Сущность рынка и механизм его функционирования.
Как уже было сказано в первой главе, макроэкономическое равновесие в национальной экономике достигается за счет равновесия на отдельных рынках. Прежде чем перейти к анализу макроэкономических рынков, рассмотрим этот экономический институт в целом. Как экономический механизм, рынок формировался на протяжении долгого времени развития человеческой цивилизации. Он заменил собой систему натурально-хозяйственных отношений. Основное назначение рынка – это организация взаимодействия продавцов и покупателей экономических благ. Особенностью рыночного обмена, отличающей его от натурально-хозяйственных отношений, является эквивалентность. Независимые рыночные агенты вступают во взаимовыгодный, эквивалентный обмен. Основными условиями возникновения рынка явились: • разделение труда, ведущее к специализации, росту производительности и налаживанию регулярного обмена в обществе; • самостоятельность хозяйствующих субъектов – частная собственность, которая делает этот обмен эквивалентным, т.е. рыночным, поскольку самостоятельные, независимые друг от друга частные собственники вступают в обмен при условии равноценности обмениваемых благ. Первоначально рыночные отношения осуществлялись без денег. Одной из основных причин появления денег стала как раз необходимость обслуживания этих отношений. Рынок является также системой регулирования экономической жизни общества. Это выражается через обслуживание производства, обмена, распределения и потребления. Так, именно рынок поставляет производственным предприятиям необходимые ресурсы и реализует их продукцию, определяя в то же время спрос на нее. В обменных отношениях рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Рынок является механизмом распределения доходов владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления - это канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Ну, и конечно, на рынке определяется цена на блага, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Как экономический механизм рынок можно разделить на «большой» и «малый». «Большой» рынок состоит из отдельных малых рынков (капитала, труда, жилья, продовольствия, страховых услуг и т.д., т.е. всего, что представляют собой отдельные сферы национальной экономики). Малые рынки разделяются на два вида – рынки ресурсов и рынки продукции (т.е. предлагаемых потребителю товаров и услуг). Одни хозяйствующие субъекты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации). Через соответствующие малые рынки ресурсов они продают другим хозяйствующим субъектам - производителям свои ресурсы, получая за них доходы. Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции и затем продают ее потребителям на соответствующих малых рынках продукции за свои доходы. Любой рынок подразделяется на все более узкие рынки. Например, если выделить на рынке ресурсов рынок труда, то он будет состоять в свою очередь из рынков по группам специальностей и профессий. Теперь рассмотрим функции рынка. Функции определяются стоящими перед рынком задачами. Рыночный механизм существует для того, чтобы дать ответ на три ключевых вопроса: • Что производить? • Как производить? • Для кого производить? В связи с этими задачами рынок выполняет следующие функции. 1. Ценообразующая функция. Это одна из основных функций рынка. С позиций неоклассической теории в результате взаимодействия производителей и потребителей и, соответственно, спроса и предложения на товары и услуги на рынке образуется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. Рыночная цена представляет собой баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
2. Информационная функция. Складывающаяся на каждом рынке цена товара несет в себе важную информацию, необходимую всем участникам экономической деятельности. Постоянно изменяющийся уровень цен на продукцию (товары, услуги) позволяет получить объективную информацию о спросе, ассортименте, качестве производимых продуктов. Например, повышение цены на какой-либо товар свидетельствует о его недостаточном предложении на рынке, а снижение цены об избытке по сравнению с платежеспособным спросом хозяйствующих субъектов. Объем формируемой на рынке информации позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сравнивать свое положение с конъюнктурой рынка, приспосабливать к его запросам свою экономическую политику. 3. Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности. Постоянные колебания цен не только выполняют информационную функцию, но и регулируют экономическую деятельность. Рост цен свидетельствует о необходимости расширения производства и соответственно увеличения предложения, а снижение цен – о сокращении производства той или иной продукции. Кроме того, информация рынка требует от производителей снижения издержек, повышения качества продукции и предоставления сервисных услуг. В то же время, рыночный механизм регулирования экономики не может защитить ее от инфляции, безработицы, цикличности развития. Здесь на помощь рынку приходит государство. 4. Посредническая функция. Рынок является посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи требующихся товаров и услуг. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность оптимального выбора между поставщиками аналогичных товаров и услуг. В свою очередь продавец, исходя из личных интересов, может выбрать и заключить соглашение с покупателем, наиболее для него подходящим.
