Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Рэлігія і культура на беларускіх землях у часы Вялікага княства Літоўскага.




7. Рэлігія і культура на беларускіх землях у часы Вялікага княства Літоўскага.

1. Возрождение. Среди представителей европейского Возрождения XIV—XVI вв. достойное место занимает восточнославянский и белорусский гуманист, первопечатник и просветитель, уроженец Полоцка Франциск Скорина (около 1490 — около 1551). Образование он получал, как предполагают историки, в Полоцке и Вильне, в 16 лет окончил Краковский университет. Тут он получил степень бакалавра — первую ученую степень в средневековых европейских университетах. Затем успешно сдал экстерном (без обучения) экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете в Италии.

6 августа 1517 г. Ф. Скорина первым среди восточных славян издал в чешском городе Праге печатную книгу «Псалтырь». Он перевел Библию на церковнославянский язык, приближенный к белорусской письменности и понятный простым людям, и издал ее в 23 книгах.

В организованной им в столице ВКЛ Вильне типографии в 1522 и 1525 гг. издал еще две книги: «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Гуманизм Ф. Скорины представлял собой систему взглядов, которая наивысшей ценностью объявляла самого человека и его право на свободное развитие. Ф. Скорина раскрывает глубокий смысл библейских преданий, рассуждает о разумном устройстве общества, воспитании человека. Он сформулировал нравственный завет: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощеши от иных имети…» Ф. Скорина стал основоположником нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Отчизне: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають». Важное место в литературе ВКЛ занял выходец из белорусской земли, представитель латиноязычной поэзии Николай Гусовский. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», где описал сцены охоты на зубров в Беловежской пуще, а также воспел время правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове.

2. Архитектура. Борьба с внешней угрозой активизировала оборонное строительство. В первой половине XIV в. строятся замки в Лиде и Крево. Выдающимся памятником оборонной архитектуры стал Гродненский замок. В замковом строительстве преобладал романский стиль, что придавало сооружениям массивность и суровый вид.

В культовом строительстве ярким примером готического стиля является оборонный храм — Троицкий костел в д. Ишколдь (Барановичский район), возведенный в 1472 г. В д. Сынковичи (Зельвенский район) в конце XV — начале XVI в. была возведена церковь-крепость, также выполнявшая оборонительную роль.

3. Живопись. Примерами живописи XIV — начала XVI в. являются фрески — роспись водяными красками по свежей штукатурке, которыми были украшены храмы, белорусские живописцы создали множество икон. В первой половине XVI в. развивается портретный жанр. В живописи создаются образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов относится портрет Юрия Радзивилла в рыцарских доспехах, которого за высокий рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Название сарматского портрета возникло оттого, что шляхта вела свое происхождение якобы от древних сарматов.

4. Религия в ВКЛ

Православие в ВКЛ

Православное христианство на белорусских землях стало распространяться в конце X в. В православие всех крестил князь Владимир. Главой православной Церкви является митрополит.

До начала правления Ягайло православие было основной конфессией. Долгое время православие преобладало на белорусских землях по количеству верующих. Но шляхта была преимущественно католической. И в разные времена осуществлялась миссионерская борьба католиков и православных в ВКЛ.

Когда в конце XVIII в. были осуществлены разделы Речи Посполитой, большая часть ВКЛ оказалась под властью Российской империи. Это отразилось на и на вере народа. Белорусы вновь крестились в православие, которое было главной конфессией и государственной религией в Российской империи.

Католичество в ВКЛ

Исторически первым католиком в ВКЛ является Миндовг – первый правитель ВКЛ. Когда Миндовг объединил земли и вступил на престол в середине XIII в., ему было поставлено условие для получения королевского титула. Он должен был креститься сам и крестить свой народ по католическому обряду. Поэтому государственную религию Великого княжества Литовского условно можно назвать именно католической.

После Кревской унии (1385 г. ) Ягайло крестит народ в католичество, тем самым расширяя область влияния этой конфессии в государстве.

После образования Речи Посполитой правила ужесточались, и католичество принималось принудительно. Тем, кто принимал католичество давали некоторые привилегии. Православным же в то время было крайне тяжело. Их права ущемлялись (например, они не могли занимать некоторые высокие должности).

Долгое время ВКЛ находится под присмотром главы католической церкви – папы Римского. Так же большое влияние оказывал Тевтонский орден, который тоже был под покровительством папы Римского и совершал многочисленные набеги на ВКЛ. Большое влияние на страну оказал католицизм во время Контрреформации как в религиозном, так и в культурном, политическом плане.

 Протестантизм в ВКЛ

Это христианское направление возникает в XVI в. Её основоположником стал Мартин Лютер. Протестанты сыграли огромную роль в период Реформации. Тогда магнаты хотели ограничить княжескую власть и расширить свои полномочия, а переход из католицизма в православие ничего бы не дал. Для этого шляхта массово переходила в протестантизм, а точнее – в кальвинизм.

Особенностью протестантизма было то, что оно стало очень быстро приобретать радикальные формы (например, антитринитаризм – отрицание триединства Бога). Когда началась Контрреформация (католическая Церковь стремилась вернуть протестантов в лоно Церкви), под влияние попали и простой народ ВКЛ. Очень много людей пострадало от внутренних конфликтов, а школы закрывались, или переходили под полный контроль Церкви.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...