Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Остановимся на ФЦП развития образования на 2011-2015 годы




Главной целью ФЦП является: обеспечить доступность качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного и социально ориентированного развития. Данная цель будет достигнута посредством: 1) модернизации общего и дошкольного образования, как института социального развития; 2) приведения содержания и структур профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; 3) развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

 

51. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Развитие экономики на основе безудержного роста производства без учета закономерностей эволюции Земли привело к нарушению экологической системы биосферы. Ученные всего мира озабочены, что современный экологический кризис ставит под угрозу дальнейшее развитие цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем приводит к дестабилизации биосферы, утрате её целостности, си способности поддерживать качества окружающей среды необходимых для жизни. Ни одно государство не может чувствовать себя в безопасности ввиду системной взаимосвязанностей глобальных экологических процессов. Факторы, образующие в совокупности угрозу экологической безопасности человечества, отдельным странам и регионам, настолько очевидны и тревожны, что сохранение и восстановление среды обитания как общей системы жизнеобеспечения человека превращается в задачу первостепенной важности, в первую очередь с точки зрения перспектив промышленного (технологического, научно-технического) развития и правильной государственной политики.

Около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено в минерально-сырьевом комплексе. Добывающими отраслями обеспечивается 30% ВВП и около 50% экспорта. За счет экспорта минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивается около 80% валютных поступлений страны [2].

Производственно-хозяйственная деятельность коммерческих предприятий в рыночной экономике приобретает необратимый характер воздействия на природу и представляет собой одну из составных частей глобальной опасности.

Современные традиционные подходы к экономическому развитию базируются на количестве используемых природных ресурсов. В тоже время стремление увеличить добычу природных ресурсов и усилить их эксплуатацию может только ускорить процессы экологической деградации. Бесспорно, основой экономического развития любого государства в целом и территориальных подразделений являются минеральные, водные, земельные и лесные природные ресурсы. Каждый из них имеет свои особенности в целях, средствах и направлениях их сбережений, Так, российскими промышленными предприятиями используется огромное количество воды. Например: на выработку 1 т стали необходимо 200 кубических метра, на производство 1 т бумаги - 100, а на 1 т синтетических волокон -2500-500 куб. м. В России на 1 т произведенного этилена приходится 91 т переработанной нефти, в то время как в США этот показатель составляет 36, Японии - 29, а Германии - 24 т [3]. В случае углубления переработки нефти (основного сырья для химической промышленности), а также перевода хи­мического производства на другую технологическую базу на тех же сырьевых ресурсах возможно увеличить объем производства в 2-3 раза [4], К тому же при реализации на внутреннем рынке продуктов глубокой переработки нефти (пластмасс, каучуков, химических волокон) их стоимость в 1,5 раза превышает стоимость экспорта эквивалентного объема нефти, а значит, увеличивает объемы ВВП и занятость населения за счет роста числа технологических переделов на территории России.

В условиях ограниченности сырьевых ресурсов нельзя не коснуться проблем рационального использования энергоресурсов. Основу ресурсного потенциала страны составляют энергетические ресурсы, поэтому проблемы ресурсосбережения в первую очередь связаны с энергосбережением. Энергоемкость отечественного производства в 1,8 раз выше, чем в США и в 3 раза, чем Западной Европе. Энергоемкость российской продукции в промышленности а целом, сфере услуг, строительстве в 8-10 раз ниже, чем в топлнвио-энерпгтическом комплексе (ТЭК), и в 12-15 раз ниже, чем в металлургии, Энергоемкость продукции машиностроения по сравнению с топливной промышленностью меньше в 3 раза, а с металлургией» а 8-10 раз

На стадии обогащения и преобразования энергоресурсов теряется до 3% энергия. В настоящее время около 65% электроэнергии в стране производится тепловыми электростанциями [2]. При этом используется лишь 30-40% тепловой энергии, остальная часть рассеивается в окружающей среде с дымовыми газами, подогретой водой [5, с. 147]. Немаловажное значение в экономии этих ресурсов играет снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии: Потери природных ресурсов наблюдаются и при их добыче. Например, при разработке угля под­земным способом теряется в среднем 20% его запасов в недрах; потери калийной соли при подземной добыче равны 50%, а руды на подземных рудниках цветной металлургии - 18%. Однако, дело даже не в объемах использования природных ресурсов и производства промежуточной продукции, а в экономических структурах, их использующих. При сохранении сложившихся инерционных и техногенных подходов в природопользовании, техногенных подходов в экономике в стране никогда не хватит природных ресурсов для поддержания сложившегося типа развития даже при значительном увеличении эксплуатации природных ресурсов.

