Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука – социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний.




Наука как социальный институт включает в себя:

· профессиональное научное сообщество с системой научных статусов и ролей;

· специализированные научные учреждения и организации: академии, университеты, институты, научные школы, лаборатории, испытательные полигоны и т.д.;

· систему отношений между ними (с учётом кооперации и разделения труда);

· систему подготовки научных кадров и повышения их квалификации;

· комплекс ценностей, образцов, норм и санкций, регулирующих научную деятельность;

· официальные органы, обладающие правомочиями научного признания труда учёных (например, ученые советы и высшие аттестационные комиссии);

· отработанные процедуры и формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

· испытанные формы апробации научных достижений (научные конгрессы, симпозиумы, конференции, семинары и т.п.)

· научные издательства, библиотеки и т.д.

· система финансирования, правового регулирования научной деятельности и использования её результатов, внедрения научных достижений в производство и т.д.

· научные традиции.

· систему теоретических знаний, а также принятых в научном сообществе способов постановки и решения исследовательских задач (методология).

В Западной Европе наука как социальный институт сложилась в XVII веке в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определённую автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания.

Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода в науке считается Роберт Кинг Мертон (1910–2003). Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений к созданию организованных структур, со своей иерархией, властным регулированием и регламентом.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) особо подчеркивал принудительную силу института по отношению к отдельному субъекту.

Толкотт Парсонс (1902–1979) указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределённых в нём ролей. – Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами.

Макс Вебер (1864–1920), подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

Современные институционалисты делают упор на прикладных аспектах науки. Нормативный момент уступает место прагматике: вместо «чистой науки» – «наука, поставленная на службу производству».

Наука как социальный институт зависит от социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для её развития. Исследования Мертона раскрыли зависимость современной науки от:

· потребностей развития техники;

· социально-политических структур;

· внутренних ценностей научного сообщества.

Было показано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт. В связи с этим возможны ограничения исследовательской деятельности и свободы научного поиска.

Институциональность обеспечивает поддержку тем видам деятельности и тем проектам, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей. Одним из неписаных правил научного сообщества является запрет на обращение к властям использования механизмов принуждения и подчинения в разрешении научных проблем. Требование научной компетенции становится ведущим для ученого. Арбитрами и экспертами при оценке результатов научного исследования могут быть только профессионалы или группы профессионалов.

Наука как социальный институт берёт на себя функции распределения вознаграждений, обеспечивает признание результатов научной деятельности, переводя, таким образом, личные достижения ученого в коллективное достояние.

Наука, по определению Томаса Куна (1922–1996), это деятельность научных сообществ. Понятие «научное сообщество» ввёл в обиход английский физик, химик и философ Майкл Полани (1891–1976), хотя его аналоги («республика учёных», «научная школа», «невидимый колледж» и др.) имели давнее происхождение. Предлагая использовать данное понятие, Полани стремился зафиксировать условия свободной коммуникации ученых и необходимость сохранения научных традиций.

Научное сообщество может быть понято как:

- как мировое сообщество всех учёных;

- как национальное научное сообщество;

- как сообщество специалистов той или иной области знания;

- или просто как группа исследователей, изучающих определённую научную проблему.

Роль научного сообщества может быть охарактеризована следующим образом:

· представители данного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области – тем самым они упорядочивают систему представлений о предмете и развитии той или иной науки;

· для представителей научного сообщества характерен универсализм: учёные в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания;

· научное сообщество выступает от имени коллективного субъекта познания, даёт согласованную оценку результатов познавательной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, так называемый этос науки. Учёный может быть понят и воспринят как учёный только при условии принадлежности к определённому научному сообществу. Поэтому внутри данного сообщества высоко оценивается коммуникация между учёными, опирающаяся на ценностно-оценочные критерии его деятельности;

· все члены научного сообщества придерживаются определённой парадигмы – модели (образца) постановки и решения научных проблем, или, как утверждает Т. Кун, парадигма управляет группой учёных-исследователей. Сами учёные предпочитают чаще говорить не о парадигме, а о теории или множестве теорий.

Как отмечают современные исследователи, научное сообщество представляет собой не единую структуру, а «гранулированную среду». Все существенное для развития научного знания происходит внутри «гранулы» – сплоченной научной группы, коллективно создающей новый элемент знания, а затем в борьбе и компромиссах с другими: аналогичными группами, его утверждающими. Вырабатываются специфический научный сленг, набор стереотипов и интерпретаций – в результате научная группа самоидентифицируется и утверждается в научном сообществе.

