное место в системе таможенного контроля, в связи с не готовностью как сотрудников таможенных органов, участников ВЭД, так и государства в целом. Из-за нынешнего положения в области независимой экспертизы возникают значительные проблемы, связанные с очень длительными сроками проведения работ, что ведет к недовольству и конфликтам со стороны производителей. Сегодня экспертиза при таможенном контроле товаров в России осуществляется без привлечения независимых экспертов. Независимая экспертиза, при её правильном применении может оказывать огромную поддержку как производителям - потребителям, так и непосредственно сотрудникам таможенных органов. Правильное применение негосударственной экспертной деятельности позволило бы значительно облегчить и ускорить работу таможенных органов. При должной поддержке со стороны государства деятельность независимых экспертных организаций могла бы стать неотъемлемой частью таможенного контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|