Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12. Асноўныя напрамкі палітыкі самадзяржаўя ў Беларусі (апошняя чвэрць ХVІІІ – сяр. XIX ст.). Буржуазныя рэформы 60 – 70-х гг. XIX ст. і асаблівасці іх правядзення ў Беларусі.




 

В результате трех разделов Речи Посполитой белорусские земли оказались в составе Российской империи. На население новоприсоединенных территорий царское правительство смотрело как на дополнительный источник увеличения армии, обогащения государственной казны и своих высших сановников, но при этом стремилось задобрить представителей местной шляхты. Чтобы побудить землевладельцев присягать на верность новой власти, им после составления присяги оставлялись прежние имения и полные права на труд, имущество и личность крепостного крестьянина. Впрочем, иначе и быть не могло, если учесть, что крепостное право в это время царило и в самой России.

Существенным отличием Российской империи от бывшей Речи Посполитой была форма правления: Речь Посполитая представляла собой ограниченную (с 1791 г. – конституционную) монархию, а Российская империя-абсолютную монархию с неограниченной властью императора, называемого ”самодержцем". Это обстоятельство лишало шляхту целого ряда давних политических и гражданских прав (участие в сеймиках, выборный суд, свободный выезд за границу и т. д. ) и создавало повод для недоразумений между нею и новыми властями. Царские чиновники стремились расслабить оппозиционные настроения на белорусских землях, попеременно применяя относительно шляхты методы " кнута” и " пряника". Превосходство военно-принудительных средств в политике самодержавия подчеркивал административно-территориальное разделение белорусских земель. Здесь кроме обычного деления на губернии, как в ряде других опасных для царизма регионах Российской империи, существовали административные единицы более высокого уровня-генерал-губернаторства (Могилевская и Витебская губернии существовали в составе Белорусского генерал-губернаторства; Минская, Гродненская и Виленская губернии – в составе Литовского (виленского) генерал-губернаторства). Генерал-губернаторы обладали чрезвычайными полномочиями в вопросах использования войск, полиции и цензуры. Изначально, однако, российское руководство допускало определенные компромиссы в своей политике. Только после шляхетского восстания 1830-1831 гг. властями был взят курс на усиление репрессий и проведение ускоренной русификации белорусских земель. Политику самодержавия отныне определяли следующие шаги.

В общественной жизни власти продолжали сохранять первичное значение дворянского сословия, но при этом на территории “западных губерний” стремились ликвидировать превосходство католиков среди дворян, особенно тех, которые владели землей. После очередного восстания 1863-1864 гг. приобретать земли католиком (не только помещиком, но до 1885 г. – тоже крестьянам) в Беларуси вообще запрещалось. Кроме того, проводилось массовое увольнение с должностей представителей местной знати. Их место занимали чиновники из России, которых власти склоняли к переезду повышенными в полтора раза окладами, возможностью льготного получения казенных или изъятых у повстанцев земель. Правительством принимались также меры по переселению в Беларусь российских православных крестьян. Тем не менее, изменения в структуре земельной собственности в Беларуси происходили не такими быстрыми темпами, как того желало царское правительство. В конце XIX в. только в Могилевской губернии православным стала принадлежать большая часть земли. В остальных регионах Беларуси по-прежнему сохранялось преобладание католического землевладения.

В религиозной сфере царскими властями обеспечивалось доминирование Русской Православной Церкви. Увеличение числа ее прихожан произошло за счет ликвидации в 1839 г. униатской церкви. В ответ на восстания 1830-1831, 1863-1864 гг., которые проходили при преимущественном участии повстанцев-католиков и поддержке многих католических священников, властями были закрыты почти все католические монастыри и многие костелы. Их превращали в православные церкви, государственные и другие светские учреждения. Непреклонным было отношение российского правительства и к еврейскому населению, которое исповедовало свою отдельную религию-иудаизм.

Белорусов царские власти в качестве отдельного этноса не рассматривали, но в то же время стремились оспорить мнение, что Беларусь – это часть Польши. Российские ученые приступили к активному изучению истории, языка, этнографических обычаев населения, которое царское правительство официально объявило русским. Поскольку язык белорусов не признавался в качестве самостоятельного литературного языка, преподавать на нем в школе или печатать книжки не разрешалось. Этот запрет был частично снят только во время революции в 1905 г.

В области просвещения политика царских властей в Беларуси определялась развитием низшего образования, сдерживанием среднего и запретом высшего. Власти, особенно после подавления восстания 1863-1864 гг., принимали меры по обеспечению роста начальных школ в Беларуси (за 50 лет их количество увеличилось более чем в 10 раз), в организации которых видели способ русификации населения, воспитания его в духе верности самодержавию. Средние и высшие учебные заведения, по мнению царских чиновников, наоборот, являлись окружением антиправительственных настроений. По этой причине развитие среднего образования в” западных губерниях " замораживалось (в 1772 г. в Беларуси было 27 средних школ, в 1868 г. – 19, в 1905 г. – 27), а развитие высшего прекращалось. В 1820 г. была закрыта Полоцкая иезуитская академия, в 1832 г. -Виленский университет – в 1864 г. -Гори-Горецкий земледельческий институт. Просьбы о создании в Беларуси других высших учебных заведений власти игнорировали. Так, в 1903 г. в ответ на просьбу Минской городской думы о создании университета заместитель губернатора заявил: ”в Минске и без того сильный революционный настрой среди молодежи".

