Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипноз — не явление, а состояние




Если быть совсем точным, то гипноз следует квалифицировать как «состояние человека, вызванное искусственно с помощью внушения». Известно, что люди поддаются этому внушению в разной степени. Но гипнабельность в той или иной степени есть у каждого, кто не обделен разумом.

Человек так устроен, что перенимает опыт других. Но любой чужой опыт обязательно должен быть эмоционально воспринят. Обусловленная эволюцией необходимость такого сопереживания и сделала людей гипнабельными. Ведь гипноз как состояние человека характеризуется повышением восприимчивости к воздействию гипнотизирующего фактора и понижением чувствительности ко всем другим влияниям.

Интересен вопрос о том, насколько у кого гипнабельность выражена. Исходя из клинического опыта, можно сказать, что наиболее гипнабельны те люди, которые наиболее готовы воспринимать большое количество информации.

К этой категории можно отнести учащихся, особенно старшеклассников, студентов и аспирантов. А когда человек начинает сам обучать других — его гипнабельность падает, даже если никаких других изменений с ним не произошло. Ведь он вступил в стадию передачи опыта другим. Однако замечено, что чем больше интеллектуальный потенциал, тем гипнабельность выше.

Глубина погружения в гипноз зависит от способности мозга воспринимать информацию. А тот, кто вообще ничего не способен воспринять по причине недостатка интеллекта, тот гипнабельным не будет.

Чтение увлекательной книги может дать пример того, как человек откликается на впечатляющее воздействие. Процесс чтения художественной литературы очень близок к состоянию гипноза. Следует помнить, что исследователи могут предположить хорошую внушаемость человека по признаку увлеченности чтением.

Разумеется, не следует сознательно понижать свое интеллектуальное развитие. Умеющий думать очень часто применяет аналитическое мышление, логику. Такой человек не будет попадать под воздействие примитивных текстов или личностей. Но способность к образному мышлению у любителей чтения имеется, также есть желание воспринимать информацию. Два этих фактора способствуют росту гипнабельности.

Когда вы читаете какое-то захватывающее повествование, вы видите перед собой не буквы и не знаки препинания, а живые и яркие образы, портреты героев; буквально слышите их слова, наблюдаете их действия. Точно так же одаренный преподаватель всегда ведет урок или читает лекцию — очень образно, увлекательно, используя интонацию голоса, жесты, правильно подобранные слова. Не все слушатели будут воспринимать это в равной степени, но, тем не менее, лекция искусного преподавателя — не что иное, как сеанс массового гипноза.

Непревзойденный мастер гипноза — любой талантливый актер.

Таким образом, главное условие суггестии — эмоциональность и образность передаваемой информации. То есть вести сеансы гипноза в принципе может любой человек, достаточно эмоциональный, обладающий способностью к образному выражению своих мыслей. Он может использовать и чужие тексты. При этом гипнотизеру нужно воспользоваться лишь необходимыми атрибутами: блестящими шарами, полумраком, ритмикой звуков, интонациями голоса.

Мы знаем, что некоторые гипнотизеры проводят почти театрализованное представление. При этом, как правило, ставится только одна задача — заработать популярность и славу. Кроме того, в зале могут быть люди с различными психическими состояниями, поэтому и пользы от такого сеанса немного.

Вести индивидуальный сеанс гипноза во много раз сложнее, чем работать в большой аудитории. У каждого человека в толпе гипнабельность становится выше, потому что на него воздействуют окружающие. Это так называемое явление «взаимной суггестии». Например, в большой аудитории кусочек ваты смачивается какой-то жидкостью. При этом сообщается: «Сейчас начнет распространяться достаточно сильный неприятный запах. Кто почувствует его — прошу поднять руку». Проходит несколько минут, и в первых рядах начинают подниматься руки. Их будет все больше и больше.

Многим людям можно методом гипноза внушить улучшение состояния, особенно если болезнь имеет психогенную природу. Например, соматизированную депрессию в основном лечат гипнозом. Однако известны случаи, когда после сеансов человеку становилось не лучше, а хуже.

