Остановимся на ФЦП развития образования на 2011-2015 годы
Главной целью ФЦП является: обеспечить доступность качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного и социально ориентированного развития. Данная цель будет достигнута посредством: 1) модернизации общего и дошкольного образования, как института социального развития; 2) приведения содержания и структур профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; 3) развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
51. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Развитие экономики на основе безудержного роста производства без учета закономерностей эволюции Земли привело к нарушению экологической системы биосферы. Ученные всего мира озабочены, что современный экологический кризис ставит под угрозу дальнейшее развитие цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем приводит к дестабилизации биосферы, утрате её целостности, си способности поддерживать качества окружающей среды необходимых для жизни. Ни одно государство не может чувствовать себя в безопасности ввиду системной взаимосвязанностей глобальных экологических процессов. Факторы, образующие в совокупности угрозу экологической безопасности человечества, отдельным странам и регионам, настолько очевидны и тревожны, что сохранение и восстановление среды обитания как общей системы жизнеобеспечения человека превращается в задачу первостепенной важности, в первую очередь с точки зрения перспектив промышленного (технологического, научно-технического) развития и правильной государственной политики.
Около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено в минерально-сырьевом комплексе. Добывающими отраслями обеспечивается 30% ВВП и около 50% экспорта. За счет экспорта минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивается около 80% валютных поступлений страны [2]. Производственно-хозяйственная деятельность коммерческих предприятий в рыночной экономике приобретает необратимый характер воздействия на природу и представляет собой одну из составных частей глобальной опасности. Современные традиционные подходы к экономическому развитию базируются на количестве используемых природных ресурсов. В тоже время стремление увеличить добычу природных ресурсов и усилить их эксплуатацию может только ускорить процессы экологической деградации. Бесспорно, основой экономического развития любого государства в целом и территориальных подразделений являются минеральные, водные, земельные и лесные природные ресурсы. Каждый из них имеет свои особенности в целях, средствах и направлениях их сбережений, Так, российскими промышленными предприятиями используется огромное количество воды. Например: на выработку 1 т стали необходимо 200 кубических метра, на производство 1 т бумаги - 100, а на 1 т синтетических волокон -2500-500 куб. м. В России на 1 т произведенного этилена приходится 91 т переработанной нефти, в то время как в США этот показатель составляет 36, Японии - 29, а Германии - 24 т [3]. В случае углубления переработки нефти (основного сырья для химической промышленности), а также перевода химического производства на другую технологическую базу на тех же сырьевых ресурсах возможно увеличить объем производства в 2-3 раза [4], К тому же при реализации на внутреннем рынке продуктов глубокой переработки нефти (пластмасс, каучуков, химических волокон) их стоимость в 1,5 раза превышает стоимость экспорта эквивалентного объема нефти, а значит, увеличивает объемы ВВП и занятость населения за счет роста числа технологических переделов на территории России.
