ТЕМА: Гражданская война и социально-политическая
ТЕМА: Гражданская война и социально-политическая жизнь в России в годы войны. 1. Проанализируйте социальную ситуацию в стране, ее международное положение, политику большевиков к лету 1918 г. и смоделируйте возможные альтернативные сценарии развития событий. Почему победил сценарий жесточайшего военного противостояния? 2. Составьте карту военных действий Красной Армии и на ее основе определите собственную периодизацию войны, где главный критерий – действия антибольшевистских сил. 3. Объясните, почему в историографии 30-ых гг. одно из первых мест занимает миф о гражданской войне и ее героях? 4. Систематизируйте фактические данные о белом и красном терроре и дайте их характеристику. Ваша точка зрения на возможность политического, социального, исторического оправдания террора? 5. Раскройте содержание ленинской метафоры «красногвардейская атака на капитал». Что понимал Ленин под социалистическими преобразованиями, а что – под общедемократическими? Как соотносил Ленин понятия «буржуазный» и «демократический»? 6. Вскройте механизм появления «человека с ружьем» и дайте ему социально-психологическую характеристику. Определите место данного социокультурного типа в пространстве гражданской войны и в повседневности «военного коммунизма». 7. Какие социальные группы были питательной средой «военного коммунизма»? В чем была политическая и социальная привлекательность этой политики? 8. Определите степень и характер влияния военной интервенции на ход Гражданской войны в России. Чем можно объяснить использование в периодизации войны «походов Антанты»? 9. Сформулируйте цели белого движения и методы борьбы за их достижение. Как влияли эти цели на реальную политику белых?
10. Составьте таблицу основных фронтов гражданской войны, в которой будут включены фронт, командующие обеих сторон и время активных боевых. Основываясь на данных таблицы, определите этапы Гражданской войны, наиболее опасные для советской власти и наиболее значимые для победы большевиков. Источники и литература 1. Зимина В. Д. Белое движение в годы гражданской войны. Учебное пособие. -Волгоград, 1995. 2. Хрестоматия по Отечественной истории (1914-1945гг. ) / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина – М, 1996. 3. Воспоминание ген. Барона Врангеля – 2-х ч., М., 1992. 4. Бровкин В. Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы. // Вопросы истории, 1994, №5, С. 24-39. 5. Дронов С. В. Некоторые проблемы истории гражданской войны в Сибири. // Вопросы истории, 1999, №6, С. 46-63. 6. Савинков В. Красные. ( Из записок о гражданской войне)// Родина, 1999, №7, С. 58-63. 7. Голдин В. И. Интервенты или союзники? Мурманский узел в марте-июне 1918 года // Отечественная история, 1994, №1, С. 74-88. 8. Юрченко В. Мятеж, которого не было (К истории чехословацкого корпуса)// Родина, 1994, №1, С. 28-34. 9. Овечкин В. В. Изъятие лошадей у населения для красной армии в годы гражданской войны. // Вопросы истории, 1999, № 8, С. 114-124. 10. Красный террор. // Шипунов Ф. Я. Истина Великой России. - М., 1992. 11. Шерер Ю. Большевики на распутье: Богданов и Ленин// Россия ХХI, 1996, №5/6, С. 115-132. Коллоквиум: Политика военного коммунизма. 1. Теоретические основы, практические и идейные истоки политики военного коммунизма. Проблема целесообразности политики военного коммунизма. 2. Программные представления большевиков о новом социалистическом обществе и большевистская практика военного коммунизма в экономике, политике, идеологии. 3. Российское крестьянство и военный коммунизм: Характер взаимоотношений и последствия. 4. Основные тенденции историографии военного коммунизма.
