Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации. Темы рефератов




Методические рекомендации

Прежде, чем рассматривать фактическую сторону истории гражданской войны, при подготовке к 1 вопросу необходимо выяснить смысл гражданского противостояния в переломные периоды и его формы, поразмышлять об истоках войны в событиях революции, о связи войны и политике большевиков. Важно понять как объективную подоплеку гражданской войны, так и фактор стечения обстоятельств. Важный предмет обсуждения – вопрос о начале гражданской войны, поскольку эта проблема вызывает разночтения в исторической литературе по сей день.

Второй вопрос требует глубокого знания источников и фактического хода войны, т. к. на его основе возможна дискуссия о периодизации войны, о действительных событиях, ибо эта проблема подверглась мощной фальсификации в 30-е годы. Надо проследить исторические взгляды на гражданскую войну и их трансформацию  20-х годов до сегодняшнего времени и в результате определить собственное видение основных этапов войны.

Опираясь на фактический материал 20-го вопроса, надо определить место всех основных социальных групп в военном противостоянии, социальный состав Красной Армии и ее сторонников, Белого движения, выяснить состав и интересы «третьей» силы в войне, изменения в социальных настроениях на разных этапах войны. Целесообразно определить положение политических сил (партий и отдельных политических лидеров) в войне, общественные движения в этот период.

Наконец, 4 вопрос требует изучения политики правящей партии в годы гражданской войны, понимая многообразного явления «военного коммунизма» как политической меры, как идеологической доктрины, как состояния психологии масс. Следует вспомнить происхождение этого термина, определить круг мероприятий военного коммунизма, вскрыть идеологические корни этого феномена, сравнить эту идеологию с менталитетом социальных групп, с 1914 г. втянутых в непрерывное военное противостояние. Наконец, надо проследить экономические и социальные следствия, вытекающие из политики «военного коммунизма».

При подготовке к занятиям обратите внимание на понятия: гражданский мир и гражданская война; война и политика; террор и чрезвычайные меры; революция и контрреволюция; интервенция и оккупация; массовое сознание и правящая элита; регулярная армия и народное ополчение.

 

Темы рефератов

1. Демографические последствия Гражданской войны.

2. Гражданская война на Северном Кавказе.

3. История создания Красной Армии.

4. Добровольческая армия и другие Белые армии: история создания, цели и результаты деятельности.

5. Герои гражданской войны: мифы и реальность.

6. «Военный в коммунизм» в зеркале повседневности.

7. Цели и результаты военной интервенции.

Литература к рефератам:

1. Поляков Ю. А. Воздействие государства на демографические процессы в 20-30-ые гг. // Вопросы истории, 1995, №3, С. 122-128.

2. Жиромская В. Б. После революционных бурь. Население России в первой полвине 20-х годов- М., 1996.

3. « Оттянуть гражданскую войну не удастся». К истории формирования добровольческой армии. // Источник, 1999, № 3, С. 8-58.

4. Малыгин А. Я., Никитин А. Н. Следственные и судебные органы белых правительств. // Юрист, 1997, №6, С. 37-46.

5. Боржиевский В. Г. Белая разведка и контрразведка на Юге России во время гражданской войны. // Отечественная история, 1995, №5, С. 88-100.

6. Сепаратисты в стане Деникина. // Родина, 1995, № 2, С. 89-91.

7. Плотников И. Кто убил Колчака? //Родина, 1995, №1, С. 50-52.

8. Дроков В. Подлинные протоколы допросов адмирала А. В. Колчака// Отечественный архив, 1994, № 6, С. 21-58.

9. Цветков В. Донская страна: Генерал Константин Мамонтов и его соратники. // Родина, 2003, №2, С. 82-86.

10. Сергеев В. Н. Распад антисоветских правительств на Дону, Кубани и Тереке в начале 1918 г.: Ст. г. // Изв. Северо-Кавказского научного центра высш. школы. Общественные науки. 1990. №4. С. 17-25.

11. Медведев А. В. Социальное развитие деревни (1917-1920 гг. ) и эволюция кооперирования крестьянства// Социологические исследования, 1999, №12, С. 43-49.

 

 

ТЕМА 5: Экономическая политика большевиков в 1920-е годы. НЭП.

 

Цель: проанализировать особенности перехода и суть новой экономической политики в советском государстве, причины свертывания НЭПа.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Причины, условия и особенности перехода к НЭПу.

2. Сущность новой экономической политики: в аграрной, торговой, финансовой, промышленной сферах.

3. Причины свертывания НЭПа.

4. Оценка НЭПа в отечественной и зарубежной историографии.

