Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный сектор экономики: сущность и структура.




«провалы» рынка +незащищ группы на селения à гос-во вынуждено вмешиваться в распределение доходов à подоходное налогообложение à НО: есть и провалы гос-ва 1) осуществляя свои действия может привести к негативным последствиям (Ex: страхование безработицы à «провал» - иждивенческое поведение 2) неэффективность гос расходов (часто расходы в угоду полит целям)

Структура гос сектора: 1) гос предпрития (на праве хоз ведения и операт управления), бюджетные учреждения, гос корп (НКО, для реализации некоммерч целей), фонды, инновац центры, инкубаторы, науч парки.

Как создаются? Национализация, покупка акций, вновь создаются за счет бюджета

Гос заказ – заказ на производство ч-л со стороны гос-ва

Гос контракт – на поставку товаров и производство услуг.

Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Государственный сектор – ч асть экономики, находящаяся в государственной собственности, в отличие от той ее части, которая находится в частной собственности. Главной характеристикой государственного сектора является форма собственности. Обычно общественные блага производятся именно в этом секторе экономики.

Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Теоретически границы распространения государственной собственности определяются недостатками рынка (изъянами, провалами), историей становления государственности, внешними условиями жизни страны. Экономические функции государства реализуются с помощью ресурсов, сосредоточенных в общественном или государственном секторе.

Цели функционирования государственного и частного сектора принципиально различны, так как первый ориентирован на создание продукта безотносительно к затратам и выгодам и может воспроизводить свою деятельность за счет налогов, а второй вынужден будет покинуть рынок, если его производство не обеспечивает прибыль. Государственный сектор экономики является продуцентом и поставщиком дешевого сырья и услуг: транспорта, почты и некоторых услуг телеграфной связи, образования и подготовки кадров, здравоохранения, мероприятий по охране окружающей среды. При этом возможные убытки такой деятельности покрываются за счет средств государственного бюджета.

В государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает 2 путями. Первый – государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй – государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.

Государственная собственность реализуется по следующим каналам:

· Создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);

· Развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, авиация);

· Национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольной промышленности).

Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права. Предприятия частного права – это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.

Предприятия публичного права – это юридические самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов.

1. Государственные предприятия, в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Им не грозит банкротство.

2. Государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов).

3. На государственных предприятиях, с одной стороны, несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).

Наибольшими правомочиями по объектам государственной собственности на федеральном уровне располагает Правительство России в лице Федерального Агентства по управлению государственным имуществом, правомочия которого осуществляются по следующим направлениям: - управление и распоряжение объектами федеральной собственности по критерию эффективности и соответствия использования; - управление процессом приватизации; - управление пакетами акций доли предприятий, принадлежащих государству; - утверждение уставов, заключение и расторжение контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий; - принятие решений о несостоятельности (банкротстве) по объектам государственной собственности.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на 2 формы:

1. прямое воздействие на экономику через огосударствление, когда государство регулирует рыночные отношения путем участия в процессе производства, и

2. косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма.

Если прямое воздействие на экономику реализуется путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта, то косвенное регулирование означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и опосредованно влияя на рыночный механизм. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты (подробно механизмы описываются в вопросах 39, 41, 42).

Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...