Литература 1. Бордюгов Г. А., Козлов В. А. «Военный коммунизм»: ошибка или «проба почвы»? //История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991. 2. Берхин И. Б. Так что же такое «военный коммунизм»? /История СССР, 1990, № 3. 3. Булдаков В. П., Кабанов В. В. «Военный коммунизм» идеология и общественное развитие //Вопросы истории, 1990, № 3. 4. Военный коммунизм: как это было. – М., 1991. 5. Дмитренко В. П. Политика «военного коммунизма»: преодоление и опасности //Вопросы истории КПСС, 1990, № 2. 6. Павлюченков С. А. Военный коммунизм – в плену большевистской доктрины //Исторические исследования в России. - М., 1996. 7. Давыдов А. Ю. «Мешочничество» и советская продовольственная диктатура// Вопросы истории, 1994, № 3. 8.. Суворова Л. Н. За «фасадом» «военного коммунизма»: политическая власть и рыночная экономика // Отечественная история, 1993, №4, С. 48-59. 9. Хазиев Р. А. «Антоновский НЭП» эпохи военного коммунизма» на южном Урале: рыночная альтернатива командно-распределительной экономике. // Отечественная история, 2001, №6, С. 46-60. 10. Коган Л. А. Военный коммунизм // Вопросы истории, 1998, №2, С. 122-134. 11. Фрайн А. Е. Военно-коммунистический эксперимент над Всероссийской кооперацией (1918-1920 гг. ) // Вопросы истории, 1997, №11, С. 25-41. ТЕМА: Экономическая политика большевиков в 20-е годы.
1. Определите содержание злободневных проблем, которые стояли перед страной после окончания Гражданской войны. Почему в рамках политики военного коммунизма не удалось их разрешить? 2. Сравните решения IX съезда РКП(б) – 1920 г. с резолюциями ЦК РСДРП (меньшевиков) – 1920 г. и резолюциями ЦК эсеров – 1919 года. Выделите ключевые положения экономической политики, предлагаемой меньшевиками и эсерами в конце гражданской войны. 3. Соотнесите понятие «системный кризис» с положением в Советской республике после гражданской войны и выделите основные признаки системного кризиса в России к началу 20-х годов. 4. Установите связь между событиями 1921 г. в Кронштадте и решением Х съезда о замене разверстки продналогом. Почему большевистская власть извлекла уроки не из крестьянской войны, а из Кронштадтского восстания? 5. Перечислите требования восставших в Кронштадте и объясните, чем они были порождены. Можно ли считать это восстание частью Гражданской войны?
6. На примере осуществления в рамках НЭПа финансовой политики покажите внутренние противоречия новой экономической политики. 7. Составьте таблицу, отражавшую основные социальные группы населения России периода НЭПа, и определите реальные результаты этой политики для каждой из них. На основании этой же таблицы проанализируйте отношение различных социальных слоев к НЭПу. 8. Какие права получил крестьянин при принятии Земельного кодекса РСФСР? 9. Проанализируйте тенденции НЭПа во второй половине 20-х годов и сформулируйте собственную точку зрения на характер факторов, отражавшихся в этих тенденциях. Источники и литература 1. Горинов М. М. НЭП: поиски модели развития – М., 1990. 2. Кронштадская трагедия 1921 г. //Вопросы истории, 1994, № 4-7. 3. НЭП: приобретения и потери. – М., 1994. 4. Павлюченков С. А. Крестьянский Брест или предыстория большевистского НЭПа. – М., 1996. 5. Цакунов С. В. В Лабиринте доктрины. – М., 1994. 6. Щетинов Ю. А. За кулисами кронштадтского 1921 г. //Вестник МГУ. История. – 1995, № 2, 3. 7. Данилова Е. Н. Иммиграционная политика и создание трудовых коммун из иммигрантов и реэмигрантов в СССР в 1920 гг. // Вест. Московского ун-та. Сер. 8 История. 2002. -№ 1. С. 3-20. 8. Хрестоматия по Отечественной истории. (1914-1945гг. ) / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М, 1996; 9. Во власти утопии. //Россия ХХ век. Документы и материалы. / Под ред. А. Б. Безбородко. - М, 2005. С. 146-169. 10. Богатырев. М. А. Н. И. Бухарин о НЭПе: рынки и социализм // Известия вузов Сев. – Кав. регион, 1994, № 1-2. с. 31 – 36. 11. Хазиев Р. А. « Антоновский НЭП» эпохи военного коммунизма на южном Урале: рыночная альтернатива командно-распределительной экономике. // Отечественная история, 2001, № 6, С. 46-60. 12. Ликвидация «Антоновщины» // Отечественный архив, № 1996, С. 34-66. 13. Есиков С. А., Протасов Л. Г. Антовщина. Новые подходы //Вопросы истории, 1992, № 6-7.
