Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная политика: сущность и разновидности. Стратегия модернизации в современной России.




Из инета:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ политика есть политический процесс управленческого влияния главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, так и при осуществлении стратегии и тактики регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер.

Стратегия модернизации – комплекс экономических, политических и культурных инициатив, синхронная реализация которых предполагает «осовременивание» общества. Стратегия включает в себя 4 основных проблемы:

1. разработка средне- и долгосрочной стратегии развития общества, целью которой станет устойчивое преобразование существующей дуалистической социально-экономической структуры и создание предпосылок для органической интеграции России в мировое хозяйство.

2. установление отвечающего условиям сегодняшнего российского общества равновесия между признаками частной инициативы и государственной интервенции в хозяйстве.

3. приведение профессионально- интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития и политической системе с более сложной организацией.

 

4. качественное обновление основных политических институтов и содержания их деятельности, а также выработка свода принципов и норм государственного управления.

Можно выделить ряд критериев модернизации в различных областях общественной жизни:

- в социальной области – разделение функциональных ролей, выполняемых разными индивидами в обществе, в особенности разделение между обязанностями в общественном производстве, в политике и в семье, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости, основанной на эквивалентном обмене вещами (на вещной зависимости);

- в экономике – применение технологии, основанной на использовании научного (рационального) знания, появление вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубление общественного и технического разделения труда, развитие рынков товаров, денег и труда;

- в политической области – образование централизованных государств и в то же время - разделение властей, включение широких масс населения в политический процесс (хотя бы посредством выборов), установление политической демократии или, по крайней мере, популистского правления, формирование осознанных интересов различных общественных групп;

- в духовной области – дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие течений в философии и науке, религиозный плюрализм, развитие средств распространения информации (mass media, телеграф, почта и т.д.), приобщение крупных групп населения к достижениям культуры.

Специфику российской модернизации выделяет А. Г. Володин. Специфика эта, как пишет он в своей статье «Гражданское общество и модернизация в России (истоки и проблематика)», обуславливается несколькими факторами. Этими факторами являются: (1) трансконтинентальный размах, (2) устойчивость структуры стратификации общества и олицетворяющих её социально- институциональных связей, (3) стационарность политических структур патримониального государства, их моноцентрический характер, (4) доминирование патриархально – коллективистских ориентаций общественного сознания и мотиваций социальной активности, (5)слабая выраженность секуляристских ценностей в политической культуре.

Из ПГР:

Гос. политика – 1) комплексная совместная деятельность органов ГУ по разработке и реализации долговременных целей в общ-ве в целом или его отдельных сферах. 2) совокупность целей, задач и стратегий, отражающих принципиальные подходы и приоритеты власти, выражен. в конкретных программно-плановых и иных устойчиво воспроизводящихся мероприятиях.

Двояко – цели и инструменты / практич. форма их осущ-ния. Осн. атрибут – истолкование принципов, выраженных в PR-конструкциях (для общества и гос. аппарата).

Отличит. черты: 1) Разрабатывается высшим рук-вом страны. 2) Комплексный межотраслевой характер постановки задач и целей.+ влияние пиар Государственная политика – это основной формат активности государства. Особая характеристика функционирования государства.

Это совокупность целей, задач, стратегий кратко-, средне- и долгосрочного характера, воплощающие принципиальные подход и приоритеты власти к различным социальным процессам и выражающиеся в конкретных программно-плановых и иных устойчиво воспроизводимых мероприятиях.

Атрибуты: 1. Истолкование принципов, выражающихся в ПИАР-конструкциях обращения к обществу, международному сообществу и т.д. a. Акции b. Программы 2. Задействованы высшие центры управления. Политика зависит не только от режима, но и от отношения сложившихся блоков, отношения центр-регионы. 3. Государственная политика – комплексный характер постановки задач и целей. Любые стратегические направленности государства имеют резонансный характер. Решение в одной сфере отражается на другой. Стоит задача минимизации рисков. При постановке задач важно оценить отрицательные эффекты на другие отрасли и сферы.

Структура государственной политики.1.Соучастие в межведомственных программах других параллельных центров влияния и власти 2.Наличие ресурсов 3.Информация о последствиях той или иной политики 4.Базовые, технологические принципы.

Базовые – спецификация различных теоретических подходов

Технологические – освещение обязательного направления деятельности: 1. Сокращение издержек при реализации программы 2. Определение правил игры с контрагентами 3. Условия и приоритеты, которые действуют при нарушении правил 4.Гарантии государства для регулирования отношений 5. Соответствие отраслевой политики и политик в других сферах 6. Компенсация издержек целевым группам, которые они понесут в зависимости от реформы.

Структурные элементы: 1.Приоритеты с точки зрения позиционирования государства 2.Возможность диагностики ретроспективы и перспективы – мониторинг, контроль, прямое/косвенное манипулирование, наделение правами общественных организаций, уход от исполнения обязательств по различным причинам. 3.Процедурные, институциональные инструменты, которые используются для реализации и продвижения целей 4.Культурно-психологический компонент, отражение состояния общества.

Модели реализации государственной политики: 1. Взаимодействие государства со структурами, ведущая роль министерств, ведомств, внутренних институтов государства – одностороннее изменение функций 2.Паритет между государством и общественными структурами – не может расторгать коммуникации, высокая ответственность.

