Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный бюджет и его роль в государственном управлении.




Гос. бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и гос. управления.

Гос. бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год.

 

Структура бюджетной системы РФ (4х уровневая)

5. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

6. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

7. местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

8. бюджеты городских и сельских поселений.

 

Функции:

Функции госбюджета в экономической системе государства:

15. распределительная (перераспределительная) – перераспределение денежных ср-в в рамках единого нац.хоз-ва между отраслями, произв и непроизв сферами, отдельными территориями/группами населения. В р-тате складываются определённые пропорции между отраслями, осуществляется поддержка регионов с недостаточной налоговой базой для формирования собств.бюджетов, наименее защищённых групп. Бюджет используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, обеспечения равномерного развития регионов.

16. регулирующая и стимулирующая – повышение эффективности производства, средство привлечения доп.инвестиций. Напр, используя налоги, гос-во стимулирует/сдерживает развитие экономики. Поддержка отраслей (с/х, фундам.исследования, космос,..) via льготные кредиты, финансирование проектов => доп.импульсы к развитию.

17. контрольная – тесно связана с распределительной функцией. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется входе проверки расходования средств по их целевому назначению.

 

Являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами (функциями), которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений.

1) гос. бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных гос-территориальных образований;

2) пропорции бюдж. перераспределения определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

3) область бюдж. распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

4) сфера действия распределительной функции гос. бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства;

5) основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход.

 

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счёт перераспределения части нац дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Выделяют следующие группы доходов:

— налоговые доходы; (НДС, тамож пошлины, налог на прибыль (вродь 20%), акцизы (напр на табачную продукцию), НДФЛ, лицензионные и регистрационные сборы, на совокупный доход, на имущество

— неналоговые доходы; от имущества, находящегося в гос или мун собств, от продажи земли и нематер активов, поступления капитальных трансфертов из негос источников; администр платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэк деятельности

— безвозмездные перечисления; от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, + от гос организаций, от негос организаций, от наднациональных организаций)

Расходы бюджета - представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Зависят от множества факторов:

- уровня социально-экономического развития страны;

- административно-территориального устройства государства;

- внутренней и внешней политики;

- приоритетов государства и т.п.

Существует несколько классификаций расходов бюджета: экономическая, ведомственная и функциональная.

В рамках экономической классификации выделяют текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы на содержание и покрытие текущих потребностей. (содержание экономической и социальной инфраструктуры, оказание государственной поддержки нижестоящим органам власти.

В составе текущих расходов выделяют защищенные статьи. (от секвестирования)

Капитальные - выходят за пределы бюджета одного года, нацелены на получение эффекта в длительной перспективе (долгосрочное планирование)

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. (оборона, Охрана окружающей среды, Образование, Культура, Социальная политика.)

Ведомственная классификация: по главным распорядителям средств бюджетов. Ведомственная классификация необходима для адресного выделения средств и реализации принципа целевого использования бюджетных средств.

 

Бюджетный процесс — деятельность органов гос. власти, органов мсу и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению и утверждению, исполнению проектов бюджетов, проектов бюджетов гос. внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составление
- Начинается с бюджетного послания Президента РФ - Затем Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. - Составлением проекта федерального бюджета занимается Министерство финансов РФ (не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года). - На основании прогноза Правительством РФ утверждаются основные показатели (объем и динамика ВВП,прогноз инфляции) - С учетом этих показателей Минфин РФ разрабатывает проект федерального бюджета на очередной финансовый год. - Одновременно Минфин РФ разрабатывает перспективный финансовый план, который содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению гос. заимствований и финансированию основных расходов бюджета. - В целом работа по составлению проекта федерального бюджета исп-ым органом власти должна быть завершена к 15 июля. В проекте Закона о бюджете должны содержаться следующие основные хар-ки бюджета: 1. Общий объем доходов бюджета 2. Общий объем расходов 3. Дефицит бюджета — общий размер дефицита (профицита); источники финансирования дефицита бюджета С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогнозы социально-экономического развития РФ... Правительство утверждает проект федерального бюджета и вносит его до 15 августа на рассмотрение в Гос. Думу. Кроме того, до 1 октября текущего года Банк России должен представить в Гос. Думу проект основных направлений единой гос. денежно-кредитной политики на очередной финансовый год.
Рассмотрение и утверждение
В течение суток со дня внесения проекта федерального бюджета в Гос. Думу Совет Гос. Думы направляет его в комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям. Если соответствия нет, то проект бюджета подлежит возврату Правительству РФ, которое в течение 10 дней должно его доработать и представить в Гос. Думу. В первом чтении, ГД обсуждает и принимает или не принимает общие показатели федерального бюджета: общий размер доходов, расходов, дефицит. Первое чтение — это оценка Гос. Думой проделанной Правительством РФ работы и одобрение или нет проводимой ею экономической политики. Если Гос. Дума не принимает проект бюджета в первом чтении, то она может: — передать законопроект о федеральном бюджете в согласительную комиссию, которая обязана в течение 10 дней представить согласованный вариант; — вернуть законопроект в Правительство РФ, которое в течение 20 дней обязано доработать проект бюджета и представить его на рассмотрение в Гос. Думу. Во втором чтении ГД рассматривает и утверждает - расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ, - размер Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Если Гос. Дума отклоняет во втором чтении проект федерального бюджета, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию. В третьем чтении ГД рассматривает и утверждает - расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств В четвертом чтении проект федерального бюджета принимается в целом. Внесение в него поправок не допускается. Принятый ГД бюджет передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает бюджет в течение 14 дней. В случае отклонения федерального бюджета Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный бюджет. Одобренный Советом Федерации бюджет в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ.
Исполнение
Процесс исполнения бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий. Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета исходя из принципа единства кассы. Составной частью исполнения бюджета является кассовое исполнение бюджета. При этом действует принцип единства кассы. В соответствии с эти принципом зачисление поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета проводится на единый счет бюджета, с которого осуществляются также и все расходы. Исполнение бюджета возложено на исполнительные органы власти, которые являются распорядителями бюджетных средств. Главный распорядитель средств федерального бюджета — распределяет средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Основным документом, на базе которого осуществляется оперативное исполнение бюджетов, является бюджетная роспись. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета. Составляется в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в форме уведомлений показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя смету доходов и расходов по установленной форме. Отчет об исполнении бюджетов осуществляется уполномоченным исполнительным органом и может быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Гос. Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после представления указанного отчета в Гос. Думу. В свою очередь, Гос. Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. По итогам рассмотрения Гос. Дума принимает одно из следующих решений: — об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета; — об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета. Если в процессе исполнения бюджета фактически запланированные расходы не совпадают с доходами, то применяется процедура сокращения расходов бюджета (секвестирование). В результате сокращаются долгосрочные инвестиции, растут неплатежи и цены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...