В условиях ограниченности сырьевых ресурсов нельзя не коснуться проблем рационального использования энергоресурсов. Основу ресурсного потенциала страны составляют энергетические ресурсы, поэтому проблемы ресурсосбережения в первую очередь связаны с энергосбережением. Энергоемкость отечественного производства в 1,8 раз выше, чем в США и в 3 раза, чем Западной Европе. Энергоемкость российской продукции в промышленности а целом, сфере услуг, строительстве в 8-10 раз ниже, чем в топлнвио-энерпгтическом комплексе (ТЭК), и в 12-15 раз ниже, чем в металлургии, Энергоемкость продукции машиностроения по сравнению с топливной промышленностью меньше в 3 раза, а с металлургией» а 8-10 раз На стадии обогащения и преобразования энергоресурсов теряется до 3% энергия. В настоящее время около 65% электроэнергии в стране производится тепловыми электростанциями [2]. При этом используется лишь 30-40% тепловой энергии, остальная часть рассеивается в окружающей среде с дымовыми газами, подогретой водой [5, с. 147]. Немаловажное значение в экономии этих ресурсов играет снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии: Потери природных ресурсов наблюдаются и при их добыче. Например, при разработке угля подземным способом теряется в среднем 20% его запасов в недрах; потери калийной соли при подземной добыче равны 50%, а руды на подземных рудниках цветной металлургии - 18%. Однако, дело даже не в объемах использования природных ресурсов и производства промежуточной продукции, а в экономических структурах, их использующих. При сохранении сложившихся инерционных и техногенных подходов в природопользовании, техногенных подходов в экономике в стране никогда не хватит природных ресурсов для поддержания сложившегося типа развития даже при значительном увеличении эксплуатации природных ресурсов. Выделим ряд экономических, юридических факторов, связанных с неэффективным использованием природных ресурсов, к которым можно отнести: макроэкономическую политику, приводящую к экстенсивному использованию природных ресурсов; природно-ресурсный характер экспорта; высокую степень риска долгосрочных проектов вследствие экономической нестабильности; наличие действенного стимула в виде получения значительной и быстрой прибыли от продажи природных ресурсов; существование теневой экономики в использовании природных ресурсов; значительный износ основных производственных фондов в базовых отраслях, несовершенство законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;
неопределенность прав собственности на природные ресурсы; низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; ослабление управленческих, и прежде всего, контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; уровень экологической культуры населения страны. Для достижения целей устойчивого развития необходимо повысить эффективность управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Как отмечает Муравых А.И., действующая в настоящее время система государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды ориентирована на наращивание объемов использования природных ресурсов, что не способствует организации экономически эффективного и экологически безопасного природопользования в условиях перехода к устойчивому развитию [6, с. 26]. Факторами, отрицательно влияющими, на эффективность управления являются дублирование, избыточность и недостаточность функций органов управления, их неправомерное совмещение и разделение. Несогласованность функций по проведению государственной экологической политики, прежде всего, между системой Министерства природных ресурсов (МПР) России и Роствхнадзором, что усугубляет проблемы осуществления эффективного экологического контроля. Действующий комплекс природоохранных министерств, федеральных служб и агентств не имеет общей целевой установки и связанных о ней задач, определяемых государственной экологический политикой, страдает разобщенностью, неправомерным совмещением и разделением функций, а также их дублированием, избыточностью и недостаточностью.
Надлежащим образом разработанные стандарты по защите окружающей среды и рациональному природопользованию могут инициировать внедрение инноваций, способствующих снижению суммарных издержек производства соответствующей продукции или повышению ее потребительской ценности. Внедрение инноваций позволят промышленным предприятиям более эффективно использовать всю совокупность факторов производства (начиная с сырья и заканчивая энергией и рабочей силой), компенсируя тем самым издержки, связанные с необходимостью выполнения законов по охране окружающей среды. В конечном счете, такое повышение производительности ресурсов делает бизнес более конкурентоспособным, а не наоборот. Система экономических стимулов должна базироваться на заинтересованности промышленных предприятий в эффективном природопользовании, включающей положение о том, что природные ресурсы обладают денежной ценностью. Экологизация законодательства.. В конституционно-правовом аспекте: - впервые в Основном Законе страны появились экологические права граждан (право на благоприятную окружающую среду, на информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением - ст. 42 Конституции) и обязанность каждого (от рядового гражданина до Президента) сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам - ст. 58 Конституции); принят Закон «Об охране окружающей природной среды», в теле основных принципов охраны окружающей среды которого впервые провозглашен «приоритет охраны жизни и здоровья человека»; Закон «Об экологической экспертизе», которым впервые введены презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности и обязательность проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей этой деятельности; - принят основной массив природоохранных законов («Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озера Байкал», Водный и Лесной Кодексы и др.). В международно-правоврм аспекте - Россия присоединилась или ратифицировала большинство Конвенций природоохранной тематики (Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Конвенция о биологическом разнообразии, Хельсинская и Бухарестская Конвенции по защите Балтийского и Черного морей от загрязнения, Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и др.; В уголовно-правовом аспекте - впервые в Уголовном Кодексе России выделено самостоятельное понятие и глава «Экологические преступления,предусматривающая ответственность за 17 составов преступлений, а так же предусмотрена ответственность за экоцид.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|