Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по выполнению заданий




ЧАСТЬ 1. Название реферата

 

Объем реферата по русскому языку и культуре речи не должен превышать 8-10 страниц текста. Текст реферата нужно разбить на две или три части по рубрикам. Теоретический материал из Интернета допустим в использовании, однако материал должен быть систематизирован и подтвержден примерами из текстов вашей специальности.

 

Обратите внимание!

Реферат – это свободное, осмысленное и обработанное изложение материала прочитанного источника, а не его переписывание.

 

ЧАСТЬ 2. Практические задания по программе предмета «Русский язык и культура речи»

Задание 1. Ищите ошибки в общеупотребительных словах на известные правила. Исправляйте их синей пастой и нумеруйте. Объяснение ошибок нужно производить после текста под определенным номером, подбирая правила русской орфографии и пунктуации к каждому случаю. Можно использовать общепринятые сокращения и подчеркивать члены предложения, объясняя тем самым ход ваших рассуждений. Например, запятая перед И ставится, потому что это ССП.

Задание 2. Не надейтесь на свои знания. Вам даны «проблемные» с точки зрения ударения слова, поэтому используйте орфоэпические словари, которые указаны в списке литературы. Обязательно укажите их выходные данные (автор, название, год и место издания).

Возможно, нормативное ударение покажется вам необычным, неожиданным. Выучите нормативное произношение данных слов и постарайтесь верно употреблять такие слова в речи.

Задание 3. Работая над синонимами, развивайте свой словарный запас. Для того чтобы правильно подобрать синоним, нужно точно понимать значение указанного слова. Антонимы подбирайте по возможности.

Обратите внимание!

СИНОНИМЫ – это близкие по значению слова одной части речи, а не развернутое описание значения слова.

Задание 4. Приступая к работе над паронимами, уточните, понимаете ли вы разницу в значениях предложенных слов и не смешиваете ли вы их в речи. Толкование значений слов-паронимов давайте по словарям, а предложения придумывайте самостоятельно.

Задание 5. Словари терминов по специальностям не указаны в списке общей литературы, т.к. их существует большое количество и для каждой специальности они специфичны. Поэтому указание словаря, которым Вы пользовались при выполнении этого задания, является обязательным условием. Работая над терминами вашей будущей специальности, выбирайте те из них, смысл которых Вам, только что приступающим к изучению основ специальности, понятен.

Задание 6 и 7. Изучите тему «Грамматические нормы русского языка» по любому указанному учебнику. Особо обратите внимание на специфику определения рода несклоняемых существительных, аббревиатур, на окончания существительных в разных падежных формах. Помните, что кроме мужского, женского и среднего рода есть слова общего рода и двуродовые слова. Определяя склонение существительных, не забывайте о разносклоняемых и несклоняемых словах. Трудности могут возникнуть и при склонении русских числительных. В таких случаях обращайтесь к справочным пособиям.

Задание 8. Внимательно читайте предложения. В каждом из них содержится какая-то речевая ошибка, которая, к сожалению, довольно часто допускается как в устной, так и в письменной речи. Исправьте ошибку и охарактеризуйте её. Основными речевыми ошибками являются: речевая избыточность (тавтология, плеоназм), речевая недостаточность, незнание значения слова, двусмысленность фразы, неправильный порядок слов, контаминация, алогичность, бедность словаря, ошибки в управлении, несоответствие вида или времени глагола, неправильное построение предложения и др. Подробно о видах речевых ошибок вы можете узнать в учебнике Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М.: Айрис-пресс, 2008..

Задание 9. Прежде чем приступить к сочинению рекламных текстов, ознакомьтесь с определением необходимых терминов и примерами риторических фигур в учебной литературе, определите объект вашей рекламы (туристическая компания, конкретный продукт, социальный проект и др.) и стиль написания. Минимальный объем текста – 5 предложений. Пример анафоры в тексте: «Лучший отдых в Таиланде! Только здесь вы сможете понежиться на мягком теплом песке. Только здесь вы забудете о ваших проблемах. Только здесь вы встретите профессиональное обслуживание. Мы ждем вас».

Задание 10.

Обратите внимание!

