Роль государства в регулировании экономических циклов и кризисов. Стабилизационная политика.
Экономический кризис (др.-греч. Krisis — поворотный пункт) — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Основные виды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства. Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.) Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которые превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке. С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла. Следствием экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъемы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах это может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут быть форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия)
Экономический (деловой) цикл — регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет. Причинами являются: периодическое истощение автономных инвестиций; ослабление эффекта мультипликации; колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д. Экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты) В зависимости от характера экономических спадов, охвата ими различных сфер или отраслей народного хозяйства необходимо различать следующие виды экономических кризисов: циклический, промежуточный, структурный, частичный, отраслевой. Циклические кризисы — это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой активности (деятельности) во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности. Промежуточные кризисы — это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, носят локальный характер и непродолжительны. Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности.
Отраслевые кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием хозяйственной деятельности в одной из отраслей промышленности, народного хозяйства. История таких кризисов наиболее полно прослеживается в угольной, сталелитейной, текстильной, судостроительной промышленности. Сезонные кризисы обусловлены воздействием природно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности. В частности, задержка с наступлением весны может вызвать кризис в коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива. Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства. Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует стабилизационную политику. Стабилизационная политика государства — совокупность способов, мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики, обеспечение полной занятости. Гос вмешательство подразумевает регулирование нескольких отраслей экономики. В условиях кризиса государство должно способствовать проведению стимулирующей денежно-кредитной политики, а в условиях подъема — сдерживающей во избежание возникновения инфляционной спирали. Иными словами, государство сглаживает острые углы экономики, приближая ее к идеальному виду. По набору используемых мероприятий стабилизационную политику делят на: фискальную, кредитно-денежную и комбинированную. Фискальная политика – воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Государственные расходы осуществляются на основе государственного бюджета, однако, они не могут превышать величину поступающих в бюджет средств. В ходе осуществления фискальной политики может возникнуть дефицит или избыток государственного бюджета. Финансировать бюджетный дефицит можно двумя путями: – позаимствовать у населения (продать ему облигации); – позаимствовать у Центрального банка. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит государственному банку.
Изменить количество денег в обращении Центральный банк может тремя путями: 1. Проведение операций на открытом рынке ценных бумаг. Центральный банк, покупая ценные бумаги, увеличивает денежную базу; продавая – сокращает ее. 2. Изменение нормы минимального резервного покрытия. Резервная норма - определенное количество денег, определяемое с помощью процента ко всем активам коммерческих банков и обязательных для хранения в Центральном банке в виде обязательных резервов. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставить коммерческие банки. И это ограничивает количество находящихся в обращении денег. 3. Изменение учетной ставки процента. Учетная ставка представляет норму процента, под который коммерческие банки получают кредиты у Центрального банка. При ее снижении объемы кредитов и количество денег в обращении возрастают, и наоборот. Сочетание двух политик: фискальной и кредитно-денежной нашло отражение в комбинированной политике. Так как стабилизационная политика сводится к манипуляции государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит государственного бюджета – это разность между расходами и доходами государства за определенный период. Государственный долг – это алгебраическая сумма бюджетного дефицита и избытков за все прошедшие годы. Государственный долг необходимо рассматривать в виде внутреннего и внешнего долга. К числу важнейших задач осуществления стабилизационной политики относят выбор комбинаций целей, наилучшим образом соответствующих хозяйственной конъюнктуре. Процедура определения оптимальной комбинации целей стабилизационной политики в закрытой экономике формально может быть представлена в виде максимизации функции популярности правительства. Она зависит от того, насколько конкретная комбинация его экономических целей отвечает интересам населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|