Выделим ряд экономических, юридических факторов, связанных с неэффективным использованием природных ресурсов, к которым можно отнести:

макроэкономическую политику, приводящую к экстенсивному ис­пользованию природных ресурсов; природно-ресурсный характер экспорта; высокую степень риска долгосрочных проектов вследствие экономической нестабильности; наличие действенного стимула в виде получения значительной и быстрой прибыли от продажи природных ресурсов; существование теневой экономики в использовании природных ресурсов; значительный износ основных производственных фондов в базовых отраслях, несовершенство законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;

неопределенность прав собственности на природные ресурсы; низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; ослабление управленческих, и прежде всего, контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; уровень экологической культуры населения страны.

Для достижения целей устойчивого развития необходимо повысить эффективность управления в области природопользования и охраны окру­жающей среды. Как отмечает Муравых А.И., действующая в настоящее время система государственного управления природопользованием и охра­ной окружающей среды ориентирована на наращивание объемов использо­вания природных ресурсов, что не способствует организации экономически эффективного и экологически безопасного природопользования в условиях перехода к устойчивому развитию [6, с. 26]. Факторами, отрицательно влияющими, на эффективность управления являются дублирование, избы­точность и недостаточность функций органов управления, их неправомер­ное совмещение и разделение. Несогласованность функций по проведению государственной экологической политики, прежде всего, между системой Министерства природных ресурсов (МПР) России и Роствхнадзором, что усугубляет проблемы осуществления эффективного экологического кон­троля. Действующий комплекс природоохранных министерств, федераль­ных служб и агентств не имеет общей целевой установки и связанных о ней задач, определяемых государственной экологический политикой, страдает разобщенностью, неправомерным совмещением и разделением функций, а также их дублированием, избыточностью и недостаточностью.

Надлежащим образом разработанные стандарты по защите окружающей среды и рациональному природопользованию могут инициировать внедрение инноваций, способствующих снижению суммарных издержек производства соответствующей продукции или повышению ее потребительской цен­ности. Внедрение инноваций позволят промышленным предприятиям более эффективно использовать всю совокупность факторов производства (начиная с сырья и заканчивая энергией и рабочей силой), компенсируя тем самым издержки, связанные с необходимостью выполнения законов по охране окружающей среды. В конечном счете, такое повышение производительности ре­сурсов делает бизнес более конкурентоспособным, а не наоборот. Система экономических стимулов должна базироваться на заинтересованности про­мышленных предприятий в эффективном природопользовании, включающей положение о том, что природные ресурсы обладают денежной ценностью.

Экологизация законодательства.. В конституционно-правовом аспекте:

- впервые в Основном Законе страны появились экологические права граждан (право на благоприятную окружающую среду, на информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением - ст. 42 Конституции) и обязанность каждого (от рядового гражданина до Президента) сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам - ст. 58 Конституции);

принят Закон «Об охране окружающей природной среды», в теле основных принципов охраны окружающей среды которого впервые провозглашен «приоритет охраны жизни и здоровья человека»; Закон «Об экологической экспертизе», которым впервые введены презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности и обязательность проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей этой деятельности;

- принят основной массив природоохранных законов («Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озера Байкал», Водный и Лесной Кодексы и др.).

В международно-правоврм аспекте - Россия присоединилась или ратифицировала большинство Конвенций природоохранной тематики (Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕ­СКО, Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Конвенция о биологическом разнообразии, Хельсинская и Бухарестская Конвенции по защите Балтийского и Черного морей от загрязнения, Конвенция Европей­ской Экономической Комиссии ООН по охране и использованию трансгра­ничных водотоков и международных озер и др.;

В уголовно-правовом аспекте - впервые в Уголовном Кодексе Рос­сии выделено самостоятельное понятие и глава «Экологические преступления,предусматривающая ответственность за 17 составов преступлений, а так же предусмотрена ответственность за экоцид.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...