ТЕМА: Политическая жизнь страны в 20-е годы 1. Выявите специфику и место дискуссии о профсоюзах во внутрипартийной борьбе 20-х г. 2. Определите политический контекст теоретических споров о путях социализма в СССР в дискуссиях 20-х гг. Сформулируйте практическое содержание политической борьбы в середине 20-х – начале 30-х гг.
3. Можно ли говорить о «троцкизме» как теоретическом и политическом течении в марксизме в 20-е годы? 4. Дайте определение понятию «термидор» и объясните его использование оппонентами сталинского режима. 5. Проанализируйте структуру, функции и практическую деятельность советских общественных организаций в 20-е – начале 30 годов и покажите, как менялась их природа. Определите их место и роль в политической системе Советского государства. 1. Почему «любимца партии» Бухарина не поддержала партия? Источники и литература 1. Плимак Е. Г. Политическое завещание Ленина: Истоки, сущность, выполнение. – М., 1989. 2. Кун М. Бухарин: его друзья и враги. – М., 1992 3. Емельянов Ю. В. Заметки о Бухарине: Революция, история, личность. – М., 1989. 4. Волкогонов д. А. Троцкий: Политический портрет. – М., 1992. 5. Валентинов Н. В. Наследники Ленина. – М., 1991. 6. Тюремные рукописи Н. И. Бухарина: в 2 кн. – М., 1996. 7. У меня одна надежда на тебя: Последние письма Н. И. Бухарина И. В. Сталину. 1935 – 1937 гг. // Исторические архивы. 2001. №3. С. 47 – 85. 8. «Обнимаю, ибо чист » (Публикация письма Ворошилову от 1936 г. и ответы на него). // Военно-исторический журнал. 1989. №2. С. 70 – 71. 9. Перед смертью не лгут (Письма Бухарина в Секретариат ЦК ВКП(б)). // Отечественные архивы. 1995. №5. С. 19. 10. Письма Бухарина (1924 – 1936 гг. ): Предисловие института марксизма – ленинизма при ЦК КПСС. / Публ. Коровойникова В. Ю. // Вопросы истории КПСС. 1988. №11. С. 42 - 50. 11. Хрестоматия по Отечественной истории. (1914-1945гг. ) / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М, 1996; 12. Во власти утопии. //Россия ХХ век. Документы и материалы. / Под ред. А. Б. Безбородко. - М, 2005. С. 150-157, 173.
ТЕМА: Национальная политика большевиков и ее реализация 1. Сравните взгляды Ленина на характер национально-государственного строительства России до революции и накануне образования СССР? Чем Вы объясните трансформацию его позиции? 2. Проанализируйте официальные документы Советской власти 1918 – 1922 гг. по национальному вопросу и сравните их с программными и тактическими решениями большевиков до революции. 3. Изучите практику национального строительства в РСФСР до образования СССР и на основе фактов национально-государственного реформирования 1918-1922 гг. составьте схему федеративного устройства советской республики. 4. Сформулируйте суть возражений В. И. Ленина против культурно-национальной автономии. 5. Что Вы понимаете под термином «социалистический унитаризм»? Какое отношение он имеет к взглядам Ленина по национальному вопросу?
6. Сравните взгляды И. В. Сталина на объединение советских республик накануне образования СССР с тактикой ЦК большевиков в годы империалистической войны. 7. Основываясь на документальных данных об объединительном движении в республиках, определите основные черты этого процесса и дайте общую характеристику объединительному движению. 8. Сформулируйте методы практической реализации Союзного Договора и Декларации об образовании СССР и их факторы влияния. 9. Составьте таблицу национально-государственных изменений в стране с 1917 по 1936 годы. Определите динамику национального развития. 10. Как влияла социальная природа советской системы на характер национальных отношений в СССР?