Любое сильнодействующее средство следует принимать по индивидуальному назначению, в соответствующей дозе и под наблюдением врача. И гипноз как лечебный метод ни в коем случае нельзя применять бесконтрольно, потому что эффект от сеанса гипноза индивидуален.

У разных людей разная реакция на выдаваемую информацию. Поэтому главное условие безопасности гипноза — обратная связь с врачом.

Например, внушение «приятного тепла» у некоторых людей может вызвать самые настоящие ожоги. Поэтому обязательное условие применения гипноза в практических лечебных целях — проведение этих сеансов только врачом. Вообще существует совместное постановление Минздрава и Минюста, запрещающее лечебное использование техники гипноза людьми, не имеющими медицинского образования.

В медицине гипноз используется в основном с целью вызвать так называемое «охранительное торможение». Сеанс гипноза может, например, нормализовать артериальное давление, снять повышенную напряженность нервной системы, уменьшить болевые ощущения… Еще врачи используют гипноз как антидепрессант, как способ настроить человека на активную борьбу с болезнью.

К тому же не надо забывать, что человек в принципе подвержен внушению не только на сеансах гипноза, но и в любом процессе общения. Это влияние окружения иногда сильнее самого сильного гипнотического воздействия.

Гипноз — это средство заставить человека поверить в то, чего на самом деле в данный момент нет. Поэтому многие стараются избегать откровенного гипнотического воздействия. Однако есть методика, так называемый эриксоновский гипноз, в процессе которого не используется расхожий лексикон гипнотизеров, не произносятся слова сон, спать, гипноз и тому подобные, прямо указывающие на то, что вас вводят в гипнотическое состояние.

Принципами такого гипноза пользовался Наполеон, который славился своим умением управлять многотысячной толпой. В современный период мы можем обнаружить применение технологий гипноза: скандирование, ритмичные раскачивания, повторяющиеся движения, размахивание флагом. Пользуются суггестивными техниками и представители различных религий. Те же атрибуты — полумрак, яркое световое пятно в центре, ритмично повторяющиеся песнопения.

Эволюция закрепила высокую гипнабельность индивидуума в состоянии затяжного стресса. Известно, что пьющему или курящему перед сеансом предписывается пару дней не употреблять алкоголя или никотина, страдающему излишним весом — не есть. Человек приходит на сеанс в таком стрессовом состоянии, что гипнабельность у него повышается.

 

Преступные внушения

Вопрос о том, может ли человек поддаваться преступным внушениям, особенно интересует юристов. Ответ на него пытались получить не раз с помощью экспериментальных исследований.

Профессор уголовного права в Нанси Льежуа специально занимался этим вопросом. Оказалось, что загипнотизированному иногда удается внушить то или иное преступное действие. Например, Льежуа однажды внушил усыпленному: «Вы мне должны 500 франков, потрудитесь подписать мне вексель на эту сумму». Испытуемый оспаривал этот факт. Тогда Льежуа сказал: «Ваша память вам изменила, я припомню обстоятельства: в этой самой комнате вы просили у меня 3 недели назад эти деньги — и я здесь же вручил вам эту сумму 20-франковыми монетами». Испытуемый колебался, напрягал свою память, а затем, словно что-то вспомнив, подписал вексель.

 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Исследователь М. Турет произвел в лаборатории Шарко в присутствии врачей показательный опыт. Он внушил особе В., что она должна отравить некоего О.

Женщина сначала отказывалась, ссылаясь на то, что О. ничего дурного ей не сделал, но когда экспериментатор внушил ей, что этот господин является яблоком раздора между ней и одной ее хорошей знакомой, согласилась. Тогда экспериментатор взял стакан, налил туда пива, якобы добавил яду и сказал, что после пробуждения она должна заставить О. выпить раствор. Затем он разбудил В.

