Возвращаем контакт. Памятка лая родителей
Но как ни сильны императивы Мальчишечьего кодекса, подталкивающие мальчиков к отделению от родителей, требующие от них твердости и ограничивающие их эмоциональную жизнь, мы многое можем сделать, чтобы помочь мальчикам преодолеть это повсеместное давление. Я бы предложил предпринять следующие шаги: Как минимум, один раз в день, уделите мальчику свое безраздельное внимание. Это означает, что в это время вы не говорите с кем-то другим, не готовите, не моете, не читаете, не занимаетесь чем-то еще. Вы внимательно слушаете. Все ваше внимание направлено на мальчика. Иногда он не хочет говорить, а, может быть, хочет поиграть, или пожаловаться на трудное задание, или хочет, чтобы вы помогли ему с домашней работой,- пойдите ему навстречу, дайте ему понять, что вы рядом, что вам не все равно и что у вас всегда найдется время для того, чтобы заняться чем-то вместе. Это ничего, что он всегда срывается на вас. Может, он предложит обсудить какие-то моменты позже. Ему просто нужно чувствовать, что вы рядом и действительно хотите знать, что происходит в его мире. Поощряйте проявление полного спектра эмоций. С самого рождения и на протяжении всей жизни очень важно давать мальчику понять, что все его эмоции имеют право на существование. С маленьким ребенком это означает, что нам следует "возвращать" ему, копировать все чувства, которые ребенок выражает. Вместо того чтобы вызывать постоянно улыбку или смех, нам нужно показать ему, что мы готовы принять его грусть, страх и другие болезненные эмоции. Поэтому, когда малыш начинает хмуриться, зевать, пинаться или плакать, вместо того чтобы "веселить" его и "отвлекать", строя забавные мордочки или игнорируя проявления дискомфорта, покажите ему свое сочувствие, дайте ему понять, что вы понимаете, как он себя ощущает, и своими словами, выражением лица, жестами покажите, что вы уважаете и понимаете его подлинные чувства. Детям двух-че-тырех лет и школьникам надо задавать вопросы: "Что случилось?", "Ты о чем-то грустишь?", "Расскажи, отчего тебе грустно". А потом показывать свое сочувствие: "М-да, это нечестно", "Мне жаль, что так обидно получилось". Мы и сами должны говорить о самых разных эмоциях - радости, грусти, усталости, разочарованности, испуге, раздражении - вместо того, чтобы сводить все наши разговоры об эмоциях к словам типа "злость" и тем самым провоцировать мальчиков все свои переживания сводить к одному слову и одной эмоции.
Каждый день, общаясь с сыновьями, мы должны обращать пристальное внимание на то, что они говорят и как они себя ведут. Если сын жалуется, демонстрирует страх или озабоченность, плачет и так или иначе выказывает эмоции, связанные со скрытым страданием, расспросите его, что с ним происходит и выслушайте все, что он расскажет о своих переживаниях. Юношу обязательно спрашивайте о его отношениях с девушками, с другими ребятами, с братьями и сестрами, учителями, друзьями и знакомыми. Просите его рассказывать не только о том, что идет хорошо в отношениях, но и о сложных моментах. Спросите его, что ему нравится больше всего и что он считает сложным. Разговор о "положительных" и "отрицательных" сторонах взаимоотношений может вывести вашу беседу на более глубокие темы. Когда мальчик выказывает уязвимые чувства, не дразните и не насмехайтесь. Игривость и веселость естественна в отношениях с сыновьями, и веселая шутка иногда помогает пережить неприятные чувства и ситуации, однако в большинстве случаев важно не "обрубать" болезненные эмоции смехом и подтруниванием. Например, если сын приходит домой и жалуется, что учительница сказала, что ему нужно подстричься, вместо того, чтобы пошутить "точно, ты похож на меховой шарик", спросите, как он отреагировал на замечание, что он почувствовал, выслушайте его и скажите, что вы не придаете особого значения мнению учительницы. Или когда ваш сын-подросток уныло сообщает, что его подружка его бросила, вместо того, чтобы пошутить, что это ее отпугнул его запах изо рта или что его сердце "вероятно, разбито", спросите, не хочет ли он поговорить об этом, и, если так, выслушайте его и постарайтесь ответить сопереживанием на те чувства, которые он пытается передать. Насмешки и шуточки вряд ли помогут мальчику. Сочувствие, напротив, будет учить его выражать эмоции и справляться с самыми разными переживаниями.