Однако, поскольку научное сообщество направляет свое внимание на строго определённый предмет и оставляет вне поля зрения все прочие, связь между различными научными сообществами является весьма затруднительной. Вход в специализированное научное сообщество оказывается настолько узким к загроможденным, что представителям разных дисциплин очень трудно услышать друг друга и выяснить, что же объединяет их к единую армию ученых.

В науке, понимаемой как научное сообщество, проблемы, на которых концентрируется работа последующих поколений ученых, образуют в совокупности длительно существующее генеалогическое древо. Если институциональные, социальные, идеологические условия неблагоприятны, то спорные проблемы долго не получают своего решения.

По мнению американского философа науки Стивена Тулмина (1922–1998), наука – это целостная человеческая инициатива, она не исчерпывается только собранием идей, аргументов или только системой институтов и заседаний. В науке соприкасаются и взаимодействуют три фактора:

· интеллектуальная история научной дисциплины;

· институциональная история научной специальности;

· индивидуальные биографии учёных.

В научном сообществе решающая роль принадлежит научной элите, которая является носительницей научной рациональности. От неё зависит успешность «выведения» новых продуктивных теорий и идей. Новые теории или стратегии научного поиска набирают силу лишь в том случае, если они серьёзно воспринимаются влиятельными представителями соответствующей профессии (лидерами и авторитетами в науке).

В воспроизводстве научной среды особую роль играют научные школы – организованные и управляемые структуры, объединённые

а) исследовательской программой,

б) единым стилем мышления и

в) возглавляемые, как правило, выдающимся учёным.

В науковедении различают «классические» и современные научные школы. «Классические» научные школы возникли на базе университетов, расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX века.

В начале XX века в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда на смену «классическим» пришли современные (или «дисциплинарные») научные школы, которые в отличие от «классической» научной школы ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые программы, формирующиеся вне рамок самой школы.

Когда же научно-исследовательская деятельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией поиска руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисциплинарная» научная школа превращалась в научный коллектив.

Объединение усилий научных коллективов осуществляется на основе междисциплинарной институционализации. Междисциплинарность размывает строгие границы между дисциплинами и обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания; утверждает установку на синтез знания в противоположность дисциплинарной установке на аналитичность. Междисциплинарность содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний. Существенные подвижки намечаются в понятийном аппарате науки на стадии междисциплинарной институционализации. Если понятия и термины конкретной научной дисциплины жестко связывают содержание термина и его предметную область и функционируют как бы в закрытом пространстве своей сферы, то междисциплинарные исследования предлагают «Новый словарь», иной дискурс – в нём должны быть соопределены, расширены и дополнены новыми контекстами смыслы входящих в него понятий.

В современный период развитие междисциплинарных институциональных форм стало дополняться ещё одним типом организации – промышленными лабораториями, характеризующимися синтезом фундаментальных и прикладных аспектов развития науки, а также интеграцией специалистов различного профиля, призванных решать единую задачу. Иногда говорят о возникновении так называемых гибридных организаций ученых, в которых предполагается переключение научных работников с одного типа деятельности на другой.

Наука не только энергоемкое, но в огромной степени и финансово затратное предприятие. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной. Вопрос, насколько оправдывают себя финансовые затраты на фундаментальные исследования в области разработки новейших вооружений, проанализировал американский исследователь в области философии техники Э. Лейтон на примере проекта «Хиндсайт». Перед участниками – 13 групп ученых и инженеров – на протяжении восьми лет ставилась задача изучить около 700 технологических инноваций. Были сделаны выводы, что только 9% из них в качестве своего источника имели новейшие научные достижения, а 91% – предшествующие технологии. Из выявленных 9% инноваций только 0,3% инноваций имели источник в области фундаментальных исследований. Все это убедительно показывает, сколь незначительна сиюминутная отдача науки и насколько затруднен процесс продвижения новейших научных разработок в сферу технологии и производства.

Если прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, то фундаментальные науки напрямую связаны с объёмом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ, которые утверждены государственными структурами. Ученые открыто говорят о том, что практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть гарантирован, непосредственно связан с его успешным технологическим применением.

Существуют данные, что до XIX века разрыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет; сейчас этот интервал сократился до 20–30 лет. Учёные приходят к выводу, что если научная деятельность по производству фундаментальных знаний и их приложению будет приостановлена хотя бы на 50 лет, она никогда не сможет возобновиться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...