Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие науки. Преднаука и её своеобразие




Тема

Особенности науки как формы общественного сознания

Учебные вопросы

Наука как тип знания

Наука как специфическая деятельность

Наука как социальный институт

ПОНЯТИЕ НАУКИ. ПРЕДНАУКА И ЕЁ СВОЕОБРАЗИЕ

Трудности определения понятия науки

Известный историк науки Дж. Бернал (автор фундаментального исследования «Наука в истории общества») пишет о «бесполезности и бессмысленности» попыток дать строгое и точное определение науки: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из её аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-то период её развития»[1].

Нетрудно определить, что такое геометрия Евклида или Лобачевского, физика Ньютона или Эйнштейна, биохимия или кибернетика и т.д. А вот, что такое наука вообще, - крайне сложно даже для науковедов. Поэтому единственным способом раскрытия феномена науки Бернал считает её развёрнутое описание с выделением различных аспектов.

 
 

Обычно науку рассматривают в трёх аспектах: система знаний, деятельность, социальный институт.

  1. НАУКА КАК ТИП ЗНАНИЯ

С точки зрения философии, наука:

  • во-первых, – это результат деятельности рациональной сферы сознания (а не чувственной и тем более – иррациональных его сфер);
  • во-вторых, – это объектный тип сознания с опорой на внешний опыт;
  • в-третьих, наука в равной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания.

Наука – рационально-предметная деятельность сознания.

Её цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационального знания не может быть ни чувственный опыт сам по себе, ни художественное воображение, ни религиозно-мистическое откровение, ни экзистенциальные переживания, а только мышление – либо в форме построения эмпирических моделей чувственного опыта, либо в форме конструирования теоретических объектов (мира «чистых сущностей» или мира идеальных объектов).

Рациональность – тип мышления, характеризующийся:

1) понятийно-языковая выразимостью;

2) определенностью понятий и суждений;

3) системностью (наличием координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями);

4) обоснованностью (существованием необходимых логических связей между мыслями);

5) открытостью для внутренней и внешней критики всех компонентов (оснований, средств и результатов мышления);

6) рефлексивностью (критическим взглядом на самого себя со стороны);

7) способностью к изменению и усовершенствованию.

Рациональное знание – более широкое понятие, чем научное знание. Всякое научное знание рационально, но не всякое рациональное знание научно. Многие пласты обыденного и философского знания – рациональны, но не-научны. Научная рациональность – это «усиленная» рациональность.

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЙ

1. Объективная истинность – отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от сознания (воли, мнений, пристрастий и прихоти) познающего субъекта.

2. Логическая обоснованность – соответствие законам мышления. В традиционной логике закон мышления – это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Требования же традиционной формальной логики достаточно просты и доступны любому исследователю. Прежде всего, надо соблюдать основные формально-логические законы:

- закон тождества;

- закон непротиворечия;

- закон исключённого третьего;

- закон достаточного основания.

Эти законы выражают коренные свойства логического мышления в целом, а именно:

- определённость;

- непротиворечивость;

- последовательность;

- обоснованность.

· Закон тождества требует, чтобы мысль в процессе рассуждения оставалась тождественной самой себе. Это означает, что нельзя отождествлять различные мысли или тождественные мысли принимать за различные. Недопустимы подмены понятий (тезисов). Данный закон выражает саму суть искусства мыслить – умение удерживать мысль. Причём речь идёт не только об отдельно взятой мысли, но и о системе аргументации, о взаимосвязях между мыслями.

· Закон непротиворечия гласит: «Два несовместимых суждения[2] не могут одновременно истинными; по крайней мере, одно из них – ложно». Иными словами, утверждая что-либо о предмете, нельзя не противореча самому себе, отрицать то же самое о том же предмете, взятом в то же самое время, в том же самом отношении. Противоречия не будет, если отрицание и утверждения относятся:

- к различным признакам одного и того же предмета;

- к разным предметам;

- к одному предмету, взятому в разное время;

- к одному предмету, рассматриваемому в различных отношениях.

· Закон исключённого третьего гласит: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, и третьего не дано». Это означает, что не надо искать «третье» (нечто промежуточное) в ситуации «одно из двух» («либо–либо»). Это – труд напрасный. А, с другой стороны, – не надо требовать однозначной определённости в ситуации неопределённости. Например, когда имеется третья возможность между утверждением и отрицанием. Так, между высказываниями: «Все обвиняемые виновны» и «Ни один из них не виновен», есть промежуточное: «Некоторые из низ виновны, а некоторые – нет»).

· Закон достаточного основания гласит: «Всякая мысль признаётся истинной, если она достаточно обоснована». Это означает, что нельзя признать мысль истинной, если у неё нет достаточных оснований. Кроме того, следует позаботиться и о соблюдении неосновных законов логики, например, правил определения понятий, деления их и т.д.

3. Системность. Система (греч. systema – составленная из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

4. Теоретическая новизна. -- приращение теоретических знаний в исследуемой предметной области.

5. Методологическая выдержанность. – – опора на существующие методы научного познания, - от обоснования научной проблемы до интерпретации полученных результатов.

6. Эссенциальность (от лат. essentia – сущность) – познание сущности изучаемых предметов. Процесс научного познания не может ограничиться описанием явлений. В нём должны быть раскрыты глубинные, сущностные связи и отношения в исследуемой области.

7. Опережающее отражение действительности. Наука вовлекает в своё исследовательское поле не только те объекты, которые включены в практику сегодняшнего дня, но и те, которые могут быть освоены в будущем. И с этим связаны её прогностические возможности. «Наука – это искусство предвидения, – писал известный немецкий физик и философ В. Оствальд. – Вся её ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предвидеть будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в по­четном знании – наука»[3].

8. Общезначимость. В отличие от религиозных представлений, многих философских воззрений и пр. научное знание претендует на общезначимость. Его результаты всегда могут быть проверены и подтверждены с помощью стандартных исследовательских процедур.

9. Особый язык. Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки.Научный язык создается на базе разговорного. Полностью отказаться от разговорного языка в науке невозможно, поскольку он обеспечивает взаимопонимание ученых разных отраслей. За разговорным языком сохраняется также роль универсального средства популяризации научных знаний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...