Регион как субъект государственного управления. Государственная региональная политика (ГРП)
В современной России утверждается понимание трех уровней государственной политики: местный (город, район и ниже), региональный (область, край, республика) и уровень федеральный. Естественно, что важны все эти уровни, но для исследования особый интерес представляет региональный, и чтобы объяснить этот интерес, следует поподробнее рассмотреть понятие региона. Регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. В Указе Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. При этом отмечается, что регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ. В практике государственного управления России понятия "регион" и "субъект РФ" тождественны. На практике понятие «регион» употребляется в узком смысле для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта РФ, которое характеризуется таким чертами, как целостность и управляемость. В первом случае речь идет о наличии в регионе особого территориального сообщества людей, объединенного определенными историческими традициями, образом жизни, менталитетом и выступающего объектом управления со стороны органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках РФ.
С экономической точки зрения целостность региона означает наличие устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных связей, пропорциональное сочетание в нем различных отраслей народного хозяйства, рациональное использование регионального природно-ресурсного потенциала. Экономическая целостность региона проявляется прежде всего в комплексности регионального хозяйства, которая означает сбалансированность и согласованное развитие его производительных сил, отсутствие значительных внутрирегиональных хозяйственных диспропорций, наличие способности в условиях социальной и политической стабильности осуществлять в региональных пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. Характерной чертой региона является также управляемость, которая самым непосредственным образом связана с административно-территориальным делением Российской Федерации. В значительной степени управляемость обусловлена целостностью региона, так как органы государственной власти должны обеспечивать управление территориальными социумами во всех сферах их жизнедеятельности в пределах своей компетенции. Для России региональная политика (РП) имеет приоритетное значение. От ее эффективности зависит единство, целостность, стабильность государства, использование потенциала межрегионального обмена, социальное благополучие населения. Главными задачами ГРП являются: создание благоприятных макроэкономических условий для саморазвития каждого региона, предпосылок для наиболее полного использования природно-сырьевого и производственного потенциала, преодоление существенных различий по факторам роста, уровню жизни. При разработке и реализации РП учитываются предпосылки и факторы долговременного характера и складывающаяся текущая ситуация в регионах.
К долговременным факторам относятся природно-климатические условия, геополитическое и транспортно-географическое положение регионов, социально-исторические особенности и характер расселения, уровень экономического развития. Оцениваются природно-ресурсный и производственный потенциал, демографическая ситуация, инвестиционный, научно-технический и экспортный потенциалы. Текущая ситуация характеризуется прежде всего наличием социальных проблем. Решение социальных задач является залогом прочности политических и экономических устоев всего государства. В краткосрочном периоде обязательства государства сводятся к выравниванию бюджетных доходов во имя социальной справедливости по критерию государственных стандартов. Федеративное государство не может нормально функционировать при глубоких различиях в уровне жизни между регионами. Другие задачи социальной политики решают в основном органы власти субъектов РФ и местного самоуправления. В региональной политике необходимо, с одной стороны, сохранять приоритеты для регионов, имеющих особо важное стратегическое значение, стимулировать развитие городов и районов с крупным научно-техническим потенциалом, которые могут стать «точками роста» экономики; предприятий, являющихся основой жизнедеятельности местного населения. С другой стороны, требуются специальные методы регулирования в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, экологического состояния, с высоким уровнем безработицы, миграционными проблемами. Уровень развития регионов определяется в основном относительными (в расчете на душу населения) показателями производства валового регионального продукта (ВРП), промышленной и сельскохозяйственной продукции. Минэкономразвития РФ использует для этого 12 производственных и социальных показателей с выведением усредненного показателя в баллах. Основным критерием депрессивности регионов признано расчетное превышение расходов над доходами. В доходы включаются собственные доходы, трансферты, дополнительная помощь; в расходы – оплата труда в бюджетной сфере, детские пособия, стипендии, субсидии ЖКХ, средства на содержание социально-культурной сферы.
К депрессивным отнесены 28 регионов, в первой тройке – Дагестан, Бурятия, Тува. Проблемными стали регионы, где сосредоточены предприятия ВПК, легкая промышленность, металлообработка, регионы с экстремальными природно-климатическими условиями, небольшие поселения. Богатство и нищета регионов сейчас в решающей степени предопределяются наличием и освоением природных ресурсов, так как обрабатывающая промышленность находится в кризисном состоянии. В настоящее время РП становится более осмысленной и реализуется с учетом региональной специфики. Региональный фактор перестал быть дестабилизирующим, потерял политическую окраску и перешел в экономическую сферу, где каждый регион формирует хозяйственный механизм в рамках единой государственной социально-экономической политики. Этому способствовали следующие основные мероприятия: - приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными законами; - преобразование Совета Федерации, его состава; - создание федеральных округов и изменение политико-географической карты страны; - концентрация налоговых доходов в федеральном бюджете для последующего их перераспределения. В современных условиях проблемы взаимоотношений между Центром и регионами не сводятся, как прежде, к очередному перераспределению полномочий (т.е. борьбе за власть), доходных статей федерального бюджета. Во главу угла ставятся реальные потребности выравнивания экономического и социального развития регионов. Формой непосредственного участия государства в регулировании развития регионов являются федеральные региональные программы, финансируемые на долевых началах из федерального бюджета, особо важные инвестиционные проекты структурного характера, заказы на поставку продукции для общегосударственных нужд и др. Программы экономического и социального развития регионов выделяют приоритетные направления. В программы включаются меры государственной поддержки социально-экономического развития регионов.
Инициаторами разработки программ выступают, как правило, региональные власти. Они оценивают состояние региональной экономики, сопоставляют показатели с другими регионами, составляют реестры инвесторов. В настоящее время утверждено около 50 программ, но большая их часть финансируется не в полной мере. Реализуются также программы преодоления кризисов в депрессивных регионах. В этих случаях мерами ГП в отношении кризисных территорий являются: - структурная перестройка производственного комплекса; - уменьшение зависимости от внерегиональных поставок, импорта с замещением собственным производством; - перенесение налогового бремени с производства на социально избыточное потребление, на сверхприбыль; - создание региональных инвестиционных и инновационных фондов; - реконструкция предприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|