Через несколько минут очевидцы этого опыта наблюдали, как она непринужденно подходит к г-ну О. и говорит: «Боже мой, как тут жарко, неужели вас не мучит жажда? Я умираю от жажды. Мадам Л., нет ли у вас пива? Одолжите нам бутылку». О. в ответ заявляет, что ему не жарко и что он не желает пить. «Это невозможно при такой жаре, — говорит она. — Неужели вы откажетесь выпить со мной пива? Впрочем, я забыла: госпожа Л. только что предлагала мне пиво. Вот полный стакан, пожалуйста, возьмите из моих рук и выпейте. Вы словно опасаетесь, что в стакане что-либо вредное; смотрите, я сама отведаю». Она дотронулась губами до стакана, сделала вид, будто пьет, но на самом деле не выпила ни капли. О. берет стакан и медленно выпивает; затем он закрывает глаза и падает на пол. Его выносят в другую комнату. «Какое несчастье! — восклицают присутствующие. — Такой молодой еще и умер». «Не было ли в пиве ядовитой примеси? — спрашивает один из них. — Как вы думаете, В.?» «Я ничего не думаю», — отвечает В.

Мнимый следователь опрашивает всех и записывает показания. В конце он обращается к В.: «Вы, конечно, непричастны к несчастью, но, может быть, у вас есть подозрения в отношении кого-либо? Может, кто-то добавил в пиво отраву?» На что В. отвечает: «Могу вас уверить, что этого не могло быть. Ведь я сама пила из его стакана и осталась, как видите, невредима».

Льежуа проводил такие эксперименты довольно часто, при этом придумывал необычные сюжеты. Однажды он вручил некой госпоже под видом мышьяка белый порошок и приказал ей растворить его в воде и поднести на завтрашнем балу указанному лицу. На вполне вероятный вопрос о содержимом стакана она должна ответить, что это сахарная вода. Загипнотизированная исполнила в точности внушенное и на вопрос, что в стакане, ответила взволнованно: «Сахарная вода, пейте скорее».

Однажды гипнотику было внушено украсть носовой платок у своего соседа. Проснувшись, он начал изображать пьяного, шатаясь подошел к указанному лицу и, как бы нечаянно падая на него, вытащил платок из кармана соседа. В другом подобном случае гипнотик подошел к указанному лицу с вопросом: «Что это у вас в руке?» — и пока тот удивленно смотрел на свою руку, из его жилета исчезли часы.

При анализе случаев оказалось, что не все «преступные» участники эксперимента одинаково послушны. Одни совершают «преступление» как бы автоматически, не отдавая себе отчета в происходящем, другие, наоборот, вполне усваивают внушенную мысль и стараются так или иначе оправдать или мотивировать свой поступок, третьи же, наконец, оказывают чрезвычайное упорство и не исполняют внушений. Нередко случается, что гипнотик, послушно исполняющий всякого рода невинные, смешные и нелепые поступки, вдруг отчаянно сопротивляется внушаемой установке на выполнение серьезного акта — совершить кражу, дать кому-нибудь пощечину и т. п. При выполнении такого рода внушений нередко происходит очень сильная борьба между внушением и личными свойствами характера субъекта, его нравственными и эстетическими императивами, унаследованными или приобретенными.

У загипнотизированного все же сохраняется бодрствующей некоторая часть сознания. Как можно заключить на основании ряда проведенных экспериментов, индивидуальность субъекта и способность его инстинктивно сознавать важность совершаемого поступка не совсем парализуется. То есть какие-то слои подсознания удерживают мысли о неправомерности происходящего.

В действительности преступные внушения если и удаются, то исключительно в экспериментах с теми, у кого отсутствует нравственный императив, а также с психически больными людьми, у которых воля ослаблена настолько, что они не могут дать адекватный отпор чужим влияниям. Человек душевно здоровый, у которого нравственные устои закреплены на уровне подсознания, не может сделаться объектом преступного внушения, если даже и удастся погрузить его в состояние транса. Умственно здоровый человек обладает способностью подавлять в известной степени влияющие на него стимулы, давать им отпор или выбирать между ними. В этом отношении нельзя не согласиться с вполне верным замечанием, что внушить человеку можно лишь то, чего он желает явно или скрыто и бессознательно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...