Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

20. Станаўленне беларускай савецкай культуры ў 20–30-я гг. ХХ ст.: дасягненні і супярэчнасці.




20. Станаўленне беларускай савецкай культуры ў 20–30-я гг. ХХ ст.: дасягненні і супярэчнасці.

1. Литература. Для белорусской литературы было характерно становление жанра романа. Первым был роман Д Ф. Жилуновича (Тигики Гартпного) «Соки целины». В это время были опубликованы поэмы Якуба Коласа «Новая земля» и «Сымон-музыкант». В них он отразил жизнь, труд и духовный мир простых людей дореволюционной Беларуси. Вышла повесть «В глуби Полесья» — вторая часть одного из самых значительных произведений Я. Коласа «На росстанях». Я. Колас и Я. Купала стали народными поэтами Беларуси.

Лучшим прозаическим произведением 1930-х гг. стала повесть Я. Коласа «Трясина», созданная на основе конкретных фактов. Я. Колас отразил деятельность народного героя деда Талагиа.

Для юного читателя вышли в свет интересные и захватывающие произведения. Среди них — повести Михася Лынькова «Миколка-паровоз», Янки Мавра «Полесские робинзоны».

2. Театр. Под руководством выдающегося белорусского режиссера Е. Мировича — первого заслуженного артиста БССР — происходило становление Белорусского государственного театра (теперь Национальный академический театр имени Я. Купалы). Широкую известность принесли театру спектакли «Павлинка» и «Здешние» по пьесам Я. Купалы. В центре внимания Я. Купалы оказались местные жители во время германской и польской оккупации Беларуси. В 1926—1932 гг. действовал необычный театр — Белорусский государственный передвижной театр, который продолжал традиции башлейки.

3. Кино. 1920-е гг. стали временем зарождения белорусского советского кино. В 1926 г. был создан первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» режиссера Ю. Тарича. Это героико-романтическая кинолента о Гражданской войне по повести М. Чарота «Свинопас». Сюжет киноленты связан с деятельностью юного партизанского разведчика, который участвует в борьбе с польскими интервентами. В конце фильма в освобожденном от интервентов Минске проходит заседание губернского Военно-революционного комитета, где заседают его руководители, в том числе А. Г. Червяков, который сыграл самого себя.

В 1928 г. в Ленинграде открылась киностудия художественных фильмов «Советская Беларусь», которая в конце 1930-х гг. была переведена в Минск.

4. Архитектура. Одним из основателей белорусской советской архитектуры является Я. Лангбард. По его проектам в Минске были построены Дом правительства, Дом Красной Армии, главный корпус Академии наук БССР, Белорусский государственный театр оперы и балета. По проекту И. Лангбарда в Могилеве был возведен Дом Советов, внешне похожий на Дом правительства в Минске. Это было связано с обсуждением вопроса о переносе столицы республики из Минска в Могилев по причине близости границы с Польшей.

5. Живопись. В белорусской живописи исторические события изображал художник М. Филиппович. В 1920-е гг. им были созданы картины «Битва на Немиге», «Восстание К. Калиновского» и др. В 1923 к В. Волков написал картину «К. Калиновский». Художник стал известен как автор монументальных картин, посвященных борьбе за установление и укрепление советской власти. Среди них — картина «Партизаны». Молодой художник Я. Ахремчик создал картины «Подписание Манифеста об образовании БССР», «Вступление Красной Армии в Минск».

 


21. Грамадская, эканамічная, нацыянальна-культурная палітыка ўрада Польшчы ў Заходняй Беларусі (1921–1939 гг. ).

1. Политическое и социально-экономическое положение Западной Беларуси было обусловлено условиями жизни белорусского народа. В соответствии с Рижским мирным договором от 18 марта 1921 г. к Польше отошли Гродненская, восточные районы Виленской и западные районы Минской губерний. Эти территории получили неофициальное название «Западная Беларусь». В официальных польских документах они назывались «кресы восточные»у что означало восточные окраины Речи Посполитой. На этой территории в 1931 г. проживало 4, 6 млн человек, большинство которых составляли белорусы.

Политический режим, который был установлен в результате государственного переворота 1926 г. в Польше, в том числе в Западной Беларуси, получил название «санация» («оздоровление»). Это был режим личной власти, опиравшийся на военную силу, под руководством начальника государства Ю. Пилсудского. На территории Западной Беларуси действовала польская тайная политическая полиция, многочисленные суды и тюрьмы, в 1934 г. был создан концентрационный лагерь в Березе-Картузской.

Западная Беларусь являлась аграрным придатком промышленных районов Польши, рынком сбыта и источником дешевого сырья и рабочей силы. Единственной из традиционных отраслей промышленности, которая приобрела значительное развитие, была деревообрабатывающая. Это привело к чрезмерному использованию лесных богатств, особенно сильно пострадала Беловежская пуща. Наиболее крупными предприятиями были спичечная фабрика в Пинске, табачная и фанерная фабрики в Гродно, стеклозавод «Неман» в Лидском уезде.

В сельском хозяйстве было занято 85 % населения. Однако помещики, которых было менее 1 % от всего количества жителей, владели более чем половиной всей земли. Польское правительство начало селить на «кресах восточных» осадников (бывших польских военнослужащих). Они получали бесплатно или за небольшую плату земельные наделы.

В 1935 г. вспыхнуло восстание нарочанских рыбаков. Дирекция государственных лесов, в ведение которой было передано озеро Нарочь, запретила свободную ловлю рыбы. В результате крестьяне-рыбаки потеряли единственный источник своего существования. Борьба продолжалась до сентября 1939 г.

2. Развитие культуры в Западной Беларуси проходило в условиях полонизации. Она представляла собой систему мероприятий, которые проводились польскими государственными органами, культурными учреждениями, католическим духовенством по распространению польского языка и культуры, по ассимиляции (присоединению к полякам) белорусского населения Западной Беларуси. В 1938/39 учебном году в Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы, хотя число неграмотных среди белорусского населения составляло в 1939 г. почти половину. Прекратилось издание белорусских газет и журналов. Не разрешалось пользоваться белорусским языком в государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

Против полонизации выступила массовая легальная культурнопросветительская организация — Товарищество белорусской школы (ТБШ), существовавшее в 1921—1937 гг. В 1928 г. оно насчитывало около 30 тыс. человек. Свои усилия ТБШ сосредоточило на открытии белорусских народных школ, клубов-читален, библиотек, выпуске белорусских газет, учебников, книг в тех районах, где белорусскоязычное население составляло 25 % и более. Возглавлял ТБШ Б. А. Тарашкевич.

Большинство литераторов, которые поддерживали КП ЗБ, сочетали свое творчество с участием в национально-освободительном движении. Среди них поэт Е. Скурко (литературный псевдоним Максим Танк). Польские власти трижды арестовывали поэта. Он написал героическую поэму «Нарочь» о восстании нарочанских рыбаков.

Одним из основателей национальной исторической живописи стал Я. Дроздович. Он создал рисунки старинных замков в Крево, Гольшанах, серию графических портретов полоцких князей, в том числе Всеслава Чародея. Известен как автор настенных расписных ковров, которые были уникальным явлением в искусстве славянского мира и Европы. Их коллекция хранится сегодня в Заславле, где Я. Дроздович проводил археологические раскопки. Художник серьезно занимался астрономией, разработал теорию происхождения планет Солнечной системы. Своими картинами «Космос», «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне», «Жизнь на Луне» он первым в белорусском искусстве начал космическую тему. Друг Я. Дроздовича художник П. Сергиевич назвал его «Белорусским Леонардо да Винчи».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...