Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации




Методические рекомендации и ПЛАНЫ СеминарскиХ занятиЙ По «Новейшей истории России»

 

ТЕМА 1: Февральские события 1917 г. и развитие революции от февраля к октябрю 1917г.

 

Цель: рассмотреть эволюцию политических и социально-экономических процессов в России в период революционных событий 1917года, деятельность политических партий и лидеров, проследить причины и ход кризиса.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Причины февральской революции 1917г. в оценках современных исследователей.

2. Февральские события 1917 г. в описаниях современников и исследователей.

3. Лидеры февральских событий 1917г. в России.

4. Особенности образовавшейся власти: характеристика двоевластии.

 

ТЕМА 2: Тенденции в развитии революции от февраля к октябрю 1917г.

 

Цель: рассмотреть эволюцию политических и социально-экономических процессов в России в период революционных событий 1917года, деятельность политических партий и лидеров, проследить причины и ход кризиса.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Тенденции социально-политического, экономического развития России весной – летом 1917г.

2. Политические партии в России весной – осенью 1917г.

3. Политические кризисы власти 1917г.: причины и последствия.

4. Противоречивость политики Временного правительства и итоги деятельности.

Источники:

1. Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. – М., 1993.

2. Катков Г. М. Февральская революция. – М., 1997.

3. Ленин В. И. Письма о тактике //Полн. Собр. Соч., Т. 31, С. 131-144.

4. Ленин В. И. Задачи пролетариата в нашей революции //Там же, С. 149-186.

5. Ленин В. И. VП апрельская Всероссийская конференция. Доклад о текущем моменте. // Там же, С. 342-360.

6. Ленин В. И. Война и революция //Там же, Т. 32, С. 77-102.

7. Милюков П. Н. Воспоминания – М., 1991.

8. Российские либералы. – М., 1996..

9. Страна гибнет сегодня: воспоминания о Февральской революции 1917 г. – М., 1991.

10. Суханов Н. Н. Записки о революции. В 3-х т. – М., 1991.

11. Из глубины. Сб. статей – М., 1990.

12. Хрестоматия по Отечественной истории (1914-1945гг. ) / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М, 1996.

 

Обязательная литература:

1. История России (XX - начало XXI века): учебник для бакалавров / под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна; Всерос. акад. внешней торговли, Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2014. - 336 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 334-336. - ISBN 978-5-9916-2996-6

2. Сафонов, Д. А. Россия в начале ХХ века: учебник / Д. А. Сафонов, А. М. Бакирова, Е. Ф. Томина. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 425 c. — ISBN 978-5-7410-1460-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/61346. html

3. Чураков Д. О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть II. Великая Отечественная война 1941-1945 годы [Электронный ресурс]: учебное пособие по дисциплине «Новейшая отечественная история» / Д. О. Чураков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2014. — 192 c. — 978-5-4263-0183-2. — Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/70007. html

4. Россия в XXI веке. Политика. Экономика. Культура: учебник для студентов вузов / О. Д. Абрамова, Г. И. Авцинова, О. Н. Астафьева [и др. ]; под ред. Л. Е. Ильичева, В. С. Комаровский. — М. : Аспект Пресс, 2016. — 496 c. — ISBN 978-5-7567-0848-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/80704. html

Дополнительная литература:

 

1. Трудные вопросы истории России. XX - начало XXI века: учебное пособие / А. Б. Ананченко, В. П. Попов, В. Ж. Цветков, Д. О. Чураков; Министерство образования и науки Российской Федерации; под общ. ред. А. Б. Ананченко. - Москва: МПГУ, 2016. - Вып. 1. - 272 с. - ISBN 978-5-4263-0336-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=469407 (19. 02. 2018).

2. История России XX - до начала XXI века: учеб. пособие / Л. В. Милов, С. В. Воронкова, А. И. Вдовин и др. ; под ред. Л. В. Милова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Эксмо, 2010. - 959 с. - (История России с древнейший времен до начала XXI века). - ISBN 978-5-699-18159-9

3. Россия. ХХ век: История. Мифы. Память [Электронный ресурс]: коллективная монография / С. В. Алексеев [и др. ]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, Центр образовательных технологий, 2014. — 144 c. — 978-5-98079-998-4. — Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/39702. html

4. Чураков, Д. О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть 1. 1917-1941 годы: учебное пособие по дисциплине «Новейшая отечественная история» / Д. О. Чураков. — М. : Прометей, 2013. — 192 c. — ISBN 978-5-7042-2383-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/24005. html

 

Исследовательская литература:

1. Архипов И. Л. Общественная психология петроградских обывателей в 1917г. // Вопросы истории. - 1994, №7, С. 49-58.

2. Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. - М., 1997.

