Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Видения и галлюцинации в практике религиозного познания




Среди классических примеров этого явления можно назвать видения св. Павла, крест, увиденный Константином, видения святых и т. д. Описания изменения способа восприятия мира встречаются и в оккультных источниках.

 

ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ

Основатель движения мормонов Дж. Смит так описал видение:

«В этот момент страшной тревоги я увидел прямо у себя над головой столп свёта ярче солнца, который постепенно спускался, пока не упал на меня. Как только появился этот свет, я почувствовал себя освобожденным от врага, который было сковал меня. Когда же свет почил на мне, я увидел Двух Лиц, стоявших в воздухе надо мной, Чьи блеск и славу невозможно описать. Один из Них, обратившись ко мне и назвав меня по имени, сказал, указывая на Другого: «Сей есть Мой Возлюбленный Сын. Слушай Его!»

К локальным изменениям восприятия относятся эффекты зрительных, аудиальных и кинестических агнозий, проявляющихся, например, у экстрасенсов. Эти изменения восприятия характеризуются ощущением тепла, холода, покалывания, боли или вибрации в кончиках пальцев или ладонях, чувством потока энергии, проходящего по телу и рукам.

Иногда говорят о видении ауры или внутренних органов пациентов. В науке применяется понятие сенсопатии аудиальной модальности, которая выражается в обращении к тем или иным высшим силам (Абсолюту, энергоинформационному полю) и в получении от них ответов.

Изменение волевой составляющей психики человека проявляется в так называемых автоматизмах — психических состояниях, в которых человек совершает действия, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые вообще. Наиболее мягкой формой автоматизма является совершение действий «по приказу свыше». В этом случае у человека остается возможность не выполнить приказ, если он не соответствует его моральным или каким-либо иным нормам. Примером подобного подчинения может служить библейский пророк Иона, вынужденный проповедовать по приказу Бога, даже вопреки своей воле.

При более сильных проявлениях автоматизмов человек может осознать, что действия, совершаемые его телом, «управляются» не им. Предельным проявлением автоматизма является совершение человеком действий, память о которых полностью утрачивается. Фактически некоторый отрезок времени полностью выпадает из жизни человека.

 

ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ

Православный мистик Исаак Сирин так описал пережитый им опыт:

«В один день хотел я принять пищу, по прошествии пред тем четырех дней, в которые ничего не вкушал. И когда стал я на вечернюю службу, чтобы после оной вкусить, и стоял на дворе келии моей, между тем как солнце было высоко, то, начав службу, только в продолжение первой славы совершил оную с сознанием, а после того пребывал в ней, не зная, где я, и оставался в сем положении, пока не взошло опять солнце в следующий день и не согрело лица моего. И тогда уже, как солнце стало сильно беспокоить меня и жечь мне лицо, возвратилось ко мне сознание мое, и вот увидел я, что настал уже другой день, и возблагодарил Бога, размышляя, сколь благодать Его преизливается на человека».

Психологи особое внимание обращают на то, что автоматизмы могут быть также индуцированы методом внушения или появляться вследствие «психологического заражения». Некоторые религиозные системы придают автоматизмам очень большое значение и используют особые методы для их достижения.

Прежде всего, это некоторые шаманские практики, направленные на «вселение духа», известные как в первобытных культурах, так и в более современных религиозных системах типа ваджраяны, суфизма, вуду. Подобное «вселение духа» представляет собой трансовое состояние, в котором доминирующим психическим образованием, управляющим поведением человека, является одна из вторичных субличностей, в обычных условиях вытесненная на подсознательный уровень.

Для достижения этого состояния использовались в основном психологические методы, такие как особые движения, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочетаний, кружение на одном месте и другие методы, утомляющие и отключающие сознание. В качестве примеров таких методов вспомним джапа-медитацию и суфийские кружения.

Если индивидуальное «я» при этом уничтожается, адепт достигает и конечной цели освобождения, т. е. выхода из всех этических и духовных границ, связанных с борьбой подсознания и сверхсознания. В зависимости от того, происходит ли объединение сознания с подсознательными или сверхсознательными архетипами, речь идет о слиянии с Богом, родом, природой.

Наша жизнь протекает в познании себя. По мнению известного психолога Д. Корнфильда, существует несколько уровней развития человека. На первом уровне люди просто осознают, что они спят. Это достаточно важное прозрение, означающее начало изменений. Люди начинают стремиться к более интенсивной практике, к более реалистичному видению себя в своем мире.