 

Источники:

1. Ленин В. И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом на Х съезде РКП(б) //Пол. собр. соч., Т. 43.

2. Валентинов Н. В. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. – М., 1991.

3. Кондакова И. Столь успешное втирание очков всему свету. Неизвестные документы о Всероссийском комитете помощи голодающим (1921 – 1922 гг. ). Архивные данные о смутном времени. // Источник, 1995, № 3, С. 52 – 60.

4. Кронштадская трагедия 1921 года. Документы. В 2 книгах: Кн. 2. / Отв. редактор В. П. Козлов. - М., 1999.

5. На путях к рыночным отношениям. Ленин о НЭПе. - М., 1991.

6. Готье Ю. В. Мои заметки. – М., 1997.

7.  «Концессионная политика не дала сколько-нибудь значительных результатов не дала». О привлечении иностранного капитала в экономику СССР 1920-х гг. // Исторический архив, 2002, №1, С. 101-105.

8. НЭП: взгляды со стороны – М., 1991.

9. Протоколы президиума Госплана СССР 1923. Сб. документов в 2 частях. - М., 1991.

10. Сабашников М. В. «В успех не верю, но долг велит». К истории всероссийского комитета помощи голодающим (1921г. ). Письма // Источник, 1999, №1, С. 57-65.

11. Юровский Л. Н. Денежная политика Советской власти. 1917-1927. – М., 1996.

12.  «Советская власть обречена»: Аналитический обзор 1921г. / Предисловие С. В. Кулешова// Исторический архив, 1995, №4, С. 100-106.

Обязательная литература:

1. История России (XX - начало XXI века): учебник для бакалавров / под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна; Всерос. акад. внешней торговли, Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2014. - 336 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 334-336. - ISBN 978-5-9916-2996-6

2. Сафонов, Д. А. Россия в начале ХХ века: учебник / Д. А. Сафонов, А. М. Бакирова, Е. Ф. Томина. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 425 c. — ISBN 978-5-7410-1460-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/61346. html

3. Чураков Д. О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть II. Великая Отечественная война 1941-1945 годы [Электронный ресурс]: учебное пособие по дисциплине «Новейшая отечественная история» / Д. О. Чураков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2014. — 192 c. — 978-5-4263-0183-2. — Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/70007. html

4. Россия в XXI веке. Политика. Экономика. Культура: учебник для студентов вузов / О. Д. Абрамова, Г. И. Авцинова, О. Н. Астафьева [и др. ]; под ред. Л. Е. Ильичева, В. С. Комаровский. — М. : Аспект Пресс, 2016. — 496 c. — ISBN 978-5-7567-0848-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/80704. html

Дополнительная литература:

 

1. Трудные вопросы истории России. XX - начало XXI века: учебное пособие / А. Б. Ананченко, В. П. Попов, В. Ж. Цветков, Д. О. Чураков; Министерство образования и науки Российской Федерации; под общ. ред. А. Б. Ананченко. - Москва: МПГУ, 2016. - Вып. 1. - 272 с. - ISBN 978-5-4263-0336-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=469407 (19. 02. 2018).

2. История России XX - до начала XXI века: учеб. пособие / Л. В. Милов, С. В. Воронкова, А. И. Вдовин и др. ; под ред. Л. В. Милова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Эксмо, 2010. - 959 с. - (История России с древнейший времен до начала XXI века). - ISBN 978-5-699-18159-9

3. Россия. ХХ век: История. Мифы. Память [Электронный ресурс]: коллективная монография / С. В. Алексеев [и др. ]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, Центр образовательных технологий, 2014. — 144 c. — 978-5-98079-998-4. — Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/39702. html

4. Чураков, Д. О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть 1. 1917-1941 годы: учебное пособие по дисциплине «Новейшая отечественная история» / Д. О. Чураков. — М. : Прометей, 2013. — 192 c. — ISBN 978-5-7042-2383-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/24005. html

 

Исследовательская литература:

1. Телицин В. А. Новая экономическая политика: взгляд из русского зарубежья. // Вопросы истории, 2000, №8, С. 30-42.

2. Орлов И. Б. Современная Отечественная историография НЭПа: Достижения, проблематика, перспективы // Общественная история, 1999, №1, С. 102-116.

3. Шишкин В. А. НЭП: от «военного коммунизма» к «социалистическому» реформаторсву. Судьбы НЭПА. // Шишкин В. А. Власть, политика, экономика. - М. 1997.

4. Нерешина Л. А. Соотношение политики, экономики. Завершающая стадия НЭПа // Отечественная история, 1996, № 2, С. 208 – 212.