Источники и литература 1. Абдулатипов Р. Г. Природа и парадоксы национального. - М., 1991. 2. Анисин Ю. В. Национальные проблемы России в программах и тактике партий революционно-демократического лагеря. - М., 1991. 3. Ленин В. И. К вопросу о национальных или об «автономизации». //Полн. собр. соч., Т. 45. 4. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос. - М., 1952. 5. Андреевская Т. П. Национальная политика Советского государства (1917-1940). // Преподавание истории в школе, 2000, №1, С. 75-80. 6. На пути к «социалистическому унитаризму» //Отечественная история, 1992, № 4. 7. Национальный вопрос на перекрестке мнений. – М., 1992. 8. Тадевосян Э. В. Советский федерализм: теория, история, современность. //История СССР, 1991, № 6. 9. Шелохаев В. В. Национальный вопрос в России: либеральный вариант решения //Кентавр, 1993, № 2. 10. Зубов А. Б. Плюрализм тоталитарности: Этнические меньшинства и господствующая народность в Советском государстве в 1918-1938 // Полис, 1993. № 6. С. 135-144. 11. Кулешов С. Великодержавность - это качество жизни. // Родина, 1995, №2, С. 96-98. 12. Рафальский О. Крапленая карта. Нацменьшинства в этнополитических играх 1920-1930-х годов. // Родина, 2000, №8, С. 21-23. 13. Семаков С. Н., Терещенко Ю. Я. Рождение Союза ССР - важнейшая веха в борьбе за равноправие и дружбу народов. -М., 1986. 14. Филиппова Т. «Исход братьев». Переселение немцев менонитов из СССР в конце 20-х гг. // Родина, 2002. №10. С. 89-92.
ТЕМА: Политический режим в СССР в 30-е годы 1. Какие социальные элементы советского общества стали опорой сталинского режима и почему? 2. Определите альтернативы развития советского общества после смерти Ленина. Какие из них реализовались и почему? 3. Была ли неизбежной победа Сталина в политическом противоборстве конца 20-х гг.? Аргументируйте свою позицию. 4. Проанализируйте природу политического террора после революции 1917 г. до Великой Отечественной войны. В чем специфика политики массовых репрессий 30-х годов? 5. Приведите примеры сопротивления сталинскому режиму и объясните причины поражения противников Сталина. 6. Проанализируйте содержание Конституции 1936 года и дайте оценку. Как соотносятся положения Конституции с деспотизмом политического режима Сталина? 7. Основываясь на анализе источников, определите социальный статус, реальное положение спецпереселенцев и их трансформацию Почему в СССР не сложилось массовое движение против сталинской диктатуры? 8. Раскройте механизм сращивания партии и государства в 20-е – 30-е годы. Кому реально принадлежала политическая власть СССР в 30-е годы? 9. Сформулируйте причины уничтожения Сталиным старой партийной гвардии. 10. Дайте определение советской номенклатуре. Можно ли считать ее самостоятельным социальным слоем?
Источники и литература 1. «Я все же жив…» Письма из неволи. /Сост. О. В. Андреева. -М., 1990. 2. Ахиезер А. С. Мифология насилия в советский период (возможность рецидива) // ОНС, 1999, № 2, С. 85-93. 3. Золина Е. С. Десталинизация в СССР в оценках политологов // Международная жизнь, 1993, № 7, С. 138-144. 4. Инквизитор: Сталинский прокурор Вышенский (сборник статей. сост Кутаорина). - М., 1992. 5. Иосиф Сталин – Лаврентию Берии:. Документы, факты, комментарии. - М., 1992. 6. Кокурин А. И. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль XXI, 2001, №12, С. 96-116. 2002. № 2. С. 93-122. 7. Лопухов А. М. У истоков сталинизма. // Преподавание истории в школе, 1991, № 2, С. 113-120. 8. Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 // Вопросы истории, 1995, № 11-12, С. 3-23; № 8. С. 3-25; №10. С. 3-28. 9. Рыбаковский Л. Л. Роковые тридцать седьмые / Л. Л. Рыбаковский // Социс, 2003, № 5, С. 122-131. 10. Стенограммы очных ставок в ЦК ВКП(б). Декабрь 1936. // Вопросы истории, 2002, №4, С. 3-12. Окончание. Начало: № 3. 11. Тумшис М. А. Еще раз о кадрах чекистов 30-х гг. // Вопросы истории, 1993, № 6, С. 190-191. 12. Феофанов Ю. В. Бремя власти. - М., 1990. 13. Фрагменты стенограммы декабрьского пленума ЦК ВКП (б) 1936 г. // Вопросы истории, 1995, № 1, С. 3-22. 14. Черная книга коммунизма. Преступление, террор, репрессии: 95 миллионов жертв. - М., 1999. 15. Черушев Н. С. Тридцать седьмой год: НКВД и Красная Армия // Военно-исторический архив, Вып. 5. 1998. С. 136-201. ; 1999. Вып. 7. С. 3-81. ; 2000. Вып. 10. С. 165-268; Вып. 13. С. 90-130; Вып. 14. С. 22-45; Вып. 15. С. 86-102. 16. Юнге М. Как террор стал «большим»? Проведение в жизнь оперативного приказа № 00447 в 1937-38гг. // Свободная мысль. 2003, №10, С. 94-102. 17. Из работы В. И. Ленина «Письмо к съезду» // Россия ХХ век. Документы и материалы. / Под ред. А. Б. Безбородко. - М, 2005. С. 212.