5. Санирующая функция. Рыночный механизм – это система «естественного отбора» между участниками хозяйственной деятельности. Используя механизм конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий и открывает дорогу активным предпринимателям, старающимся захватить свою нишу на рынке. В результате такого процесса отбора предприятий повышается средний уровень эффективности и устойчивости национальной экономики в целом. В конкурентной борьбе часто проигрывают самые разные предприятия. По статистике жизненный цикл предприятия, относящегося к сфере среднего бизнеса, составляет 5 лет. Малые предприятия «живут» еще меньше, но часто гибнут и крупные фирмы. В условиях концентрации производства и капитала монополизация экономики деформирует санирующий механизм рынка. Однако она не может подавить конкуренцию настолько, чтобы прекратился естественный отбор. Конкуренция между участниками экономической деятельности является основным условием существования рынка. Именно она позволяет формировать рыночные цены, стимулировать производителей и покупателей на увеличение предложения одних товаров и услуг и сокращение других. Что же такое конкуренция, в каких видах она проявляется? Конкуренция – это соперничество между участниками рынка в ходе реализации экономических интересов. Она проявляется в борьбе за экономические ресурсы и в захвате сегмента рынка каждым участником хозяйственной деятельности. Достоинство конкуренции заключается в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся сторон. Конкуренция вынуждает предпринимателей: • снижать издержки производства и обращения; • повышать производительность труда, обновляя технологии; • расширять производство, проявлять инвестиционную инициативу;
• расширять ассортимент и повышать качество производимой продукции. Победу в конкурентной борьбе обычно одерживает тот из участников рынка, кто предлагает производимые им блага либо по более низкой цене, либо более высокого качества. Таким образом, основная роль конкуренции заключается в установлении определенного порядка на рынке, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров и услуг, продающихся по равновесной цене. Конкуренция проявляется в нескольких видах. В эпоху становления рыночного хозяйства появились два основных вида рыночной конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая, которые регулировали цены товаров и пропорции в экономике. Однако с развитием рыночной экономики стало ясно, что конкурентный механизм по-разному действует в различных условиях. Были выделены следующие типы конкуренции и, соответственно, конкурентных рынков. Совершенная (или чистая) конкуренция. Проявляется при наличии множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какого покупателя приобретать продукцию. Примером такого типа рынка в определенной мере может служить сельскохозяйственная ярмарка. Условием существования рынка совершенной конкуренции является то обстоятельство, что доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое решение фирмы о повышении или понижении цены не отражается на рыночном равновесии и уровне цен. Данная конкуренция совершенна еще и потому, что вступление новых фирм на рынок не встречает каких-либо препятствий и ограничений, вход и выход с рынка абсолютно свободны. Нет ограничений на доступ к той или иной информации о состоянии рынка, о ценах на товары, ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. Несовершенная конкуренция. Если хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не выполняется, такую конкуренцию называют несовершенной. Основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной мере воздействовать на цену. В настоящее время экономическая теория выделяет три типа несовершенной конкуренции: 1) монополистическую конкуренцию; 2) олигополию; 3) чистую (абсолютную) монополию. Монополистическая конкуренция. Этот вид часто встречается в рыночных условиях. Она представляет собой такой тип рынка, когда большое количество мелких фирм предлагает разные изделия сходного назначения. Вход на рынок и выход с него, как правило, не связаны с непреодолимыми трудностями, существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках продукции, производимой разными фирмами, делающей взаимозаменяемые товары, каждый из которых, однако, обладает какими-либо исключительными свойствами. Примерами такой конкуренции могут служить фирмы, производящие одежду, обувь, мебель, продукты питания, и имеющие некоторую возможность влиять на рыночную цену.