3. Волобуев П. В. Выбор путей общественного развития. – М., 1987 г.

4. Думова Н. Г. Кадетская партия в период 1-ой мировой войны и феральской революции. – М., 1988.

5. Булдаков В. П. На повороте //История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991.

6. Вада Х. Российские революции 1917 г. как комплекс революций в эпоху мировых войн. //Россия в ХХ веке. Историки Мира спорят. – М., 1994.

7. Герасимова Н. В. Земская реформа на территории Чувашии: выборы в волостные и уездные земства (июнь-декабрь 1917г. )// Вестник Московского ун-та. Сер. 8, История, 2003, № 1, С. 70-87.

8. Герасименко Г. А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 года и роль ее лидеров. // Вопросы истории, 2005, №7.

9. История России. ХХ век. / Под ред. В. П. Дмитриенко. - М., 2001.

10. Новейшая история Отечества. ХХ век. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. В 2-х Т. -М, 1999. Т. 1

11. Наумов Н. В. 1917 год: концепции революции в России и историческая реальность. // Вестник Московского ун-та. Сер. 8, История, 1993, № 4, С. 78-84.

12. Россия, 1917 год: выбор исторического пути. – М., 1989.

13.  Райман М. Заметки по интерпритации 1917 года. // Отечественная история, 1994, №4/5, С. 195-204.

14. Руднева С. Е. 1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. // Отечественная история, 1998, №1, С. 206-223.

15.  1917 год глазами отечественных и зарубежных историков. // Отечественная история, 1994, №1, С. 3-27.

16. Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры Российской революции 1917 года. - СПб., 2001.

17. Поликарпов В. В. «Новое направление» 50-70-х гг.: последняя дискуссия советских историков // Советская Историография. – М., 1996.

 

 

Методические рекомендации

В ходе данного занятия необходимо показать эволюцию исторических взглядов на характер, предпосылки, последствия Февральской революции и последовавших за ней событий. При этом надо учитывать многоэтапность её историографии: в ходе революции; в 20-е годы; в сталинскую эпоху; в эпоху «либерализации» 50-х годов; в 60-70-е годы; когда сформировалось «новое направление», в период переосмысления прошлого в 80-90-е годы. В процессе обсуждения 1-го вопроса студенты должны на основе изученной литературы определить собственную позицию и к авторам, и к событиям.

В ходе обсуждения 2-го вопроса на основе анализа конкретных исторических событий с использованием реферативных материалов надо определить трансформацию социальной структуру российского общества и его политических сил с марта по сентябрь 1917 г. Здесь следует подробно остановиться на характеристике социальных групп, на деятельности конкретных политических партий, дать развернутую оценку внутренней и внешней политике новой власти. Особое внимание следует уделить экономическому состоянию страны. Вся эта работа должна идти на основе глубокого изучения документов революции и выступлений политических лидеров.

На основе итогов 1-го и 2-го вопросов следует развернуть дискуссию о правомочности альтернатив в истории на примере событий августа-сентября 1917 г., о возможностях развития истории России, о причинах победы одного варианта. В данном контексте важно обсудить 3-ий вопрос семинара. Определить соотношение закономерностей и случайностей в переломные моменты истории, каковыми всегда являются революции.

В ходе подготовки к семинару надо изучить термины смежных наук: модернизация, многоукладность, цивилизационный кризис, альтернативность, политическое лидерство, политическая система, социальная структура, менталитет, субкультура, социокультурные явления, случайность, закономерность.

 

Темы рефератов

1. Россия накануне Февральской революции: власть, политика, экономика.

2.  Политические портреты деятелей февраля (Керенский, Корнилов, Милюков, Чхеидзе и т. п. ).

3. Экономическое положение России накануне Октября 1917г.: от кризиса

к хаосу.

4. Образы Русской революции в художественной литературе.

Литература к рефератам:

1. Герасименко Г. А, Гусев К. В. Александр Федорович Керенский. – М., 1996.

2. Голиков А. Г. Феномен Керенского. // Отечественная история, 1992, №5, С. 52-74.

3. Гребенкин И. Н. Генерал Л. Г. Корнилов: штрихи к портрету. //Отечественная история, 2005, №4, С. 108-123.

4. Сенин А. С. Александр Иванович Гучков. – М., 1996.

5. Старцев В. И. Крах керенщины. – М., 1982.

6. Белые генералы: Корнилов, Краснов и др. - Ростов/н Дон, 1998.

7. Аврех А. Л. Царизм накануне свержения – М., 1989.

8. Боханов А. Н. Сумерки монархии. – М., 1993.

9. Шанин Т. Революция как момент истины. Россия 1905-1907 – 1917-1922 гг. - М., 1997.