ТЕМА: Социально-экономическое развитие СССР в конце 20-х – 30-е годы 1. Определите основные элементы командно-административной экономики в контексте процессов модернизации в советском государстве. 2. Дайте характеристику плановой экономике. Возможно ли планирование в сочетании с рыночными отношениями? 3. Проанализируйте показатели первого пятилетнего плана и его результаты. Почему он не был выполнен? 4. Объясните сталинский лозунг «Что невозможно технически, возможно коммунистически! » с точки зрения развития экономики и политики. 5. Определите преемственность процесса индустриализации страны с конца XIX века до 30-х годов и специфику советской индустриализации. 6. Раскройте политический контекст советской индустриализации. 7. Дайте экономическую и политическую оценку лозунга «Пятилетку – в четыре года». 8. Перечислите источники накопления для развития промышленности. Какие из них были использованы советской властью и почему? 9. Раскройте основные взгляды Бухарина на перспективы развития советской экономики. Можно ли их считать альтернативой сталинской экономической политике? 10. Рассмотрите состояние экономики Запада 30-х годов. Каким образом это влияло на советскую политику? 11. На основе анализа источников определите реальную роль социального энтузиазма в экономическом развитии СССР. 12. Изучив партийные документы конца 20-х годов и реальную ситуацию в стране, сформулируйте декларируемые и реальные причины перелома в экономической политике в конце 20-х годов. 13. Используя конкретные данные, сравните чрезвычайные меры 1927-1928 гг. с продовольственной диктатурой 1918 г. 14. Какие группы и классы в стране и в деревне стали социальной опорой коллективизации, а какие выступили против политики сплошной коллективизации? Аргументируйте свой ответ. 15. Изучите источники и определите характер влияния процесса сплошной коллективизации на социальные отношения и социальную структуру советского общества. 16. Как Вы понимаете тезис о том, что политика Сталина в отношении крестьянства в 30-е гг. явилась «революцией сверху»? 17. Определите взаимосвязь советской индустриализации и сплошной коллективизации как целостной политики Источники и литература 1. Павлова И. В. Механизм политической власти в СССР в 20-30-е гг. // Вопросы истории, 1998, № 11, 12. 2. Зеленин И. Е. «Закон о пяти колосках»: разработка и осуществление // Вопросы истории, 1998, №1. С. 114-124. 3. Его же. Кульминация «большого террора» в деревне. Зигзаги аграрной политики(1937-1938гг. // Отечественная история, 2004, № 1. С. 175-180. 4. Раздел: «Повседневность»// Родина, 1999, № 1, 3, 6, 10. 5. Тепцов Н. В В дни великого перелома. История коллективизации, раскулачивания и крестьянской ссылки в России (СССР) по письмам и воспоминаниям 1929-1933годы. - М., 2002. 6. Горинов М. М. Советская страна в конце 20-х – нач. 30-х годов //Вопросы истории, 1990, № 11. 7. Конквест Р. Большой террор. Кн. 1, 2. – М., 1991. 8. Осокина Е. А. Жертвы голода 1933 //История СССР, 1991, № 5. 9. Ивницкий И. А. Коллективизация и раскулачивание – М., 1996. 10. Кобанов В. В. Кооперация, революция, социализм – М., 1996. 11. Мошков Ю. А. Зерновая проблема в годы сплошной коллективизации сельского хозяйства СССР – М., 1996. 12. Роговин В. З. Сталинский неопэп. – М., 1995. 13. Дэвис Р., Хлевнюк О. Вторая пятилетка: механизмы смены экономической политики //Отечественная история, 1994, № 3. 14. Зеленин И. Е. Политотделы МТС – продолжение чрезвычайщины //Отечественная история, 1992, № 6.