Олигополия. Это такой вид конкуренции, когда на рынке существует несколько крупных фирм, производящих как разнородную (автомобили, самолеты), так и однородную (металлопрокат) продукцию. Вступление новых фирм в ту или иную отрасль рынка, как правило, затруднено. Отличительной особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. Чистая монополия и чистая монопсония. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей, и может диктовать цены. Так, например, основным перевозчиком пассажиров в Москве является ГУП «Московский метрополитен». Барьеры для вступления в ту или иную отрасль практически непреодолимы. Монополия бывает естественная и искусственная. Естественная монополия возникает либо когда производство продукта требует уникальных природных условий, либо в случае, когда существование в отрасли нескольких производителей нецелесообразно. Искусственная монополия создается путем сговора производителей. Монопсония осуществляется тогда, когда на рынке существует единственный покупатель. Монополия выгодна для продавца, а монопсония обеспечивает привилегию для покупателя. Встречается и двусторонняя монополия, когда в отрасли существует один продавец и один покупатель. Такая ситуация, например, возможна при производстве военной продукции, когда есть одна фирма производитель, и один заказчик этой продукции – государство. При этом рассматривается ситуация на внутреннем рынке. Однако чистая монополия и чистая монопсония встречаются достаточно редко. Конкурентная рыночная среда должна оберегаться от возникновения чистой монополии или олигополии. Этого можно достичь только при вмешательстве со стороны государства. Основной целью применения государственных средств является достижение оптимального сочетания различных видов конкуренции и недопущение того, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупную эффективность конкурентной среды. Для формирования нормально функционирующих конкурентных рынков необходимы соответствующая законодательная база и общественные институты, эффективная кредитно-денежная политика, меры по защите интересов национальных производителей на мировом рынке. В современных российских условиях проблема защиты конкурентной среды стоит достаточно остро, так как монополия во многих отраслях производства сохранилась со времен СССР. 22 марта 1991 года был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», первый нормативный акт в России, направленный на развитие конкуренции. В этот закон постоянно по мере изменения рыночной ситуации вносятся изменения и дополнения. Последние изменения были внесены 26 июля 2006 года. В законе и дополнениях к нему определены понятия монопольно высокой и низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта и т.д. Закон запрещает таким субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ориентирована на пресечение недобросовестной конкуренции. Статья 17 - на предупреждение монопольных и олигопольных слияний. Крайней мерой, применяемой к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доминирующим положением, является принудительное разделение хозяйствующих субъектов, определяемое статьей 19. Конкуренция подразделяется также на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция, когда предприниматель привлекает покупателей своей продукции путем снижения цен, характерна для рынка совершенной конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в условиях рынка монополистической конкуренции и олигополии. Ее методами являются повышение качества продукции, послепродажное обслуживание, реклама и пр. В рыночных отношениях существует добросовестная и недобросовестная конкуренция. Первая осуществляется с применением этико-правовых норм при взаимоотношениях с партнерами. Вторая подразумевает технический шпионаж, подкуп работников фирмы-конкурента, ложную рекламу, использование в своих целях силовых органов по отношению к фирмам-конкурентам (ложный донос) и др. Кроме конкуренции обязательными атрибутами рынка являются экономическая неопределенность и риск. Неопределенность – это ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов и, соответственно, поведение участников хозяйственной деятельности. Когда неизвестна вероятность ожидаемого события, то оно может развиваться различными способами, таким образом, существует неопределенность. Даже если известен конечный результат, то все равно могут быть неизвестны сроки осуществления намеченного, отклонения от прогнозируемого варианта развития событий, непредвиденные последствия. Все это элементы неопределенности. В таких условиях принятие хозяйственных решений подвержено риску. Риск – это оценка вероятности ожидаемого события. Она не может быть абсолютно точной. Поэтому хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. Предприниматель - это человек, всегда идущий на риск и готовый к нему. Открытие собственного дела, участие в инвестиционном проекте, приобретение пакетов акций - все это связано с разнообразными рисками. Риск в условиях неопределенности неизбежен, так как степень оптимального выбора варианта, как правило, невелика. Проблемы риска имеют большое значение в таких сферах как кредитование, страхование, инвестиционные проекты. Любой предприниматель стремится свести неопределенность к минимуму и уменьшить степень риска, стараясь лучше изучить рынок, провести маркетинговые исследования, застраховаться от возможных убытков. Однако все эти мероприятия повышают уровень издержек. В то же время существуют различные способы снижения рисков в условиях неопределенности. Это, например, диверсификация, представляющая собой разностороннее и многообразное размещение средств. Покупка инвестором ценных бумаг многих компаний, работающих в разных отраслях экономики, вложение средств в разные активы, обладающие различной доходностью и степенью риска. Другим способом является система страхования банковских операций – поручительство, передача имущества под залог и т.д., которые применяются при кредитовании. Важным моментом является получение разнообразной достоверной информации, на основании которой осуществляется принятие решений. Все эти меры позволяют снизить степень рынка, но не могут исключить его полностью. Несмотря на то, что рынок на сегодня считается наиболее эффективной формой хозяйства, рыночные отношения не являются полностью совершенными и безусловно обеспечивающими прогрессивное развитие общества. Существует множество противоречий между интересами участников рынка, и сам он устранить их не в состоянии. Они получили название «несовершенств» или «фиаско» рынка. Основные несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. Рассмотрим основные виды несовершенств рынка. 1. Рынок не способен противостоять монополизации. Монополистические структуры неизбежно возникают в рыночных условиях и ограничивают свободу конкуренции. Если рынок не контролируется со стороны государства, то монополии формируются и укрепляются, а это ведет к диктату в ценовой политике, снижению качества продукции, искусственному сокращению производства. Такая ситуация вызывает необходимость государственного регулирования цен на электроэнергию, транспорт, продукцию сырьевых монополий. 2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага. Под общественными благами мы понимаем такие товары, которые должны быть доступны каждому, за которые не нужно платить. Это образование детей, организация дорожного движения, охрана общественного порядка, бесплатное здравоохранение. Однако товары, бесплатные для потребителя, не являются таковыми для общества. Их производство связано с издержками, которые не способен нести рынок, и следовательно, берет на себя государство. Подробнее мы рассмотрим эти проблемы в главе 7. 3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних эффектов, связанных, например, с ухудшением экологии, возникающим при увеличении общественного богатства. Так, рост числа автомобилей загрязняет воздух. Отходы производств отравляют реки. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Здесь также необходимо вмешательство государства, которое вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники экономической деятельности. 4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, снижать чрезмерное различие в распределении доходов. В его функции не входит обеспечение социальной справедливости при распределении ресурсов и доходов. Рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что ведет к социальному расслоению и усиливает социальную напряженность в обществе. 5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточную информацию, так как конкуренция заставляет участников рынка скрывать реальное положение дел в отрасли. Информация – это экономический ресурс и она стоит денег, поэтому производители и потребители обладают ей в различной степени. Отсутствие совершенной информации и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних участников рынка и лишают возможности принять оптимальные решения других. Информация является общественным товаром, и наиболее надежным ее поставщиком также выступает государство. Таким образом, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности, хотя в достаточной степени эффективным. Рыночные несовершенства могут смягчаться созданием соответствующих общественных институтов, участием государства в распределении ресурсов и решении проблем, которые не могут быть решены рынком. Разобравшись, в сущности рыночного механизма, рассмотрим его действие на различных макроэкономических рынках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|