Понятие науки. Преднаука и её своеобразие
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема Особенности науки как формы общественного сознания Учебные вопросы Наука как тип знания Наука как специфическая деятельность Наука как социальный институт ПОНЯТИЕ НАУКИ. ПРЕДНАУКА И ЕЁ СВОЕОБРАЗИЕ Трудности определения понятия науки Известный историк науки Дж. Бернал (автор фундаментального исследования «Наука в истории общества») пишет о «бесполезности и бессмысленности» попыток дать строгое и точное определение науки: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из её аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-то период её развития»[1]. Нетрудно определить, что такое геометрия Евклида или Лобачевского, физика Ньютона или Эйнштейна, биохимия или кибернетика и т.д. А вот, что такое наука вообще, - крайне сложно даже для науковедов. Поэтому единственным способом раскрытия феномена науки Бернал считает её развёрнутое описание с выделением различных аспектов. Обычно науку рассматривают в трёх аспектах: система знаний, деятельность, социальный институт.
С точки зрения философии, наука:
Наука – рационально-предметная деятельность сознания.
Её цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационального знания не может быть ни чувственный опыт сам по себе, ни художественное воображение, ни религиозно-мистическое откровение, ни экзистенциальные переживания, а только мышление – либо в форме построения эмпирических моделей чувственного опыта, либо в форме конструирования теоретических объектов (мира «чистых сущностей» или мира идеальных объектов). Рациональность – тип мышления, характеризующийся: 1) понятийно-языковая выразимостью; 2) определенностью понятий и суждений; 3) системностью (наличием координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями); 4) обоснованностью (существованием необходимых логических связей между мыслями); 5) открытостью для внутренней и внешней критики всех компонентов (оснований, средств и результатов мышления); 6) рефлексивностью (критическим взглядом на самого себя со стороны); 7) способностью к изменению и усовершенствованию. Рациональное знание – более широкое понятие, чем научное знание. Всякое научное знание рационально, но не всякое рациональное знание научно. Многие пласты обыденного и философского знания – рациональны, но не-научны. Научная рациональность – это «усиленная» рациональность. КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЙ 1. Объективная истинность – отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от сознания (воли, мнений, пристрастий и прихоти) познающего субъекта. 2. Логическая обоснованность – соответствие законам мышления. В традиционной логике закон мышления – это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Требования же традиционной формальной логики достаточно просты и доступны любому исследователю. Прежде всего, надо соблюдать основные формально-логические законы:
- закон тождества; - закон непротиворечия; - закон исключённого третьего; - закон достаточного основания. Эти законы выражают коренные свойства логического мышления в целом, а именно: - определённость; - непротиворечивость; - последовательность; - обоснованность. · Закон тождества требует, чтобы мысль в процессе рассуждения оставалась тождественной самой себе. Это означает, что нельзя отождествлять различные мысли или тождественные мысли принимать за различные. Недопустимы подмены понятий (тезисов). Данный закон выражает саму суть искусства мыслить – умение удерживать мысль. Причём речь идёт не только об отдельно взятой мысли, но и о системе аргументации, о взаимосвязях между мыслями. · Закон непротиворечия гласит: «Два несовместимых суждения[2] не могут одновременно истинными; по крайней мере, одно из них – ложно». Иными словами, утверждая что-либо о предмете, нельзя не противореча самому себе, отрицать то же самое о том же предмете, взятом в то же самое время, в том же самом отношении. Противоречия не будет, если отрицание и утверждения относятся: - к различным признакам одного и того же предмета; - к разным предметам; - к одному предмету, взятому в разное время; - к одному предмету, рассматриваемому в различных отношениях. · Закон исключённого третьего гласит: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, и третьего не дано». Это означает, что не надо искать «третье» (нечто промежуточное) в ситуации «одно из двух» («либо–либо»). Это – труд напрасный. А, с другой стороны, – не надо требовать однозначной определённости в ситуации неопределённости. Например, когда имеется третья возможность между утверждением и отрицанием. Так, между высказываниями: «Все обвиняемые виновны» и «Ни один из них не виновен», есть промежуточное: «Некоторые из низ виновны, а некоторые – нет»). · Закон достаточного основания гласит: «Всякая мысль признаётся истинной, если она достаточно обоснована». Это означает, что нельзя признать мысль истинной, если у неё нет достаточных оснований. Кроме того, следует позаботиться и о соблюдении неосновных законов логики, например, правил определения понятий, деления их и т.д.
3. Системность. Система (греч. systema – составленная из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. 4. Теоретическая новизна. -- приращение теоретических знаний в исследуемой предметной области. 5. Методологическая выдержанность. – – опора на существующие методы научного познания, - от обоснования научной проблемы до интерпретации полученных результатов. 6. Эссенциальность (от лат. essentia – сущность) – познание сущности изучаемых предметов. Процесс научного познания не может ограничиться описанием явлений. В нём должны быть раскрыты глубинные, сущностные связи и отношения в исследуемой области. 7. Опережающее отражение действительности. Наука вовлекает в своё исследовательское поле не только те объекты, которые включены в практику сегодняшнего дня, но и те, которые могут быть освоены в будущем. И с этим связаны её прогностические возможности. «Наука – это искусство предвидения, – писал известный немецкий физик и философ В. Оствальд. – Вся её ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предвидеть будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном знании – наука»[3]. 8. Общезначимость. В отличие от религиозных представлений, многих философских воззрений и пр. научное знание претендует на общезначимость. Его результаты всегда могут быть проверены и подтверждены с помощью стандартных исследовательских процедур. 9. Особый язык. Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки.Научный язык создается на базе разговорного. Полностью отказаться от разговорного языка в науке невозможно, поскольку он обеспечивает взаимопонимание ученых разных отраслей. За разговорным языком сохраняется также роль универсального средства популяризации научных знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|