Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть II. Практические задания по программе предмета «русский язык и культура речи»




АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 

 

Т.В.ЕГОРОВА

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методические рекомендации

По выполнению контрольной работы

 

 

Алматы

 

 

Обсуждено на заседании секции языковых дисциплин

кафедры социально-культурных технологий

Протокол № 10 от 29 мая 2013г.

 

Зав. секцией языковых дисциплин __________________________________Т.В.Егорова

 

 

Утвержден Учебно-методическим Советом

 

Протокол №____от _________20___

 

Председатель УМС _________________________________проф. С.Г.Шеретов

 

 

Авторы:

Т.В.Егорова

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Сост. Т.В.Егорова. АФ НОУ ВПО СПбГУП, 2013.

 

 

 

 

© Т.В.Егорова

 

© АФ НОУ ВПО СПбГУП


Общие рекомендации по выполнению контрольной работы

Учебные планы специальностей «Социально-культурная деятельность», «Психология» и «Прикладная информатика» заочной формы обучения предусматривают выполнение контрольной работы по курсу «Русский язык и культура речи».

Контрольная работа должна включать следующие компоненты:

· Титульный лист: в название темы контрольной работы выносится наименование темы выбранного вами реферата и название «Практические задания по программе предмета «Русский язык и культура речи» (см. образец 1).

· Оглавление на отдельном листе с указанием страниц (образец 2).

· Введение, в котором требуется отразить следующие моменты: актуальность темы, предмет изучения, цель, задачи, структура работы.

· Часть 1. Название выбранной темы. Текст с разбивкой по рубрикам.

· Часть 2. Практические задания по программе предмета «Русский язык и культура речи».

· Заключение, в котором необходимо суммировать результаты изучения основных вопросов темы и высказать своё к ним отношение, а также определить направления для дальнейших обсуждений данной темы.

· Список использованной литературы на последнем листе контрольной работы, включающий не менее 5 источников и использованных словарей.

 

Максимальный объём работы – 20 страниц.

 

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи состоит из двух частей: теоретической и практической. Используя имеющиеся знания и дополнительные сведения из рекомендованной литературы, студент должен изучить и представить в контрольной работе не только теоретический материал в виде реферата по теме, но и выполнить письменные практические задания по культуре речи.

В 1-ой части контрольной работы предлагается подготовить обзорный реферат по одной из предложенных тем. Эта часть контрольной работы должна быть отпечатана на бумаге формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине).

Во 2-ой части контрольной работы необходимо выполнить 10 заданий на материале, который дифференцирован по шести вариантам, т.е. задания сформулированы для всех студентов одинаково, но каждый студент должен выполнять задания на материале своего варианта. Практические задания во 2-ой части выполняются по порядку на распечатанных листах своего варианта только В РУКОПИСНОМ ВИДЕ.

Выбор варианта осуществляется по первой букве фамилии:

1 вариант – А, Б, В, Г

2 вариант – Д, Е, Ж, З, И

3 вариант – К, Л, М, Н

4 вариант – О, П, Р, С

5 вариант – Т, У, Ф, Х, Ц

6 вариант – Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

 

Задания для контрольной работы

ЧАСТЬ I.

Задание Подготовьте обзорный реферат на одну из предложенных тем вашего варианта. Оформите его по всем правилам.

Вариант 1.

1. Языковая норма, её основные критерии. Причины нарушения норм в современном русском языке.

2. Орфоэпические нормы современного русского языка.

3. Научный стиль и его специфика.

4. Функции жеста и мимики в общении.

5. Описание как тип речи.

Вариант 2.

1. Особенности употребления рода имен существительных в речи.

2. Специфика официально-делового стиля.

3. Речевой этикет. Формы речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, просьба и др.

4. Общеупотребительные слова и лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.

5. Повествование как тип речи.

Вариант 3.

1. Особенности образования, склонения и употребления числительных в русской речи.

2. Разговорный стиль, его отличительные черты.

3. Рассуждение как тип речи.

4. Основные речевые ошибки и способы их предупреждения.

5. Культура переписки.

Вариант 4.

1. Нормы употребления имени прилагательного в русском языке.

2. Нормы синтаксического управления и согласования.

3. Основные жанры публицистической речи и их особенности.

4. Национальные особенности речевого этикета.

5. Устаревшая и новая лексика русского языка.

Вариант 5.

1. Важнейшие словари русского языка.

2. Нормы употребления местоимений.

3. Художественно-изобразительные средства языка: тропы и фигуры.

4. Речевые стратегии и тактики в деловом общении.

5. Специфика литературно-художественного стиля речи.

Вариант 6.

1. Акцентологические нормы русского языка.

2. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

3. Нормы употребления глагольных форм.

4. Русский речевой этикет и культура общения.

5. Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов.

 

ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

Задание 1. Перепишите текст, исправив орфографические и пунктуационные ошибки. Письменно объясните их.

Задание 2. Расставьте ударения в словах, укажите варианты (с пометами устаревшее, просторечное, грубо неправильное, дополнительное и проч.). К словам, значения которых вы не знаете или знаете неточно, выпишите толкования. Отметьте, какие слова являются заимствованными, определите по словарям их происхождение.

Задание 3. Подберите к указанным словам синонимы. Укажите, где возможно, антонимы.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения со словами-паронимами. Объясните разницу в значениях слов по словарю.

Задание 5. Выпишите из словаря 10 терминов вашей специальности, начинающихся на первую букву вашей фамилии, вместе с толкованиями.

Задание 6. Выполните грамматические упражнения.

А) Укажите род и склонение имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными.

Б) Поставьте существительные в указанную форму. Укажите случаи, когда возможны два варианта.

В) Просклоняйте числительное.

Г) Составьте предложения с синонимичными предлогами. Дайте стилистическую характеристику предлогов (например, разговорное, научное, деловое и др.)

Задание 7. Вставьте пропущенные окончания слов там, где это необходимо.

Задание 8. Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях. Дайте объяснение.

Задание 9. Напишите эссе на одну из перечисленных тем.

1. Моя оценка современного состояния русского языка.

2. Зачем нужна культура речи?

3. Нужны ли русскому языку заимствования?

4. Мое понимание выразительности речи.

5. Почему существует молодежный жаргон?

6. Речевой портрет моего современника.

7. Речевой автопортрет.

8. Есть ли особенности у женской (мужской) речи?

9. Нужна ли рекламе культура речи?

10. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

11. Коммуникативные неудачи в моей жизни.

12. Мое представление о понятии «языковая личность».

13. Мой опыт эффективного убеждения.

14. Ласковое слово и кошке приятно.

15. Я русский бы выучил только за то…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...