Второй уровень прозрений условно можно назвать уровнем психодинамических, или персональных, откровений. Люди начинают более отчетливо понимать мотивацию своего поведения. В ходе концентрации внимания происходит озарение, которое очень похоже на психотерапевтический инсайт. Прозрение и согласие способствуют психическому равновесию, усвоению способов уменьшения неврозов и страданий.

Глубже психологических прозрений лежат уровни, о которых упоминает, например, восточная литература. Это уровни различных состояний транса, или дхьяны — очень высокой поглощенности или концентрации. Подобные состояния концентрации имеют тот недостаток, что ведут, прежде всего, к ИСС, а не к фундаментальным и устойчивым изменениям личности.

И наконец, область опыта, лежащего за психодинамическим и личностным уровнями, — это надличностные переживания. Так, человек может разотождествиться со своим телом или разумом, начиная видеть, как возникают желания и мотивации, независимо от содержания конкретного желания. Можно ясно увидеть, как от мгновения к мгновению растворяется самость, и это часто ведет в область страха, ужаса, своеобразной внутренней смерти. Позже из этого осознания спонтанно возникает «отпускание» личной мотивации, а вместе с этим растет осознание любви, или, по терминологии буддизма, сознание бодхисаттвы. Человек способен видеть весь мир единым.

Исследователь С. Грофф выделял также архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды. Люди рассказывают истории, очень напоминающие древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции, Центральной Америки и других стран. Эти истории можно сравнить с юнговским описанием не известных, но явно архетипических тем детских снов и снов пациентов.

Некоторые люди через такие состояния проникают в различные системы эзотерического знания. Так, люди, не имеющие понятия о Каббале, переживают состояния, описанные в таких разделах тайного учения Догматической Каббалы, как Зогар и Сефер Иецира, и демонстрируют неожиданную осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезапно сформированного понимания наблюдался также в таких древних формах предсказания, как «И-Цзин» («Книга перемен») или карты Таро.

Могут появиться ощущения мгновенного и мощного высвобождения энергии, движения ее по телу. Человек переживает всеобъемлющее единство существования.

Согласно Юнгу, развитие человека осуществляется через осознание тех образов, которые составляют бессознательное за счет проявления и осознания архетипов. Сформированная таким образом личность является естественной частью коллективной мифологии, не теряя при этом своего эго, что делает подобного человека естественным политическим и религиозным лидером.

А. Колев пишет, анализируя роль политической мифологии: «Отличие псевдовождя от истинного вождя заключается в уровне единства сознательного и бессознательного. Для псевдогероя этот уровень достигается за счет регрессии сознания к пониженной форме коллективного (к более низким формам или вообще к подмене коллективного бессознательного личными бессознательными комплексами).

Пророк и герой имеют историю своего духовного становления и поднимаются над примитивными формами коллективного. Появление лжепророка (пророка ниоткуда) чаще всего связано с психической болезнью, с регрессивным ответом на собственный мировоззренческий конфликт, который при желании всегда можно увидеть за фактами собственной биографии».

 

Методы достижения ИСС

 

Учитывая важность ИСС в системе религиозного опыта, в рамках большинства религий были разработаны методы искусственного вызывания таких состояний. Можно выделить четыре группы подобных методов:

1. Медитативные практики.

2. Психосоматические методы.

3. Дыхательные практики.

4. Использование психоактивных веществ.

Медитативные методы основаны на управлении

функциями психики с помощью концентрации внимания (пассивная медитация) или воли (активная медитация). Простейшими из медитаций первого типа являются тратака — концентрация взгляда на блестящем предмете, созерцание деревянного шарика, практикуемое в Китае, и др. Объектом созерцательной медитации могут быть не только внутренние сигналы, но и различные формы поведения человека.

Медитации второго типа — это различные формы внушения, т. е. активное управление функциями организма с помощью воли. Наиболее известными медитациями этого типа являются визуализация движения энергии в виде сияния определенного цвета, медитация на чакры, органы, мандалы и т. д.

К словесным внушениям относятся медитации, при которых волевая команда подается в словесной форме, как например, в системе аутогенной тренировки Шульца («Моя правая рука тяжелеет…») и самовнушении Э. Куэ («Мне с каждым днем становится все лучше и лучше во всех отношениях»).

Считается, что в западной психологии предпочтение отдается использованию активных техник, в восточных же традициях, наоборот, преобладают техники концентрации, спокойствия, созерцательного подхода.

Медитация третьего типа, собственно говоря, и является медитацией в полном смысле этого слова и представляет собой синтез обоих описанных выше типов.

Практикующий одновременно дает волевые команды, направленные на изменение состояния, и созерцает свое состояние, что позволяет контролировать результативность команд и корректировать их, а следовательно, повышает шансы достигнуть желаемого состояния.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...