Товарные знаки в рекламной деятельности
История товарного знака История товарного знака охватывает значительный промежуток времени. Почти за 4 тыс. лет до н.э. мастера-строители Ассирии и Вавилона врезали в камни строящихся зданий свои фирменные знаки. Эти знаки, обнаруженные археологами в XX в., можно считать предшественниками современных товарных знаков. Древние египтяне, греки и римляне пользовались ярлыками ремесленников и художников, служившими указаниями на происхождение изделия. По ним можно было определить, из какой мастерской и из какого города вышла данная продукция. Одним из первых прообразов товарного знака был особый знак, использовавшийся людьми с древнейших времен для отличия своих вещей от чужих и получивший название — тамга. Этот знак выдавливали на посуде из сырой (позже — из обожженной) глины выжигали на шкуре крупного рогатого скота и лошадей, вырезали на ушах мелкого рогатого скота, высекали на камнях и столбах, которые ставили у границ пастбищ и земельных владений. Тамги были индивидуальными и коллективными, т.е. принадлежали всему роду. Тамга представлял собой образец изобразительного искусства с соответствующим словесным обозначением. Знаки тамги выглядели как отдельные простые изобразительные элементы или их сочетание и включали круги, треугольники, квадраты, линии, стрелы, дуги и прочие графические символы. Простыми были также соответствующие слова, расшифровывающие широко распространенные в природе и в быту понятия: луна, амулет, палочка, поводок, глаза, гребень, вилка, лук для стрельбы, стрела, шест, чашка, черпак и пр. С развитием товарно-денежных отношений появляется необходимость выделить схожие товары разных производите-
лей. Мастера начинают применять особые клейма, напоминающие тамги. Когда с развитием рыночных отношений между производителем и потребителем появился посредник — купец, клеймо стало служить гарантией качества, что было особенно важно при перемещении товаров на большие расстояния. Покупатели часто отдавали предпочтение товарам мастеров с хорошей репутацией, определяя их по знакомым клеймам. На более позднем этапе, при объединении ремесленников в цехи, начинают исчезать индивидуальные клейма, взамен появляются цеховые клейма, которыми метится вся продукция цеха. При переходе к мануфактуре совершенствуется форма и символика клейм, которые приобретают лаконичные черты фабричных клейм. Фабричные клейма (реже в традиционном, а чаще — в преобразованном виде) сохранились в некоторых отраслях промышленности (обувной, фарфоровой и пр.) ряда стран. Еще одним прообразом товарного знака являлись всевозможные торговые вывески, а также вывески, говорящие о предоставлении платных услуг, например ночлега и пищи. В развалинах древнеримского города Помпеи был обнаружен особый знак, изображающий пять расположенных в ряд свиных окороков, который служил вывеской мясной лавки. Кузнецы ставили возле своей кузницы шест с колесом наверху. Городские портные, сапожники, парикмахеры выставляли в примитивных витринах атрибуты своего ремесла, а над входной дверью вешали большие бутафорные изображения туфель, сапог, ножниц, иголок с ниткой, имеющие объемную форму, а также в виде их силуэтов или рисунков. В Англии с XIV по XIX в. сложились типичные рекламные знаки — символы: бутылки с подкрашенной жидкостью у аптекарей; шест с красными и белыми лентами у парикмахеров; три куска сахара у бакалейщиков; три шара у ростовщиков; изображение шотландца в национальной одежде у табачников. В дальнейшем на вывесках появляются слова и знаки, указывающие на профессию, характер продаваемого товара, имя хозяина и его компаньонов и прочая информация.
Прообразы современного товарного знака и его близкие «родственники» имеют свои специфические черты и функции: 1) тамга — знак принадлежности, знак личной, групповой или коллективной собственности, выделяющий ее из других аналогичных предметов и сигнализирующий об ее охране; 2) клеймо — знак авторства индивида, группы лиц или корпорации, которым метится продукт, произведенный для продажи (товар); символ — подтверждает определенные качественные характеристики товара, вызывающий к нему устойчивое во времени доверие потребителей; 3) рекламный символ — изобразительный знак, служащий для привлечения клиента и информации о деятельности предпринимателя, не сообщающий о качестве товара и не дающий гарантий; 4) знак обслуживания — изобразительный, графический или комбинированный символ, гарантирующий высокое качество обслуживания, привлекающий клиента, информирующий о характере услуг; 5) торговая вывеска — изобразительный, словесный или комбинированный знак, информирующий о наличии товара или оказании услуг, иногда гарантирующий их качество; 6) название фирмы (фирменное имя) — слово, буква или их сочетание, которые могут читаться и произноситься. 7) фирменный знак — символ, рисунок или особый отличительный знак, иногда особый цвет или обозначение; 8) марка (товарная марка) — имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг других продавцов; 9) марочное название — часть марки, которую можно произнести; 10) марочный знак (эмблема) — часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например: символ, изображение, отличительная окраска или специфическое шрифтовое оформление;
11) торговый образ — персонифицированная торговая марка, закрепляющая ассоциацию положительного образа фирмы с высокими качествами товаров; 12) авторское право — исключительное (эксклюзивное) право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального, художественного произведения и ряда других объектов;
13) товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц1. Исторически товарный знак сложился как особый символ товарной собственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право распоряжаться данным товаром, получать прибыль и обязанность нести убытки за поставку некачественного товара. Это уже не только знак авторства и не только информация о характере продаваемого товара, но абстрагированный от него знак, являющийся интеллектуальной собственностью владельца. Поэтому товарный знак имеет материальную ценность, и у процветающих компаний может стоить миллионы или даже миллиарды долларов США. Неощутимый материально, товарный знак в ряде случаев дает его владельцу ряд материальных преимуществ, создавая ему высокую репутацию. Основные функции товарного знака — давать гарантию высокого качества и надежности товара, вызывать доверие потребителя к субъекту — владельцу товарного знака, быть основным элементом рекламной кампании. Товарный знак — явление, несущее в себе противоречивые элементы. С одной стороны, он центральная часть любой рекламы, с другой — сам постоянно нуждается в рекламе. С одной стороны, товарный знак побуждает потребителя к покупке данного вида товара, с другой — при умелых действиях с его помо-
1См.: Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Сборник законов и постановлений за 1992-1994 гг.; Соболева ТА., Суперанская А.В. Товарные знаки. М.: Наука, 1986; Волков СИ., Восканян Р.С. Товарные знаки в условиях рыночной экономики. М., 1991. щью формируется спрос на новые товары, в том числе находящиеся даже на этапе разработки. Тем самым товарный знак участвует в реализации цепи обратных связей в рыночной среде, так как фирма, знающая цену своему имени, никогда не выбросит на рынок товар, предварительно не исследованный и не опробованный со всех сторон. Товарный знак, в любой его форме, сам по себе ничто, но он обретает экономическую и юридическую силу, соединившись с рекламным товаром, и становится стимулом повышения его качества и престижа. В то же время для покупателя товарный знак — движущий мотив покупки и своеобразная гарантия качества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|