5. Файн Л. Е. Советская кооперация в тисках командно-административной системы (20-е гг. ) // Вопросы истории, 1994, № 9, С. 35 – 37.

6. Богатырев. М. А. Н. И. Бухарин о НЭПе: рынке и социализме // Известия вузов Сев. – Кав. регион, 1994, № 1-2, с. 31 – 36.

7. Марвановский В. А. Кооперация и НЭП: миф и реальность // Государство и право, 1993, № 12, С. 135 – 142.

8. Лютов Л. Н. Неэффективность промышленности в условиях НЭПа // Вопросы истории. 2000. № 4, 5.

9. Носова И. П. К изучению проблемы управления сельским хозяйством. 1917 – 1929 гг.: Историографические заметки // Вестн. МГУ. Сер. 8. История, 1993, № 3, С. 75 – 86.

10. Чуканов И. А. Политика большевиков Среднего Поволжья в голодные 1918-20-е гг. // Вопросы истории, 2001, № 3, С. 128-134.

11. Как избавиться от «деревянных» // Родина, 1993, № 2, С. 64 – 65.

12. Быстрова И. В. Государство и экономика в 1920-е годы: борьба идей и реальность. // Отечественная история, 1993, № 3, С. 19-34.

13. Венер М. Лицом к деревне: советская власть и крестьянский вопрос( 1924-1925гг. )// Отечественная история, 1993, № 5, С. 86-107.

14. Виноградов С. В. НЭП: опыт создания многоукладной экономики. - М., 1996.

15.  Голанд Ю. Кризисы, разрушившие НЭП. – М., 1991.

16. Ульянова С. Б. Противоречия в промышленности в 1920-х годах// Вопросы истории, 2003, №6, С. 144-158.

Методические рекомендации

При подготовке к занятию необходимо проанализировать состояние экономики, социальной и политической сфер жизни Советской республики к началу 1921 г., подвести итоги гражданской войны. Надо быть готовым к дискуссии о характере причин тяжелого положения общества: следствие войны, результаты политических ошибок большевиков, отражение системного кризиса в мировом развитии, «перехлесты» революции и потребность в реставрации, восстановлении экономики. Именно в этой плоскости и лежит ответ на вопрос о причинах перехода к НЭПУ. Раскрывая сущность НЭПа, необходимо применить к ней мерки политической тактики, программной стратегии и реальной практики.

Второй вопрос строится на тщательном изучении реальностей социально-экономической жизни страны. Надо раскрыть содержание реформ, их ограниченность и объективную сложность реализации, проанализировать социальные изменения: как структурные, так и уровень жизни различных слоев населения, практику хозяйственной жизни в сельском хозяйстве, торговле, финансах, промышленности.

Именно 2-ой вопрос обеспечит студента материалом для обсуждения вопроса об альтернативах экономического развития страны в конце 20-х годов, о внутренних и системных причинах гибели НЭПа, о случайности, либо неизбежности свертывания этой политики.

В процессе самостоятельной работы к семинару обратите внимание на такие понятия как кризис и типы кризисов, система и экономика, тактика и стратегия, теория и практика.

Темы рефератов:

1. НЭП на Северном Кавказе, на Ставрполье.

2. Голод 1920-х годов и пути его преодоления.

3. Крестьянство и рабочий класс в годы НЭПа.

4. Социокультурные типы в советской повседневности 20-х годов.

5. Творцы финансовой реформы и их судьбы.

 

Литература к рефератам:

1. Лебина Н. «Онепивание» маленького человека в эпоху больших реформ в 1920-е гг. //Родина, 2001, №6, С. 62-66.

2. Лебина Н. Повседневная жизнь советского города 1920-1930 годы. – СПб, 1999.

3. Измозик В. НЭП через замочную скважину: Советская власть глазами обывателя. // Родина, 2001, №8, С. 81-87.

4. «Пьют партийцы и комсомольци и все, все…»: справка Информ отдела ЦК РКП(б) И. В. Сталину. 1925г. // Исторический архив, 2001, №1, С. 4-13.

5.  Юровский В. Е. Архитектор денежной реформы 1922-1924. // Вопросы истории, 1995, №2, С. 138-144

6. Власть и оппозиция в переходном обществе. НЭП и казачество. // НЭП и становление гражданского общества в России: 1920-е годы и современность. - Краснодар, 2001, С. 194-220.

7. Баранов А. В. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики. - СПб. 1996.

8. Окорочкова Т. С. Женский труд в промышленности СССР в годы НЭПА // Социологические исследования, 1999, №9, С. 93-100.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...