Механизмы: Планирование. Программирование. Прогнозирование

Из ответов прошлых лет

Государственная политика ¾ это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.

Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает: защиту граждан обеспечение социальной активности;создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения. Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий. (инициирование политики). (формирование политики). (осуществление политики). (оценка политики).

Важно отметить, что в разработке и реализации государственной политики найти разумный компромисс и прийти к согласию.Основные субъекты гос. политики:законодательные (представительные) органы власти; исполнительные органы власти;группы интересов и группы давления.Существует несколько моделей разработки ГП: Модель «сверху вниз» - государственные решения принимаются на высших уровнях государственного управления, а низовые уровни – пассивные исполнители политики. Модель «снизу вверх» - формирование ГП начинается с низовых структур управления при активном привлечении граждан, общественных институтов. «Централизованная модель» - политика формируется и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения. «Демократическая модель» - при сохранении централизованного правления государство создает условия для активизации деятельности граждан, используя механизмы привлечения к разработке ГП граждан и общественных объединений.Ни одна из основных моделей разработки ГП не встречается в «чистом» виде; на практике для решения различных по масштабу и характеру проблем применяются различные стили формирования ГП: перспективный подход – планированию и реализации ГП предшествует анализ тенденций и прогнозирование развития ситуации («работа на опережение»); реагирующий подход – конкретные действия по разработке и реализации ГП начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб; рациональный подход – основан на использовании экономико-математических методов и принципа рациональности; антикризисный подход – все усилия субъектов политики направлены на преодоление кризисной ситуации. Надежность, прозрачность, подотчетность, адаптируемость, эффективность - э ти принципы должны являться основой деятельности всех государственных институтов и административных процессов, а также быть легко проверяемы со стороны внешних организаций.

Виды государственной политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т.д.

Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образование, наука и др. Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др. Регулирующая политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка, и др. Административно-правовая политика связана с нормотворческой деятельностью и функционированием государства. Стратегическая политика охватывает взаимоотношения с зарубежными государствами и включает иностранную и оборонную политику. Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые требуют специальных действий.Обычно выделяют три уровня государственной политики: · макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран;· метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям;· микроуровень, затрагивающий решение локальных проблем.Формирование политической повестки дня связано с процессом рационализации и оптимизации ГП, т.е. с выявлением приоритетных сфер, проблем и целей, Реализация ГП – планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей.

Процесс реализации ГП – это совокупность взаимосвязанных мер и форм поведения, который следует отличать от выполнения политики как результата.

На этапе разработки ГП в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е формируется оптимальный механизм реализации ГП. Он включает:организационно-управленческую и нормативно-правовую основу,

финансово-экономическую компоненту, систему управления персоналом.Реализация ГП начинается Выделяют несколько уровней правового регулирования ГП:

Конституция РФ;федеральные конституционные законы;видовые федеральные законы;Государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ;

Приоритетные направления ГП современной России – сферы образования, здравоохранения, развитие жилищной сферы и сельское хозяйство.

Основным механизмом реализации ГП является программный подход. Производной программного подхода можно считать практику разработки и реализации национальных проектов, посредством которых предлагается решить проблемы в указанных сферах.

Дополнительно. Постоянной задачей правительства является рационализация государственной политики, что означает определение круга приоритетных отраслей, сфер и проблем, которым необходима государственная поддержка и стимулирование на основе заданных критериев ¾ экономических, социальных и др.Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих; нормативно-правовых;финансово-экономических; социально-психологических. прогнозирование, планирование и программирование.

Политическое прогнозирование представляет собой форму гипоте­тического отражения политики будущего, раскрывающего совокуп­ное влияние тех факторов, которые в данное время влияют на разви­тие объекта государственного регулирования. Такой характер «заглядывания» в будущее осно­вывается на стремлении учесть как научные рекомендации, так и на­копленный практический опыт в той или иной области жизни, а так­же данные о тех людях, которые будут реализовывать эти проекты.

при прогнозировании используются разнообразные методы, но главным из них является построение сце­нария развитияЦели и характер государственной политики определяют масшта­бы прогнозов. По этому признаку различают: макро (экономический), региональный, прогноз, осуществляемый на уровне отдельной орга­низации (учреждения), по производству отдельного вида услуг и т.д. Кроме того, прогнозы дифференцируются на долго-, средне-, крат­косрочные и оперативные, каждый из которых способствует формиро­ванию соответствующей государственной политики.

Планирование и программирование

гипотетического предвиде­ния, отражающего конкретные параметры активности и обязательства субъектов, действующих в определенных условиях и временных рамках для достижения формализованных целей. Еще одним типом технологических приемов формирования госу­дарственной политики является программирование. Оно представляет собой совокупность мер, направленных на решение конкретной про­блемы и жестко связывающих целевые задания и параметры деятельно­сти по их достижению

Реализация государственной политики в современной России

Здравоохранение. Образование. Доступное жилье Сельское хозяйство. Реализация Программы направлена на минимизацию действия факторов, препятствующих стабильному и долгосрочному экономическому росту России, это: 1) низкая эффективность государственного управления; 2) отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала; 3) низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора; 4) неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне; 5) низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения; 6) слабая диверсификация, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары; 7) инфраструктурные ограничения роста.

Целевые программы. Они увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления с комплексом научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...