Несмотря на то что репрессивно-ограничительные меры царского правительства в первую очередь были направлены против местной шляхты, главной среды антиправительственных настроений, их применение негативно сказывалось на общем развитии белорусского края. Дело в том, что согласно законам Российской империи дворяне имели существенное преимущество над остальными социальными группами, и ограничение общественной и политической активности этой категории населения придавало белорусским землям вид отстающего, провинциального региона.

Осуществление в Беларуси буржуазных реформ произошло с опозданием и врезками. Инициатором их проведения в Российской империи был император Александр II. После отмены крепостного права (1861 г. ) он стремился создать условия для преодоления социально-экономической отсталости Российского государства, уменьшить сословное неравноправие своих подданных, активизировать их общественную инициативу. Важным шагом на этом пути стала земская реформа 1864 г., которая позволила в 33 губерниях Российской империи создать органы местного самоуправления-земства, в компетенцию которых были переданы дела просвещения, здравоохранения, организации путей сообщения и др. Выбирать земства (при условии наличия недвижимого имущества) могли представители различных сословий: дворяне, крестьянские общины, торговцы и промышленники, – но основную роль в земском самоуправлении играли помещики. В Беларуси большинство их составляли, по определению царского правительства, ” лица польского происхождения " – католики. По этой причине земства в Беларуси длительное время не вводились. Только в 1911 г. земская реформа была расширена на территории Витебской, Могилевской и Минской губерний.

Отсутствие земств в Беларуси обусловило ограниченный характер других буржуазных реформ-образовательной и судебной. Передача просвещения под опеку земских органов, предусмотренная школьной реформой 1864 г., способствовала быстрому развитию школьничества в центральных губерниях России. Белорусские земли, где школами продолжали приказывать государственные учреждения и православная церковь, начинали отставать от губерний, где существовали земства, по общему количеству школ и учащихся, доли грамотных среди населения (в 1897 г. 25, 7 % – в Беларуси, 30 % – в европейской части России).

Согласно судебной реформе (в Российской империи началась в 1864 г., на белорусские земли была расширена с 1872 г. ) суд делался всесословным, а часть дел передавалась в компетенцию мировых судов, решения в которых принимались с участием присяжных поверенных (адвокатов) и присяжных заседателей. Мировые судьи выбирались на земских собраниях. В Беларуси выборности судей не было, они по-прежнему назначались министром юстиции из числа " благонадежных граждан".

В 1875 г. на 32 белорусских города расширялось действие городской реформы. По ее возникали (а в Беларуси, где существовали собственные традиции Магдебургского права, восстанавливались) выборные органы городского самоуправления. Участвовать в выборах городских дум могли представители всех сословий, имевших в городе недвижимое имущество. Имущественный ценз был высок. Например, в Минске в 1893 г. избирательное право имели только 248 человек, или 0, 28% всех горожан.

Военная реформа, проведенная в 1874 г., отменила давнюю систему комплектования российской армии путем рекрутских наборов. До сих пор власти забирали в солдаты по одному человеку от определенного количества крестьян и мещан. Срок рекрутской службы был большой - до 25 лет. Обычно забранный в рекруты терял связь со всеми родными, а если и возвращался домой, то престарелым или инвалидом. Замена рекрутчины воинской повинностью, которая распространялась на всех мужчин, позволяла существенно сократить срок обязательной службы в армии. Для лиц без образования он не превышал 6-7 лет, а для лиц с высшим образованием составлял лишь полгода.

Осуществление буржуазных реформ было прекращено убийством Александра II в 1881 г. следующий император Александр III предпринял контрреформы-реакционные преобразования, направленные на пересмотр проведенных изменений. Россия осталась абсолютной монархией без права избрания центральных органов власти даже для дворян. Во второй половине XIX в. в других империях Европы-британской, Прусской или Австро – Венгерской-таким правом пользовались уже крестьяне.

Первый российский парламент-Государственная Дума - с законодательными полномочиями был созван только в 1906 г., в период Первой российской революции 1905-1907 гг. Однако 3 июня 1907 г. в Российской империи произошел государственный переворот. Царь Николай II без согласия депутатов распустил ІІ Государственную Думу, изменил в свою пользу избирательное законодательство и вновь начал править по сути единолично. Политическая модернизация царской России закончилась двумя революциями 1917 г., гражданской войной и установлением диктатуры одной партии-большевиков.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...