ЭССЕ – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2012)

Эссе представляет собой небольшое сочинение по выбранной теме, оно пишется в публицистическом стиле, переписывание готовых текстов из Интернета недопустимо. При написании эссеоцениваются самостоятельность мышления, ссылки на авторитетные высказывания, грамотность, композиционная стройность (начало – основная часть – заключение), соответствие стилю и объему (2-3 страницы).


Материал для практических заданий

ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ВАРИАНТ 1.

Задание 1. Петр занялся внутреними приобразованиями. Примером своим (и указами) уменьшил он число холопей. Он являлся на улице с одним или тремя динщиками, скачущими за ним. Бояре принуждены были распустить своих дворовых и сии разжыревшие тунеядцы разбрелись, впали в бедность и в распутство. Петр обещая им ненаказанность призвал их в службу. Собралось их множество. Рекрут набрано было до 32000. Петр из оных составил двадцать девять полков пехоты и коницы. (…)

Петр рассматривая роспись боярам и дворянам и видя многих неслужащих повелел всех распределить по полкам, а других во флот, послав в Воронеж и Азов для обучения морской службе. Петр обнородовал, чтоб никто не надеялся на свою породу, а доставал бы чины службою и собственным достоинством. (…)

Петр завоеванием Азова открыл себе путь и к Черному морю; но он не пологал того довольным для России и для намерения его зблизить свой народ с образоваными государствами Европы. Турция лежала между ними. Он не терпеливо оброщал взоры свои на северо запад и на Балтийское море коим обладала Швеция (А. Пушкин).

Задание 2. Мусоропровод, откупорить, баловать, арахис, дебаркадер, апостроф, сабо, завидно, зубчатый, искра.

Задание 3.

 

Слова Синонимы Антонимы
Аплодировать    
Аргумент    
Мизерный    
Рэкет    
Просчет    
Толерантный    
Бартер    
Инновация    
Фиаско    
Дифференциальный    

 

Задание 4.

Слова Толкование Предложения
Критический/ Критичный      
конструкторский/ конструктивный      
выборный/ выборочный      
гармонический/ гармоничный      

Задание 5.

Термины Толкование
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Задание 6.

А)

Прилагательные Существительные Род и склонение
  жарища  
  табу  
  хобби  
  умница  
  тюль  
  ООН  
  рефери  
  безе  
  априори  
  Токио  

Б) а) Именительный падеж, множественное число:

доктор  
полис  
госпиталь  

б) Родительный падеж множественного числа:

молдаване  
ботинки  
ружьё  

в) Предложный падеж единственного числа:

глаз  
сель  
объявление  

 

В) 1426 рублей

 

Падежи  
И.П.  
Р.П.  
Д.П.  
В.П.  
Т.П.  
П.П.  

 

Г)

Предлоги Предложения Стилистическая характеристика
из-за    
вследствие    

Задание 7.

  1. Состоялась встреча депутата Ирин… Хакамад… с избирателями.
  2. Экскурсанты любовались город… Куйбышев…, в то время как руководство вело переговоры с Никола… Куйбышев...
  3. К всеобщему удивлению, эта невзрачная девушка оказалась нов……… протеже режиссера.
  4. Итальянцы любят пасту – это так... спагетти с добавлением пряност..., моллюск..., краб....
  5. Никогда не забудут ужасов войны те, кто пережил… ее.

 

Задание 8.

Неправильный вариант Правильный вариант с объяснением
  Казахстанские спортсмены совершили блестящую победу на Олимпиаде.  
  Львиную часть дохода компании составляют чартерные рейсы.  
  Работа имеет в моей жизни очень большую роль.  
  Наши клиенты всегда ложат деньги в этот банк.  
  Год был дождливый и неблагоприятен для картофеля.  
  Закон принят обоими палатами парламента.  
  Пить сок желательно между приемами пищи (за 30-40 минут до еды). Выпитые во время еды, они могут усиливать брожение в кишечнике.  
  Она оказалась в преглупейшем положении.  
  Благодаря гриппу в нашем институте в настоящее время не посещает занятия 40% студентов.  
  Этот подарок преподнесли в дар детям телеведущие Первого канала.  

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...