10. Хейлкон Л. Об истоках революции 1917 года. // Отечественная история, 1993, №6, С. 3-15.

11. Люлюкин Д. Знак беды. О России начала ХХ в. // Родина, 2003, № 3, С. 53-67.

12. Просул В. Я. Истоки трех русских революций. // Отечественная история. -1997, №6, С. 34-54.

 

ТЕМА 3: Октябрьские события 1917 г. и первые социально–экономические мероприятия советской власти

Цель: изучить особенности событий октября 1917г. в Петрограде, возможные альтернативы большевистскому захвату власти и характер первых социально–экономические мероприятий советской власти в стране.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические альтернативы осенью 1917г в представлении современной

историографии.

2. Борьба большевиков за власть и захват власти.

3. Первые экономические действия новой власти.

4. Внутренняя и внешняя политика большевиков в первые месяцы Советской

власти.

Источники:

1. Авксентьев Н. Д. Большевистский переворот. О предоктябрьских событиях в России. // Отечественная история, 1992, №5, С. 143-155.

2. Глобачев К. И. Правда о русской революции. Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения. // Вопросы истории, 2002, №7, С. 59-87.  

3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

4. Декреты Советской власти. Т. 1. – М., 1957.

5. Ленин В. И. Большевики должны взять власть. //Полн. собр. соч., Т. 34.

6. Ленин В. И. Марксизм и восстание //Там же.

7. Ленин В. И. Кризис назрел //Там же.

8. Ленин В. И. Советы постороннего //Там же.

9. Плеханов Г. В. Открытое письмо к петроградским рабочим //Вопросы истории, 1989, № 12.

10. Троцкий Л. Д. Термидор //Новое время, 1990, № 32.

11. Троцкий Л. Д. К истории русской революции. – М., 1990.

12. Октябрьская революция: Мемуары – М., 1990.

13. Ленин и ВЧК. Сб. документов. -М., 1987.

14. Коперативно-колхозное строительство в СССР 1917-1922. – М., 1990.

15. Новые документы о финансовых субсидиях большевикам в 1917 г. // Отечественная история, 1993, № 2, С. 128-143.

16. Русская православная церковь в советское время (1917-1991) - М., 1995.

17. Национализация промышленности в СССР. Сб. документов – М., 1954.

18. Сборник документов по истории СССР. Эпоха социализма. – М., 1979.

19. Октябрьский переворот: Революция 1917г. глазами ее руководителей. - М., 1991.

Обязательная литература:

1. История России (XX - начало XXI века): учебник для бакалавров / под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна; Всерос. акад. внешней торговли, Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2014. - 336 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 334-336. - ISBN 978-5-9916-2996-6

2. Сафонов, Д. А. Россия в начале ХХ века: учебник / Д. А. Сафонов, А. М. Бакирова, Е. Ф. Томина. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 425 c. — ISBN 978-5-7410-1460-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/61346. html

3. Чураков Д. О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть II. Великая Отечественная война 1941-1945 годы [Электронный ресурс]: учебное пособие по дисциплине «Новейшая отечественная история» / Д. О. Чураков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2014. — 192 c. — 978-5-4263-0183-2. — Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/70007. html

4. Россия в XXI веке. Политика. Экономика. Культура: учебник для студентов вузов / О. Д. Абрамова, Г. И. Авцинова, О. Н. Астафьева [и др. ]; под ред. Л. Е. Ильичева, В. С. Комаровский. — М. : Аспект Пресс, 2016. — 496 c. — ISBN 978-5-7567-0848-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/80704. html

Дополнительная литература:

 

1. Трудные вопросы истории России. XX - начало XXI века: учебное пособие / А. Б. Ананченко, В. П. Попов, В. Ж. Цветков, Д. О. Чураков; Министерство образования и науки Российской Федерации; под общ. ред. А. Б. Ананченко. - Москва: МПГУ, 2016. - Вып. 1. - 272 с. - ISBN 978-5-4263-0336-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=469407 (19. 02. 2018).

2. История России XX - до начала XXI века: учеб. пособие / Л. В. Милов, С. В. Воронкова, А. И. Вдовин и др. ; под ред. Л. В. Милова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Эксмо, 2010. - 959 с. - (История России с древнейший времен до начала XXI века). - ISBN 978-5-699-18159-9

3. Россия. ХХ век: История. Мифы. Память [Электронный ресурс]: коллективная монография / С. В. Алексеев [и др. ]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, Центр образовательных технологий, 2014. — 144 c. — 978-5-98079-998-4. — Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/39702. html

4. Чураков, Д. О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть 1. 1917-1941 годы: учебное пособие по дисциплине «Новейшая отечественная история» / Д. О. Чураков. — М. : Прометей, 2013. — 192 c. — ISBN 978-5-7042-2383-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/24005. html

 

Исследовательская литература:

1. Афанасьев В. Г. Стародубцев Н. П. Второй Всероссийский съезд Советов: Все ли сказано? // Вестник Московского ун-та. Сер. 8, История, 1992, № 2, С. 22-34.