ТЕМА: Принципы культурной революции и основы формирования новой культуры 20-30-е гг. 1. Определите природу культурной революции как исторического феномена и факторы ее проведения. 2. Почему В. И. Ленин считал главной задачей Советской власти «перевоспитание» человека? 3. Чем Вы объясните плюрализм в художественной культуре и в науке 20-х гг., несмотря на жестокую государственную политику? 4. На основе источников проанализируйте отношение Ленина к старой интеллигенции. Каким образом оно сочеталось с оценкой культурной отсталости Советской страны? 5. Почему Советская власть проводила жесткую линию на ликвидацию неграмотности населения? 6. Используя конкретные примеры, определите специфику функционирования естественных и общественных наук в советском обществе. 7. На основании работ теоретиков Пролеткульта дайте его определение. Почему Ленин выступил с резкой критикой «пролетарской культуры»? 8. Основываясь на знании текстов официальных документов власти, раскройте динамику отношения советского руководства к культурному наследию в 20-е и 30-е годы. 9. Сравните оценку Лениным свободы творчества и реальную политику советской власти по отношению свободы творчества. Почему свобода творчества рассматривалась как угроза для Советской власти? 10. Дайте характеристику российской и советской интеллигенции. Определите их различия и преемственность. 11. Сравните официальную советскую культуру с массовой культурой и определите различие и сходство. 12. Изучив конкретные источники, определите, чем отличалось состояние духовной сферы жизни общества в конце 30-х гг. от периода кануна революции 1917 г? Источники и литература 1. Партийные документы об образовании и культуре. // Хрестоматия по Отечественной истории ( 1914-1945гг. ) / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М, 1996. 2. . Горький А. М. Несвоевременные мысли. – М., 1991. 3. Начало культурной революции. //Хрестоматия по истории СССР. 1990-конец 1930 гг. – М., 1988. 4. Рябцов Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: Первая половина ХХ в. – М, 2003. 5. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б)- ВЧК, ОГПУ, НКВД. О кукльтурной политике 1917-1953гг. / Сост. А. Артузов и О. Наумов. - М, 1999. 6. Васильева О. Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1977 гг. // Вопросы истории, 1993. № 8. С. 41-54. 7. Куликова Г. Б. Под контролем государства: Пребывание в СССР иностранных писателей 1920-30-х годов// Отечественная история, 2003, № 4, С. 43-59. 8. Суров А. Краткий обзор цензурной политики Советского государства // Мемориал, 2000, № 20. С. 26-33. 9. О политике в области культры//Россия ХХ век. Документы и материалы. / Под ред. А. Б. Безбородко. -М, 2005. С. 218-234 10. Культурная жизнь страны 1917-1945. //Хрестоматия по Отечественной истории (1914-1945гг. ) / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М, 1996. С. 693-759 vi. методические пояснения по работе с монографической литературой Цель работы с монографической литературой заключается в развитии самостоятельного мышления и навыков историографического анализа. Студенты на основе изучения монографии знакомятся с принципами научного рецензирования. Кроме того, эта форма работы дает возможность студентам углубить знания по какой либо теме курса. Задание выполняется в форме развернутого конспекта, который включает в себя изложенные ниже пункты. Такие конспекты могут быть использованы на семинарских занятиях и коллоквиумах. Структура рецензии на монографию: 1. Объект, предмет, цели и задачи монографического исследования. 2. Структура монографии и ее внутренняя логика. 3. Характеристика источников, использованных автором. Какие новые источники введены в научный оборот. 4. Оценка автором монографии историографической ситуации по данной теме. Насколько она соответствует новейшим оценкам? 5. Круг проблем, поставленных автором в работе и их взаимосвязь. Степень новизны как этих проблем, так и их постановки. 6. Авторская концепция, ее аргументированность и оригинальность, признанность ее научным сообществом. 7. Общая характеристика работы студентом с позиций современной исторической науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|