Избегайте "языка стыда" в разговорах с мальчиком. Исследования, равно как и простое наблюдение, показывают, что родители, пусть и неосознанно, вызывают у мальчиков чувство стыда чаще, чем у девочек. Очень важно найти способ разговаривать с мальчиками так, чтобы не стыдить их, и чтобы они могли реагировать. Если мальчик сделал что-то, что вас удивляет или беспокоит, естественна реакция: "Как ты мог сделать это?" Но это подразумевает, что сделанное, что бы то ни было, было ошибкой и ставит мальчика в позицию злоумышленника. Вместо этого можно спросить: "Что происходит?" или "Что случилось?" Такая формулировка предполагает, что вы еще не составили своего мнения об обсуждаемой ситуации. Если ребенок приносит домой не богатый на прекрасные оценки дневник, родитель - вполне естественно озабоченный - может начать угрожать ему и выдвигать ультиматумы: "Ты должен больше заниматься. С такими оценками ты не попадешь в хороший колледж". Разумеется, мальчик и сам знает, что он учился не так хорошо, как другие, и не так хорошо, как ему самому хотелось бы. Более конструктивной реакцией родителя могли бы стать слова: "У тебя по-прежнему трудности с математикой, ведь правда? Что мы можем сделать, чтобы помочь тебе?" Или, предположим, мальчик отказывается от приглашения навестить друга или пойти на вечеринку. Вместо того чтобы сказать: "Тебе бы не помешало куда-нибудь сходить. Да и парень он хороший",- можно попытаться выяснить, почему ваш сын не хочет больше дружить с тем мальчиком: "Между вами что-то произошло?" или узнать, почему ему не хочется идти на вечеринку: "Там будет кто-то, кто тебе неприятен?"
Язык стыда обладает огромным влиянием на мальчиков, подпитывает их самоощущение "я плохой". Загляните за гнев, агрессию и непослушание. Во многих случаях мальчик, который кажется злым, выказывает много агрессии или не слушается, таким образом просит о помощи. Если вы заметили у мальчика такое поведение, постарайтесь создать условия, при которых он почувствует себя комфортно, и спросите, как у него дела. Маленькому ребенку вряд ли получится задать конкретные вопросы, а он вряд ли сможет ясно описать свои чувства, но постарайтесь сделать все для того, чтобы понять, что он чувствует. Например, если вы заметили что ваш сын уже сильно разозлился, вы можете сказать: "Боже мой, ты выглядишь очень расстроенным. У тебя все хорошо? В последнее время тебе пришлось нелегко?" Или, если учитель в школе или вы сами обратили внимание на мальчика, который постоянно грубит и задирает других детей, вместо того, чтобы наказать его, спросите, как идут дела у него дома. Спросите, чем он расстроен. Постарайтесь понять, что может стоять за этим поведением, какими именно уязвимыми чувствами вызваны его грубость и раздражение. Вы даже можете прямо сказать ему, что порой мы ведем себя вызывающе и агрессивно, когда на самом деле расстроены и грустим. Будьте открыты и щедры на любовь и сочувствие. Несмотря на все советы, что вы должны "отпустить" сына, не быть слишком привязанными к нему или не "нянчиться" с ним, дать слишком много любви или сочувствия - невозможно. Как мы уже обсудили в этой главе, вы можете нанести ему травму, если лишите своей близости и поддержки, поощряя "самостоятельность". Как можно чаще говорите мальчику, что вы любите его. Обнимайте его. Говорите, что вы гордитесь им и волнуетесь за него. Вовлекайтесь в его эмоциональную жизнь. Устраивайте совместные игры и делитесь своими эмоциями. Если он хочет побыть один, дайте ему такую возможность, но и скажите, что вы очень любите его и будете рядом, если понадобитесь ему. Близкие отношения не сделают его "девчонкой". Слишком много любви не бывает!
Убедите мальчиков, что они не должны быть "крепкими орешками". Так много мальчиков, даже самых маленьких, убеждены, что они должны быть "крепкими орешками". Когда у него проблемы дома, когда он переживает неудачи, или когда ему просто нужен рядом кто-то сильный, на кого можно физически опереться и у кого можно найти поддержку, мальчика часто призывают "быть мужчиной", быть уверенным и решительным. Не нужно заставлять мальчика быть сильным. Не надо "закалять" его. Всегда и всюду, несмотря ни на что, говорите мальчику, что он не обязан быть "крепким орешком". Говорите с ним искренно о своих собственных страхах и уязвимости, позволяйте ему тоже их иметь. Чем естественнее он будет вести себя с вами, тем свободнее он будет в выражении своей уязвимости и тем сильнее он станет. Создайте для него широкую и многогранную модель мужественности. Вопреки тому зауженному представлению о мужественности, которое создается школой, средствами массовой информации и т.п., помогите мальчику вывести свою собственную модель. Помогите ему создать модель широкую и продуктивную. Постарайтесь сделать для мальчиков то, что мы делаем для девочек, оценивая их достижения в первую очередь как человеческие, а не принадлежащие определенному полу. Это значит, что нужно поддерживать все их интересы, отношения, занятия. Это значит, нужно объяснять им, что большие мальчики тоже плачут. Это значит, что нужно знакомить мальчиков с людьми, выходящими за рамки тендерных стереотипов: мужчинами-медбратьями, женщинами-сантехниками, девушками, которые занимаются атлетикой, юношами, которые любят готовить и т.д. Особенно полезно для мальчиков познакомиться с таким человеком ("ролевой моделью"), чья мужественность абсолютно несомненна и многогранна. Когда вы даете сыну ощущение, что не существует одного единственного способа "быть мужчиной", вы помогаете ему развить в себе уверенность. Он понимает, что независимо от того, чем ему нравится заниматься, с кем он проводит время и какие чувства испытывает, он остается "настоящим мальчиком" и станет "настоящим мужчиной".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|