2. Бутенко А. П. Правда и ложь о революции 1917 года: К 80-летию революции в России. // Социс, 1997, № 2, С. 30-47.

3. Бловатенко А. Большевистская революция как объект осмысления. // Преподавание истории в школе, 1995, №6, С. 22-25.

4. Белоцкий К. М. Гатчинский фронт (27 октября 1917г. ) // Вопросы истории, 1998, №3, С. 116-128.

5. Герасименко Г. А. Земства и Советы. // Свободная мысль, 1993, №4, С. 97-106.

6. Его же. Трансформация власти в России в 1917 году. // Отечественная история, 1997, №1 С. 60-76.

7. Октябрь 1917 г.: величайшее событие ХХ века или социальная катастрофа. – М., 1991.

8. Малиа М. «В поисках истинного Октября » //Отечественная история 1992, № 4.

9. К 80-летию революции в России. Дискуссия. // Социс, 1997, №11, С. 32-47.

10. Исаев И. А. Революционная психология и революционная законность: Российский опыт 1917 года. // Государство и право, 1995, №11, С. 143-148.

11. Октябрьская революция. Народ: ее творец или заложник? – М., 1992.

12. Волобуев П. В., Булдаков В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы истории, 1996, № 5/6, С. 28-38.  

13. Булдаков В. П. Октябрьская революция как социокультурный феномен //Россия в ХХ в. Историки мира спорят – М., 1994.

14. Волобуев П. В. Октябрьская революция: путь к демократии или диктатуре? //Там же.

15. Злоказов Г. И. Перевороты об «однородном социалистическом правительстве» после Октябрьской революции. // Отечественная история, 1996, №5, С. 132-145.

16. Леонидов В. Л. 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. // Отечественная история, 1998, № 4, С. 206-209.

17. Левяш И. Я. Русский коммунизм: альтернативы, драма духа, трагедия воли. // Социс, 1997, №11, С. 32-41.

18. История государственного управления России. - Ростов/н Дон, 2002.

19. Октябрь семнадцатого и судьбы России. // Свободная мысль, 1996, №10, С. 36-88.

20. Пантин И. К. Октябрь: движение в непредсказуемое. // Полис, 1997, №5, С. 49-67.

21. Томпкин С. Р. Триумф большевизма: революция или реакция? // Отечественная история, 1995, №5, С. 137-161.

22. Бурганов А. Х. Была ли возможность создания демократического правительства после Октябрьской революции? //Отечественная история 1993, № 5, С. 26-38.

23. Сушко В. Т. Зимний дворец до и после 25 октября 1917 года. //Вопросы истории, 1992, №8/9, С. 151-155.

24. Сапоговская Л. В. Золото в политике России (1917-1921гг. ). // Вопросы истории, 2004, №6.

25. Эктон Э. Новый взгляд на русскую революцию// Отечественная история, 1997, №5, С. 68-79.

26. Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. - М., 1997.

27. Фроянов И. Я. Октябрь семнадцатого. – СПБ, 1997.

 

 

Методические рекомендации

Первые два вопроса семинара предполагает прямое включение студентов в дискуссию о причинах победы Октябрьского переворота. В связи сэтим требуют пристальное изучение истории большевистской партии, пришедшей к власти (особенно с августа по октябрь). Необходимо знать решения VI съезда РСДРП(б), социальные и численные изменения в рядах партии, споры и разногласия большевистских вождей. Одна из задач дискуссии – понять причины роста авторитета большевиков среди различных социальных групп, сделать осознанный выбор позиции в отношении характера переворота, его легитимности и демократичности.

Во втором вопросе следует проследить на основе документальных источников процесс становления новой формы власти и системы управления, особо выделив меры экономического характера во всех отраслях: банковско-финансовой системе, промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере. Во время обсуждения этих проблем, надо понять в какой степени это соответствовало практическим потребностям, а в какой, теоретическим построениям.

Говоря о политических мероприятиях новой власти, необходимо показать эту систему власти на примере всех её органов, отношение к различным классам, партиям, общественным организациям. Особо следует остановиться на вопросе об Учредительном собрании. Наконец, надо раскрыть первые шаги Советов в международных отношениях, в частности Декрет о мире и Брестский мир, выяснив, что в этой политике от прагматизма, а что от утопии.

При подготовке к семинару обратите внимание на такие понятия, верхушечный переворот, революция, реформа, а также управление. Органы власти, система власти, парламентаризм, диктатура, демократия, легитимность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...